От чего зависят впечатления от профессии методиста у тех, кто делает в ней первые шаги
Нужно ли педагогическое образование, чтобы стать методистом? Какой-то особый склад характера? Разбираемся на личных историях начинающих методистов.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Героини этой статьи осенью начали обучение на курсе Skillbox «Методист образовательных программ». У двух из них есть высшее педагогическое образование и педагогический опыт, а двое других решили прийти в профессию из совершенно других сфер деятельности. Двое раньше уже создавали образовательные программы в офлайне, но не сталкивались с разработкой онлайн-курсов, а для других все методические задачи оказались совсем в новинку.
В течение курса эти начинающие методисты вместе с одногруппниками приняли участие в стажировке, получив своё первое профессиональное задание, связанное с разработкой курса для реального заказчика. Кураторами проекта выступили эксперты из бюро «Метко», которое создаёт образовательные продукты для бизнеса, образовательных организаций и частных клиентов.
В чём суть рабочих проектов на стажировке
В «Метко» стажёров объединили в группы по четыре человека. Каждая команда работала над курсами по одному из двух заказов — от НИУ ВШЭ и компании InLiberty. Тематика этих рабочих проектов оказалась схожей. Для InLiberty студенты проектировали онлайн-курс «Откуда мне знать?» — он должен был научить проводить исследования перед запуском какого-либо проекта или продукта. А для НИУ ВШЭ стажёры разрабатывали практическую часть для магистерской образовательной программы «Методология исследований в образовании» — очного курса, который проводится в смешанном формате.
Работу стажёров над проектами сопровождали два куратора — основательницы бюро «Метко», педдизайнеры с опытом управления методическими командами. Они направляли процесс разработки программ и поддерживали новичков.
Как стажёры пришли в профессию методиста
Наши начинающие методисты рассказали о своём прошлом опыте, мотивах, которые подтолкнули их научиться новой профессии, и поделились впечатлениями о стажировке. Мы также попросили кураторов из «Метко» рассказать, как стажёры справлялись с заданиями и какие важные для методиста качества проявили во время работы над проектом. В результате мы попытаемся понять, от чего зависит, понравится ли новичку профессия методиста и будет ли он в ней успешен.
История первая: в методисты — из маркетологов
Екатерина Зюзина
До поступления на курс для методистов работала трейд-маркетологом в офлайне. Имеет высшее образование по специальности маркетолога, а сейчас получает второе высшее — педагогическое.
Фото: личный архив Екатерины Зюзиной
Мотивы для обучения на методиста: трейд-маркетинг — узкая специализация, нацеленная на работу с офлайн-сегментом рынка, который с каждым годом сокращается. Поэтому Екатерине захотелось получить более востребованную и перспективную профессию. Ей всегда нравилось учиться самой и обучать других, и она остановила свой выбор на профессии методиста. Ещё привлекло то, что методическая работа находится на стыке бизнеса и образования и сочетает в себе «нудную рутину и долю творчества». Возможность трудиться удалённо для Екатерины тоже сыграла важную роль.
Какой курс проектировала: «Откуда мне знать?» для InLiberty.
Впечатления
Проектирование курса для Екатерины стало совсем новой задачей, хотя на прошлой работе ей доводилось участвовать в обучении подчинённых, а также составлять различные обучающие материалы по маркетинговым программам для сотрудников из смежных отделов и клиентов. По её словам, помогло то, что с темой курса она уже была знакома, так как в своё время защитила дипломную работу по маркетинговым исследованиям.
Однако в процессе работы, конечно, возникали и сложности. Например, трудно было отвечать на вопросы клиента в части практической организации обучения, так как не хватает опыта.
Екатерина рассказала, что справиться с трудными моментами помогали кураторы. С их поддержкой получилось разработать чёткую концепцию нового курса и продуктивно общаться с заказчиком.
Оказалось, что некоторые мягкие навыки, полученные на прошлой работе маркетолога, полезны и в работе над методическими задачами. Среди них — умение анализировать и структурировать информацию, ясно излагать свои мысли, работать в режиме многозадачности, координировать рабочий процесс. Этот опыт помог Екатерине занять роль неформального капитана команды: «Я сделала первую структуру модулей и описание в Google-таблице, подготовила тезисы для презентации, рассказала клиенту об идее проекта. Также обычно я модерирую наши общие встречи с командой».
Правда, спроектировать целый курс полностью самостоятельно стажёры, конечно, не могут — им поручили работу только над предпродакшеном образовательной программы. Но, по словам Екатерины, она хотела бы также получить опыт общения с экспертами, проработки уроков внутри модуля, форматов домашних заданий и обратной связи.
