Образование
#новости

Эксперты обозначили тренды и проблемы внедрения ИИ в российское образование

АНО «Цифровая экономика» представила доклад «Влияние искусственного интеллекта на образование».

Доклад АНО «Цифровая экономика» посвящён эффективным практикам применения ИИ в российском и мировом образовании, а также связанным с ИИ-технологиями проблемам и ограничениям. В заключение эксперты дали рекомендации для органов власти и образовательных организаций.

Как ИИ внедряется в образование

По мнению экспертов, распространение ИИ в процессе дальнейшей цифровизации образования приведёт к смене всей образовательной парадигмы — например, к повсеместному переходу на проектное обучение и смене роли преподавателя. Авторы доклада выделяют семь трендов, которые окажут влияние на образование в ближайшее время.

Распространение технологий адаптивного обучения. ИИ здесь необходим, чтобы анализировать взаимодействие учащегося с образовательным контентом и предоставлять обратную связь.

Распространение геймификации на основе ИИ. Используя алгоритмы искусственного интеллекта, можно создавать персонализированные игры, которые ускоряют процесс обучения.

Внедрение интеллектуальной робототехники. Имеются в виду несколько направлений — как программирование и создание роботов, так и их применение в роли ассистентов преподавателей.

Обучение работе с ИИ. Сюда отнесли как подготовку экспертов, разрабатывающих ИИ-системы, так и обучение преподавателей для таких курсов. Кроме того, всё чаще говорят о необходимости преподавать основы грамотного использования ИИ в школе и готовить учителей к этому.

Микро- и нанообучение с помощью ИИ. Здесь технологии помогают дробить сложные учебные темы на короткие и легко воспринимаемые фрагменты. То есть речь об упрощении работы над программами микрообучения.

Генеративный ИИ. Нейросети научились создавать тексты, переводить их с одного языка на другой, писать музыку, создавать видео, картинки, а также генерировать идеи. За последний год популярность технологии значительно возросла, и в сфере образования тоже. Эксперты включили в доклад примеры использования ИИ для генерации учебного контента, для биопрокторинга, в виде чат-ботов для консультирования студентов и преподавателей.

Распространение ИИ на платформах MOOC. Онлайн-платформы с курсами в последний год не только предоставляют разнообразный образовательный контент, связанный с технологиями ИИ, но и используют алгоритмы для решения внутренних аналитических, управленческих и образовательных задач. Например, ранее стало известно, что Coursera внедрила функцию ИИ-перевода своих курсов на иностранные языки.

Какие ограничения видят эксперты

Среди ограничений распространения ИИ в российском образовании в докладе упоминаются следующие:

  • проблема цифрового разрыва, то есть неравного доступа к цифровым устройствам и технологиям;
  • нехватка квалифицированных специалистов на фоне общего дефицита IT-кадров;
  • проблема доступа к государственным большим данным, без которых невозможно обучение ИИ-моделей для эффективных инструментов;
  • опасения родителей учащихся в связи с использованием ИИ.

При использовании ИИ возникает ряд этических и правовых вопросов, среди которых:

  • Защита персональных данных учащихся и преподавателей.
  • Проблема предвзятости ИИ — нейросети могут воспроизводить существующие в обществе предубеждения, если обучались на массивах данных, содержащих соответствующую информацию.
  • Проблема взаимоотношений между человеком и машиной. Предполагается, что из-за взаимодействия с ИИ-помощниками у школьников может хуже развиваться эмоциональный интеллект.
  • Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ. Здесь две стороны — ответственность в случае негативных последствий и распределение вознаграждения за результаты.
  • Влияние ИИ на когнитивные способности учащихся.

Кстати, исследователи и практики выделяют как позитивные, так и негативные аспекты влияния ИИ на когнитивные способности. Среди негативных называют, к примеру, ухудшение способностей к критическому мышлению, ухудшение памяти, возникновение зависимости от технологий. Так, есть опасения, что при постоянном использовании ИИ-помощников учащиеся разучатся мыслить без них. Кстати, недавно появлялись сообщения о том, что применение ИИ-помощников при изучении программирования мешает по-настоящему освоить новый язык или технологию, а у работающих разработчиков с их появлением ухудшилось качество кода.

Но есть и противоположная точка зрения, которую также приводят в докладе. Некоторые эксперты предполагают, что с помощью ИИ, наоборот, можно лучше запоминать учебный материал: умный помощник напомнит, что именно пора повторить, и будет сохранять фокус внимания учеников — он сразу заметит, что они отвлекаются. Кроме того, отмечается, что ИИ может помочь в оценке эффективности различных педагогических подходов по объективным данным и в определении того, насколько учащиеся поняли изученное, — ведь нейросети уже способны выслушивать ответы и задавать дополнительные вопросы.

В исследовании даны рекомендации образовательным организациям и органам власти, которые занимаются образовательной политикой. Среди рекомендаций — поддерживать преподавателей, которые используют решения на основе ИИ, найти в программе время для изучения генеративного ИИ, создавать новые учебные программы в этой области, а также взаимодействовать с профильными центрами компетенций и бизнесом.

Ранее в «Яндексе» рассказали, что ИИ вносит в сферу образования. По словам директора образовательных проектов компании Дарьи Козловой, среди преимуществ — оценка знаний в режиме реального времени, обучение на реальных задачах и изменение роли преподавателя, а также увеличение скорости обучения.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована