То, какими этическими принципами все участники образовательного процесса должны руководствоваться при использовании инструментов на основе искусственного интеллекта (ИИ), определили в НИУ ВШЭ. Об этом сообщает пресс-служба вуза. Уточняется, что Высшая школа экономики разработала такой документ первой из российских организаций высшего образования.
Рамочный документ, по замыслу создателей, должен стать ориентиром для всех участников образовательного процесса. Он охватывает ряд положений, направленных на этичное и ответственное использование ИИ:
- Приоритет человеческого общения. Использование ИИ не должно заменять человеческое общение и совместную работу, напротив — его применение должно расширять возможности межличностного взаимодействия внутри коллектива вуза.
- Информированное использование. Руководство университета обязуется обучать сотрудников и студентов принципам работы ИИ и объяснять про его возможности.
- Академическая честность. ИИ должен использоваться как дополнение естественного интеллекта, поскольку самостоятельность в обучении — основа академического процесса. Уточняется, что все результаты, полученные с помощью ИИ-инструментов, нужно проверять на достоверность.
- Прозрачность. Сотрудники и студенты обязаны указывать, где и как использовался ИИ, особенно в научных и образовательных проектах.
- Конфиденциальность и защита интеллектуальных прав. Этот пункт подразумевает отказ от платформ, использование которых приводит к нарушению законодательства в данной сфере.
- Исключение предвзятости и дискриминации. Имеется в виду, что ИИ-системы обучаются на созданных людьми данных, которые могут отражать различные стереотипы. Поэтому необходимо предпринимать усилия по устранению дискриминации на всех этапах работы ИИ.
- Справедливая доступность. Все участники образовательного процесса должны иметь равный доступ к ИИ. Нельзя требовать использования технологий ИИ, которые влекут за собой личные финансовые траты студентов или преподавателей.
- Разумные ограничения. НИУ ВШЭ оставляет за собой право вводить ограничения на разработку и использование ИИ в особых случаях при условии, что они не противоречат правилам университета и принципам декларации. Системы оценивания и элементы контроля планируемых результатов обучения потребуют пересмотра по мере развития ИИ.
- Ответственное отношение к ИИ. Все разработки и использование ИИ должны соответствовать законодательству и внутренним правилам университета. Отступление от принципов декларации может быть рассмотрено как нарушение моральных норм университетского сообщества.
Отдельные российские вузы ранее пытались частично регламентировать использование ИИ своими студентами, однако официальных документов на этот счёт в свободном доступе не появлялось. Например, студентам МГПУ разрешили использовать нейросети при написании ВКР. Ректор МГПУ Игорь Реморенко сообщал, что в вузе будут выработаны общие правила использования ИИ, чтобы студенты и преподаватели не допускали плагиата и аргументированно излагали в созданных текстах собственные выводы.
В справочнике учебного процесса НИУ ВШЭ указано, что студенты могут использовать технологии генеративных моделей (текста, программного кода, изображения и прочее) в процессе выполнения учебных работ — но только в случае, если сообщают об этом при загрузке курсовых и выпускных квалификационных работ в общеуниверситетские сервисы. А если инструменты ИИ применялись, но студент об этом не сообщил, то это будет считаться плагиатом.
Ранее стало известно, какие рекомендации дают сотрудникам об использовании генеративного ИИ университеты из топ-50 рейтинга THE.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Для вузов сформулировали принципы этичного использования генеративного ИИ
- Эксперты обозначили тренды и проблемы внедрения ИИ в российское образование
- Исследователь выяснил, как российские студенты относятся к ИИ-плагиату
- В ТГУ узнали про опыт преподавателей и студентов в применении инструментов вроде ChatGPT