Наталья Антонова
дизайнер образовательных продуктов, методист и продюсер онлайн-курсов в бюро «Метко»
Фото: личный архив Натальи Антоновой
«Екатерина почти сразу стала лидером в свой команде — в самом хорошем смысле этого слова. Остальные участницы прислушиваются к её мнению, она готова брать ответственность за весь продукт, принимать решения в условиях неопределённости, направлять остальных участников процесса. И это при том, что Екатерина пришла в образование из совершенно другой сферы: много лет она занималась трейд-маркетингом на рынке FMCG. Мягкие навыки, связанные со взаимодействием в команде и координацией рабочего процесса, очень помогают методисту, потому что создание образовательного продукта — это практически всегда коллективный труд».
История вторая: в методисты — с педобразованием и очень разносторонним опытом
Елена Серёгина
Работала дизайнером, главным специалистом по маркетингу, преподавала в школе и колледже. Имеет высшее педагогическое образование по специализации «Технология и предпринимательство» и дополнительное образование по направлениям «Педагогический дизайнер современного урока в соответствии с ФГОС» и «Менеджер образовательного процесса».
Фото: личный архив Елены Серёгиной
Мотивы для обучения на методиста: Елена последние несколько лет работает на фрилансе, а в профессию методиста пришла из традиционной системы образования — общего, среднего и среднего профессионального. По её словам, методическое направление привлекло в первую очередь упорядоченной организационной деятельностью. Причём изначально Елена рассматривала профессию методиста в классическом офлайн-формате, а про методическую разработку онлайн-курсов узнала случайно. Когда нашла об этом больше информации, поняла, что здесь «больше возможностей реализовать ранее приобретённый разносторонний профессиональный опыт, совместить, казалось бы, несовместимые структурность мышления и креативность».
Елена отмечает, что эта профессия подразумевает постоянное развитие и совершенствование своих профессиональных навыков, кругозора и личностных качеств, что ей очень импонирует.
Какой курс проектировала: практическую часть для магистерской образовательной программы «Методология исследований в образовании» для НИУ ВШЭ.
Впечатления
Благодаря педагогическому бэкграунду, тема курса была Елене уже хорошо знакома. Трудности возникли только при работе с учебником, на основе которого проектировался курс. Он написан на английском языке, и поэтому понадобилось переводить контент на русский и сопоставлять приведённые методики с теми, которые применяются в отечественной практике.
Новым опытом для Елены стала командная работа. Стажёры регулярно созванивались, чтобы обсуждать ключевые вопросы и новые идеи. Для совместной работы использовались интерактивные онлайн-сервисы, и Елена отметила, что научилась применять новые для неё инструменты методиста, а особенно ей понравилось проектировать путь студента на платформе Miro.
Самым сложным в работе для неё оказалось «не погружаться в курс до уровня его изучения. Всегда приходилось держать в голове то, что „наша задача другая“».
Сам процесс работы Елене понравился, и было приятно работать в одной команде с профессиональными педдизайнерами из бюро «Метко» и принять участие в разработке курса для одного из ведущих вузов России.
Наталья Антонова
дизайнер образовательных продуктов, методист и продюсер онлайн-курсов в бюро «Метко»
Фото: личный архив Натальи Антоновой
«Елена — человек дела. Она никогда не будет ждать: сразу превратит то, что обсуждали по проекту, в набор задач и тут же несколько возьмёт на себя. Пока кто-то говорит, что „надо вот это сделать“, Лена уже это сделала :) Важнейшими качествами методиста Лена считает аккуратность, пунктуальность, усидчивость и привычку все начатые дела доводить до конца — и всё это в полной мере можно сказать о ней самой.
Что касается излишнего погружения в тему курса, про которое она упомянула, то это распространённая ошибка начинающих методистов. В действительности методисту необязательно глубоко разбираться во всех темах, с которыми приходят заказчики, — да это и невозможно. Экспертная область методиста — это знание о том, как сделать контент обучающим, выстроить образовательный процесс, провести студента через теорию и практику к изменению поведения в реальной жизни».
История третья: в методисты — с преподавательским опытом
Анна Истомина
По образованию — педагог, работает по специальности со второго курса института, начав с должности музыкального руководителя в детском саду. После защиты диссертации перешла в высшее образование, совмещая преподавательскую, административную и научную деятельность.
