Образование
#Мнения

Почему частные школы могут стать драйверами педагогической практики

Эксперты поделились мнением о том, какое значение может приобрести в ближайшем будущем частное образование. А глава Рособрнадзора дал свой прогноз.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Российское школьное образование идёт в сторону стандартизации. Об этом говорят новые ФГОС и унификация программ. Конечно, в связи с этим возникает вопрос — останется ли у педагогов пространство для творческих экспериментов и поиска новых практик? Если да, то кто займёт передовые позиции в новых условиях?

Участники прошедшего в конце лета фестиваля «Генерация-2022», организованного Павловской гимназией, предположили, что теперь драйвером могли бы стать частные школы. Пересказываем основные аргументы в пользу этой позиции.

Частные школы могут дать вариативность

Специалисты сходятся во мнении, что пока в государственном образовании выстраивается унификация, задачей частных школ становится удержание вариативности. На это сегодня есть общественный запрос, уверена федеральный эксперт в сфере образования Мария Миркес. За последние годы в одной только Москве открыли сотни частных школ и семейных классов.

Мария Миркес
Фото: Павловская гимназия

Но чтобы удерживать вариативность, частным школам нужно прежде всего самим позаботиться о репутации рынка частного образования. Здесь, по словам спикера, есть некоторые проблемы.

Данные исследований говорят о том, что родители готовы вкладывать деньги в развитие детей, даже при ограниченных финансовых возможностях. Мария Миркес привела в пример отчёт «Альфа Страхования» за 2020 год: во время пандемии россияне начали активно экономить, но при этом увеличили на треть расходы на обучение детей. Однако деньги эти, по данным всё того же исследования, ушли не на школы, а на репетиторов.

Что касается качества открываемых частных школ, то оно зачастую оставляет желать лучшего (людям бывает достаточно и такого простого преимущества, как «там не орут на детей»).

То есть родители просто не видят ни доступного разнообразия, ни настоящего качества частных школ, резюмирует Мария Миркес:

«Репетиторы — понятно, что такое, а мы (частные школы) — нет. Поэтому [наша] задача — стать ясными. Родители должны нас увидеть».

А как частные школы могут сами контролировать качество образования на рынке? «Мы должны задать сертификацию и проверку качества в частном образовании за счёт профессиональных сообществ, а не только государственного контроля. И тогда мы удержим вариативное, качественное, ясное частное образование», — уверена Мария.

Частные школы как площадка для лучших практик

Помимо вариативности, частные школы могут стать площадкой для разработки новых образовательных и управленческих решений, считает директор Московского международного салона образования Максим Казарновский.

Он уверен, что, несмотря на стандартизацию и регулирование, всей образовательной сфере всё равно будет нужен «воздух» — пространство для роста и развития. Именно такую функцию могли бы взять на себя частные учреждения.

«Сейчас, мне кажется, у частного образования есть возможность взять лидирующую роль по упаковке педагогических практик, управленческих кейсов и распаковке их для массовой школы», — говорит он.

Заметим, что единые стандарты, конечно, касаются и частных школ, но у них всё же больше возможностей для гибкости — об этом рассказывал, например, в интервью Иван Боганцев.

Частные школы могут стать площадками для сотрудничества

Ещё один аргумент в пользу того, что частные школы могут выступить в роли драйвера, — это возможности для международного сотрудничества.

Если у государственного сектора образования контакты с зарубежным профессиональным сообществом в условиях санкций прервались, то у частного образования такие возможности пока остались. Они важны для обмена новейшими практиками, исследованиями и наработками — в помощь всей сфере образования.

Максим Казарновский
Фото: Павловская гимназия

«Выстраивание новых международных партнёрств — это очень важная инициатива, которую может взять на себя частное образование, чтобы мы оставались „в контексте“. Потому что другие медиаторы и коммуникаторы на ближайшие годы пока будут выключены из игры», — резюмирует Максим Казарновский.

Что думают о будущем частного образования в Рособрнадзоре

О том, как происходящие в образовании перемены коснутся частного сектора, высказался недавно и руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в интервью телеканалу RTVI. Он отметил, что, по его ощущению, «частные вузы и частные школы будут сейчас переживать второй этап своего эволюционного развития».

Под первым этапом он имел в виду девяностые годы, на которые пришёлся бум открытия и популярности частных образовательных учреждений. Однако, по мнению главы Рособрнадзора, 95% из них (это касалось и частных школ, и частных колледжей, и частных вузов) превратились в «конторы по продаже документов об образовании». «Они просто профукали свой золотой век», ― заключил он. В школах, по его словам, существовала практика завышения оценок, чтобы не расстраивать родителей, плативших за образование.

«Потом мы видели отток детей в государственные школы, вера в частные школы прошла, и снова все пришли в государственные. После ковида снова другая тенденция», ― сказал Анзор Музаев, признавая, что во время пандемии популярность частного образования стала расти, хотя в целом частных школ пока менее одного процента.

Однако эта вторая волна популярности будет происходить уже в иных условиях. Музаев напомнил, что с марта 2022 года действуют новые правила лицензирования и аккредитации для образовательных организаций. «Мы, как в прошлом, не раздаём ни лицензий, ни аккредитаций, у нас сейчас новая модель аккредитации», ― подчеркнул он.

В конечном счёте, и позиция Анзора Музаева, и приведённые мнения представителей частного сектора образования ― об одном и том же. Для частного образования настали как новые вызовы, так и новые возможности. Спрос, как показал опыт девяностых, сам по себе не даст бурного развития рынку, если он не сопровождается достойным качеством, а качество в идеале должно обеспечиваться не столько внешним контролем, сколько саморегулированием рынка.

Научитесь: Управление современной школой Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована