Образование
#новости

Оценено качество школьного образования за 2021 год

Это отечественное исследование, которое проводят по модели PISA с 2019-го.

Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) опубликовал большой отчёт о результатах проведённой в 2021-м общероссийской оценки по модели PISA.

Что это за исследование

Общероссийскую оценку по модели PISA проводят с 2019 года. В 2021-м исследование охватило почти 1,6 тысячи школ и 6439 детей. В основном это были учащиеся 9-х классов (70%) и 10–11-х (24%). Ещё 1% — семиклассники и восьмиклассники, 5% — первые-вторые курсы СПО.

Процедура проведения оценки аналогична той, что предусмотрена оригинальным исследованием ОЭСР. Однако оно позволяет не зависеть от расписания PISA и может проводиться чаще, что позволяет отслеживать изменения в успехах российских школьников, происходящие от года к году (международное исследование проходит раз в три года).

Отечественный мониторинг проводят по традиционным для PISA направлениям — речь о читательской, математической и естественно-научной грамотности. Так же, как и в оригинальном исследовании, в российской оценке выделяют шесть уровней владения для каждого вида грамотности. Пороговым уровнем считается второй — если он не достигнут, это говорит о недостаточно развитых базовых навыках, то есть об учебной неуспешности. А достижение пятого и шестого уровней сигнализирует о высоких компетенциях.

Большая доля учащихся, которые не смогли преодолеть порог, свидетельствует о неэффективной работе по профилактике низких результатов.

Что показал мониторинг

По сравнению с итогами 2020 года все показатели повысились.

Источник данных и инфографики: ФИОКО

Стоит отметить, что с начала проведения исследования, данные которого сравнивают с итогами последней волны PISA, которая прошла в 2018 году, показатели непрерывно росли только по читательской грамотности. По математической балл просел в 2019-м, но затем увеличился и превысил показатель 2018-го.

А вот с естественно-научной грамотностью дела обстоят хуже — в 2020-м результаты российских школьников были ниже, чем в 2019-м. И хотя по итогам прошлого года балл по этому виду грамотности вырос, он всё ещё ниже, чем в 2019-м.

Если сравнивать результаты российских школьников за 2021 год с успехами ребят из других стран в 2018-м, то 497 баллов по читательской грамотности обеспечивают России 21-е место в мире по ней, 498 по по математической — 24-е, а 476 по естественно-научной — 34-е.

Каковы доли ребят с низкими и высокими показателями

Пороговых значений не достигло довольно много участников исследования:

  • 15,4% по читательской грамотности;
  • 18,9% по математической;
  • 17,4% по естественно-научной.

Но в сравнении с 2020 годом эти доли по всем видам грамотности сократились.

Самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме) достигли:

  • 6,8% по читательской грамотности;
  • 11% по математической;
  • 1,4% по естественно-научной.

По сравнению с 2020-м эти доли остались почти неизменными.

Разница между 25% лучших и 25% худших результатов оказалась внушительной:

  • 224 балла по читательской грамотности;
  • 226 по математической;
  • 181 по естественно-научной.
Источник данных и инфографики: ФИОКО

Что касается участников исследования, которые достигли и превысили пороговые значения, но недотянули до самых высоких уровней (то есть показали знания второго-четвёртого уровней), то их насчитывается:

  • 77,8% по читательской грамотности;
  • 70,1% по математической;
  • 81,3% по естественно-научной.

Стоит отметить, что результаты по базовым уровням отражены в отчёте в виде единого блока, поэтому неясно, какие доли участников продемонстрировали каждый из уровней. Если предположить, что большая часть ребят относятся ко второму и третьему уровням, то у большинства российских подростков уровень подготовки всё же слабоватый. А вот если значительная доля ребят показала знания четвёртого уровня, то это действительно повод для радости.

Какие данные на тему школ есть в результатах исследования

В рамках общероссийской оценки по модели PISA школы делят в зависимости от результатов их учеников на:

  • образовательные организации с низкими результатами — это те, в которых более 20% обучающихся не достигли порогового (второго) уровня по двум или трём видам грамотности;
  • образовательные организации с высокими результатами — те, в которых не более 5% обучающихся не достигли порогового уровня по двум или трём видам грамотности и более 30% обучающихся достигли третьего (и выше) уровня по всем видам грамотности;
  • образовательные организации со средними результатами — к ним относятся все остальные.