Фото: личный архив Анны Истоминой
Мотивы для обучения на методиста: ещё во время работы в университете методическая работа и проектирование курсов, по словам Анны, доставляли ей удовольствие, хотя время на них приходилось уделять по остаточному принципу, дорабатывая программы уже в процессе обучения. С 2019 года Анна находится в отпуске по уходу за детьми и сейчас задумывается о том, в каком направлении ей развиваться профессионально, когда малыши подрастут. Проанализировав свои профессиональные компетенции и софт-скиллы, интересы и возможности применения своих навыков в дистанционной работе, Анна решила, что профессия методиста ей подойдёт больше всего: «Я смогу работать, пока нахожусь в декрете, смогу пересобрать и прокачать свои университетские курсы, чтобы по выходу из декрета не вникать заново в эти процессы, а быть на том же уровне (а может быть, даже и выше) в методической и педагогической работе».
Какой курс проектировала: «Откуда мне знать?» для InLiberty.
Впечатления
Хотя у Анны уже был немаленький опыт создания образовательных программ, да и тема проекта была ей хорошо знакома, работа над онлайн-курсом, по её признанию, стала новым вызовом.
Среди задач, которые вызывали затруднения, Анна называет согласование между собой практических занятий и домашних заданий, разных форм и видов активностей, распределение материала между блоками: «Так сложно выбрать, куда какую информацию „положить“. Хочется дать максимальную картину, но надо быть осторожным — иначе можно „задавить“ студента».
Как и Елене Серёгиной, Анне понравилось проектировать карту пути студента (SJM), также она отметила мозговые штурмы с командой и встречи с наставниками из «Метко». Кураторы, по словам стажёра, помогали «держаться в рамках» методических задач, давали инструменты, полезные для работы методистов в команде.
В процессе работы над проектом, отмечает Анна, очень пригодились наработанные в педагогической практике знания и навыки, что помогло ей по-новому оценить свой опыт и компетенции и обрести уверенность в себе.
Наталья Антонова
дизайнер образовательных продуктов, методист и продюсер онлайн-курсов в бюро «Метко»
Фото: личный архив Натальи Антоновой
«Аня очень глубоко и вдумчиво погружается в работу и, кажется, всегда держит во внимании цель и результат, к которым нужно прийти. С ней очень легко работать из-за удивительной гибкости и открытости мышления. А в совокупности с нацеленностью на результат и высокой работоспособностью это позволяет ей двигать проект вперёд, предлагать интересные решения и доводить задуманное до конца.
По поводу сложностей с выбором образовательных форматов и распределения контента по блокам, о которых она упомянула, я думаю, что эти навыки придут с опытом и насмотренностью. Для методиста очень полезно иметь богатый арсенал инструментов и владеть разнообразными форматами, однако применять их следует осознанно, всегда помня о конкретной образовательной задаче, которую нужно решить».
История четвёртая: в методисты — из инженеров-биотехнологов
Ольга Сиюткина
Кандидат технических наук, инженер-биотехнолог. Работает специалистом по надлежащей производственной практике в фармацевтической области.
Фото: личный архив Ольги Сиюткиной
Мотивы для обучения на методиста: Ольга сейчас тоже находится в отпуске по уходу за ребёнком, и у неё есть возможность и желание профессионально развиваться и получать новые компетенции. Она рассказала, что сфера образования всегда была ей интересна, а профессия методиста достаточно востребованная, к тому же позволяет работать удалённо и участвовать в классных проектах: «Хочу понять, какие ниши мне наиболее интересны. А для этого надо попробовать, начать с чего-то. В любом случае применить знания и умения, полученные в рамках обучения на методиста, я смогу и в своей профессиональной области».
При этом сама методическая работа Ольге отчасти знакома — на своей нынешней должности она периодически разрабатывала и проводила офлайн-семинары и короткие курсы повышения квалификации, участвовала в обучении новых сотрудников на рабочем месте, а ещё во время учёбы в аспирантуре проводила лабораторный практикум для студентов-биотехнологов. Хотя, как замечает Ольга, при разработке образовательных программ она больше руководствовалась интуицией, чем инструментами и знаниями педагогического дизайна.
Какой курс проектировала: практическую часть для магистерской образовательной программы «Методология исследований в образовании» для НИУ ВШЭ.
Впечатления
Тема курса — исследования в образовании — оказалась для Ольги отчасти знакомой, так как в своей научной деятельности она проводила исследования, однако сейчас нужно было затронуть новую сферу — образование. И, по её мнению, удачно получилось, что в команде стажёров оказались люди с разным опытом, поэтому синергия дала хороший результат.
Конечно, узкоспециализированные знания и навыки биотехнолога в работе над проектом не пригодились, а вот опыт командной работы, планирования, разработки сводных таблиц, обобщения и структурирования материала, редактирования текста Ольге очень помог.
Хотя сначала, по её признанию, глубокое погружение в тему всё-таки стало вызовом. Нужно было перевести теоретические материалы с английского языка, правильно поняв терминологию, а ещё не хватало прямого взаимодействия с экспертом курса, так как связь с ним была только через кураторов. В процессе работы проявились и другие сложности:
«Позже я осознала, что здесь нужно найти баланс, а не изучать дисциплину так же глубоко, как студенты-магистранты, для которых она разрабатывается. Следующей сложностью, на мой взгляд, является нехватка насмотренности, шаблонов, определённой теоретической базы в голове, чтобы можно было подобрать подходящие формы практической деятельности студентов. Поэтому приходится читать дополнительную литературу по образовательным технологиям и формам учебной активности».
Ольга рассказала, что вся команда еженедельно созванивалась с наставниками, и на таких встречах можно было обсудить сложности и совместно найти решения.
Ей кажется, что наиболее эффективным вариантом была бы работа в мини-командах по 2–3 человека или же чёткое закрепление разных ролей и определённой ответственности за каждым стажёром.
Подводя итог, Ольга сказала, что в целом новая профессия оказалась ей по душе, а особенно интересно было бы поработать в направлениях высшего и дополнительного профессионального образования, а также в корпоративном сегменте.
Надежда Лобазникова
методист, разработчик образовательных программ в бюро «Метко»
Фото: личный архив Надежды Лобазниковой
«В Ольге меня восхитило её внимание к деталям, такая въедливость в хорошем смысле — когда человек буквально „забуривается“ в новый материал и копает до конца, пока не разберётся на все 100%. При этом она не просто изучает тему, но и, похоже, с большим удовольствием перекладывает полученные выводы в собственные тексты. В современных образовательных продуктах есть такой формат, как лонгриды, и, кажется, что он отлично ей подойдёт.
У Ольги тоже возникала сложность со слишком глубоким погружением в тему курса, и конечно, здесь методисту стоит помнить о том, что владение предметом — это роль эксперта, чей опыт и знания методист структурирует и доносит до учащегося. Иногда изначальное полное незнание темы как раз таки помогает методисту взглянуть на материал глазами студента, задать правильные вопросы и лучше понять, как сделать из этой информации обучающий продукт».
Что влияет на первые впечатления от профессии методиста
Истории, приведённые выше, показали, что над проектом смогли успешно поработать все стажёры — и обладающие педагогическим бэкграундом, и без него. И что в выполнении методических задач очень помогают фундаментальные навыки и софт-скиллы, полученные в прежних профессиях, — системное и аналитическое мышление, умение глубоко погружаться в тему, аккуратность и любовь к деталям, пунктуальность, усидчивость и усердность, страсть раскладывать всё «по полочкам». А ещё, конечно, входить в профессию методиста проще, если тема первого курса, над которым нужно поработать, вам в какой-то степени знакома. Если бы нашим героиням сразу пришлось делать курс, к примеру, по лазерной физике или методике бурения инженерно-геологических скважин, не факт, что их впечатления были бы такими же позитивными.
Значит ли это, что педагогическое образование и соответствующий опыт не так уж важны для адаптации к профессии методиста? Возможно, важнее иметь определённые личностные качества и мягкие навыки? Из представителей каких профессий вообще чаще всего получаются отличные методисты? У кого, наоборот, часто случаются разочарования в этой профессии? Мы задали эти вопросы экспертам из бюро «Метко» и Skillbox.
Какие качества и опыт важны для будущего методиста
Надежда Лобазникова ответила, что среди методистов, с которыми работает бюро, больше всего тех, кто пришёл в профессию из педагогики, психологии, тренерской работы. То есть это люди, которых объединяет интерес к теме обучения и развития других людей.
Тем, кто переходит из совсем других сфер, по мнению Надежды, очень помогает так называемая насмотренность — когда человек сам прошёл много разных курсов в роли учащегося, причём делал это вдумчиво. То есть наблюдал за собой и другими участниками в процессе, отмечал, что работает хорошо и приводит к желаемому результату, а что — нет. Для этого, считает Надежда, нужен развитый навык рефлексии — именно он поможет быстрее сориентироваться в новой для начинающего методиста сфере.
При этом, по мнению Надежды и её коллеги Натальи Антоновой, сама профессия методиста охватывает очень широкий набор разнообразных задач, в которых своё применение найдут самые разные навыки и качества.
«Я бы сказала, что определённые софт-скиллы или тип мышления определяют не профессию в целом, а то, какие задачи в рамках методической работы будут даваться легче. Например, методисту с хорошо развитыми коммуникативными навыками будет проще „вытаскивать“ информацию из экспертов, а кому-то, наоборот, проще будет писать хорошие учебные тексты. Хотя некоторые бросают себе вызов и идут как раз в ту часть работы, с которой сложно».
Надежда Лобазникова,
методист, разработчик образовательных программ в бюро «Метко»
Именно поэтому в «Метко» над каждым проектом работает мини-команда методистов (как правило, из двух человек), которая подбирается не только по тематическим интересам, но и по принципу взаимного дополнения.
«Одна, например, любит и хорошо умеет писать лонгриды, вторая быстро и виртуозно разрабатывает тестовые задания. Или один с удовольствием ищет и изучает информацию, может часами сидеть в интернете, исследуя новую тему, но вот создать из найденной информации образовательный продукт, ведущий к заявленным результатам, не может. И тут на помощь приходит напарник, который ненавидит искать информацию, но имеет системное мышление, огромную насмотренность и опыт в создании образовательных продуктов.
Наталья Антонова,
дизайнер образовательных продуктов, методист и продюсер онлайн-курсов в бюро «Метко»
Правильные ожидания от профессии и заблуждения о ней
А ещё первые впечатления от новой профессии сильно зависят от первоначальных ожиданий от неё. Все четыре героини этой статьи представляли себе методическую работу абсолютно адекватно. Но некоторые люди заблуждаются относительно методической профессии, когда идут на курсы, — например, думают, что это простая «подработка в интернете». Хотя на самом деле это интеллектуально напряжённая работа, требующая одновременно и логики, и большой внимательности и творчества.
Эксперт Skillbox Кирилл Прудников считает, что тем, кто только начинает учиться на методиста, крайне важно учитывать особенности этой профессии.
Кирилл Прудников
руководитель программ педагогических практик Skillbox
Фото: личный архив Кирилла Прудникова
«Работа методиста — это процесс постоянного обучения и совершенствования своих навыков, поэтому было бы ошибкой считать, что методическая деятельность — один из вариантов лёгкой онлайн-подработки. Вообще, образование — это, на мой взгляд, всегда преодоление, а достижение образовательных результатов вернее случится тогда, когда ответственность за эти результаты берёт на себя не только преподаватель, но и студент. Особенно важно это понимать студентам-методистам, ведь они будут не только получать собственный образовательный опыт на курсе, но и в будущем станут проектировать его для других. Мы даём все необходимые ресурсы и поддержку, и задача учащегося — использовать их осознанно, понимая, зачем он это делает, чтобы достичь своих образовательных целей».
Что помогает быстрее включиться в профессию
Конечно, даже имея совершенно адекватные ожидания и хороший набор софт-скиллов, любой человек, пришедший в новую профессию из совершенно другой сферы, столкнётся с новыми для него вызовами. В историях наших героинь это тоже заметно.
Что помогает во время первого рабочего проекта новичку быстрее адаптироваться? И что может повлиять на то, чтобы профессия методиста ему понравилась?
Как считает Надежда Лобазникова, здесь очень важны несколько условий. Во-первых, наличие поддержки — чтобы рядом был кто-то в роли наставника, способный объяснить, что к чему, сделать процесс работы над проектом более ясным и дать обратную связь. По словам Надежды, в этой роли может выступить как старший методист, так и менеджер проекта или продюсер курса.
Кирилл Прудников согласен с тем, что облегчить процесс входа в новую специальность может поддержка профессионального сообщества, опытные кураторы, которые помогут студенту адаптировать текущие навыки и получить новые. Также, по мнению Кирилла, большую роль играет сам характер первого проекта:
«Мы стараемся давать студентам реальные кейсы и проекты от заказчиков, которые уже на этапе обучения могут получить обратную связь и возможность воплощения от представителей рынка. Именно поэтому мы организовали стажировку с методическим бюро „Метко“: она закрывает все вышеперечисленные потребности студента на старте».
Можно сделать вывод, что профессия методиста действительно легче даётся людям с педагогическим образованием и опытом. Однако хорошим методистом вполне можно стать и без этого — если у новичка есть желание и возможность приложить усилия, а характер рабочих задач ему нравится. Тем более если в процессе начинающий методист сможет получать поддержку и обратную связь от опытных наставников.