Доли школ с высокими и низкими результатами оказались одинаковыми — по 27%, остальные 47% продемонстрировали средние результаты.

Кроме того, есть ещё понятие рисковых школ. К ним относят те, где не менее 30% учащихся происходят из семей с низким уровнем социально-экономического и культурного статуса. Такие школы делят на резильентные и нерезильентные. Разница в том, что резильентные показывают высокие образовательные результаты, несмотря на большую концентрацию детей из группы учебного риска.

По итогам исследования 2021 года к рисковым отнесли 40% учреждений-участников, резильентными из них признаны 9,5%. Плохая новость: рисковых школ стало больше, чем раньше. Согласно отчёту ФИОКО о проведении мониторинга в 2019–2020 годах, доли рисковых школ составляли тогда 33,6% и 28,7% соответственно.

Правда, доля резильентных школ среди рисковых в этом году выше: в 2020-м их было всего 3,4%, в 2019-м — 4,2%. Но стоит ли это рассматривать как хорошую новость — вопрос. Возможно, эффект не в том, что прежние рисковые школы стали показывать лучшие результаты, а в том, что часть школ с хорошими результатами попали теперь в категорию рисковых.

Нужно иметь в виду, что численность обучающихся рисковых школ в общероссийской выборке примерно в два раза меньше, чем численность обучающихся нерисковых школ (33% и 66% соответственно). Дело в том, что среди рисковых преобладают школы небольшой численности, расположенные в сельских населённых пунктах и малых городах.

Кроме того, исследование касается целого ряда школьных факторов, которые могут оказать влияние на результаты учащихся. Среди них, например, дефициты профессиональных компетенций учителей, уровень вовлечённости родителей в жизнь школы, мотивация изучения предмета и предметная самооценка обучающихся. Эти данные строились на основе опросов представителей администрации школ.

Так, школы, испытывающие проблемы с учебной мотивацией детей, показывают более низкие результаты. Но в то же время даже мотивированные к самостоятельной работе ученики не получают достаточной поддержки для развития своих навыков в слабой школе, где у учителей не хватает профессиональных компетенций.

Кроме того, в отчёте сделано предположение, что школы с низкими результатами формируют у детей представления о пользе изучения предметов не за счёт развития соответствующих способностей и построения связей между образовательной программой и реальным миром, а за счёт более формальных и пустых установок вроде «Учёба — это важно».

«В условиях, когда отметка является конечным продуктом работы учителя с обучающимся, в отсутствие развивающей обратной связи и возможности правильно интерпретировать свой результат, объективность и развивающий потенциал оценивания заметно снижаются», — говорится в исследовании.

Среди факторов, влияющих на образовательные результаты, названо также развитие профориентационных практик в школе. Среди школ с высокими результатами больше доля тех, что имеют высокий уровень разнообразия таких практик. Исследователи объясняют это тем, что хорошая профориентационная работа помогает детям ставить собственные образовательные цели. Особенно это важно для детей, которые находятся в зоне риска низких образовательных результатов. Проще говоря, ребёнок, понимающий, кем он хочет стать, с большей охотой учится, потому что у него появляется цель, ради которой он это делает.

Но для сильной профориентационной практики, отмечается в отчёте, школам нужна помощь муниципальных органов власти. Вообще в целом в отчёте приведено множество рекомендаций, как помочь слабым школам стать успешнее.

Для чего применяется это исследование

Напомним, после отказа ОЭСР проводить PISA-2022 в России итоги общероссийской оценки заменят результаты оригинального исследования в списке показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований и прочих оценочных процедур.

Участие в международных исследованиях важно не только из-за сопоставления качества школьного образования России с другими странами. Дело в том, что на основе итогов некоторых из них рассчитывается показатель под названием «средневзвешенное место России» в группе международных программ оценки качества общего образования. А он необходим для понимания, достигнута ли цель войти в мировой топ-10 по качеству школьного образования.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована