Образование
#новости

Опубликован отчёт о качестве школьного образования в России по итогам 2022 года

Это отечественное исследование, которое проводят по модели PISA.

Исследование провёл Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Речь идёт о результатах проведённой в 2022-м общероссийской оценки по модели PISA.

Что это за оценка

Общероссийскую оценку по модели PISA проводят с 2019 года. В 2022-м она охватила 1664 школы и 9043 ребёнка. В основном это были учащиеся 9-х (69%) и 10–11-х классов (25%). Ещё 2% — семиклассники и восьмиклассники, 5% — учащиеся первых-вторых курсов колледжей.

Оценка проводится по аналогии с оригинальным международным исследованием Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В России эту оценочную процедуру ввели ещё до того, как ОЭСР отказалась проводить PISA-2022 у нас в стране, и организовывали её независимо от международной. Это позволило проводить оценку чаще, чем PISA: если PISA проходит раз в три года, то внутрироссийская оценка — ежегодно.

Как и международное исследование, российский аналог оценивает уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности. Систему их оценки тоже заимствовали у ОЭСР — выделяют шесть уровней владения для каждого вида грамотности. Пороговым уровнем считают второй. Если он не достигнут, то это расценивается как недостаточное развитие у подростка базовых навыков — то есть означает учебную неуспешность. Достижение пятого и шестого уровней, в свою очередь, сигнализирует о высоких компетенциях.

Что выявило исследование 2022 года

По сравнению с результатами 2021 года, средние баллы по всем трём видам грамотности улучшились. Наибольший прирост замечен по естественно-научной грамотности — разница составила восемь баллов.

Источник: результаты общероссийской оценки по модели PISA

С самого начала проведения общероссийской оценки её результаты сравнивают с PISA за 2018 год — это последняя волна исследования, по которой есть данные. Следующую провели в 2022-м, её результаты огласят только в конце 2023-го (в 2021-м исследование отменили из-за коронавируса), однако Россия в той волне уже не участвовала, то есть сравнить наши результаты с показателями школьников из других стран конкретно в рамках PISA не получится.

Согласно данным ФИОКО, с 2018 года результаты российских школьников выросли по всем изучаемым направлениям. Правда, по математической и естественно-научной грамотности в 2019 и 2020 годах соответственно было временное снижение.

Какие доли российских школьников показали низкие и высокие результаты

Пороговых значений не достигли довольно многие участники исследования.

Доли участников общероссийской оценки по модели PISA, не достигших пороговых результатов

ГодЧитательская грамотностьМатематическая грамотностьЕстественно-научная грамотность
202213,4%15,8%15,1%
202115,4%18,9%17,4%

Источник: результаты общероссийской оценки по модели PISA

То есть по сравнению с 2021 годом этот показатель улучшился по всем видам грамотности.

Что касается самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме), то их тоже достигло больше ребят, чем в 2021-м.

Доли участников общероссийской оценки по модели PISA, достигших пятого и шестого уровней грамотности

ГодЧитательская грамотностьМатематическая грамотностьЕстественно-научная грамотность
20227,4%11,1%3,3%
20216,8%11%1,4%

Источник: результаты общероссийской оценки по модели PISA

Наибольший прирост замечен по естественно-научной грамотности — более чем в два раза. Однако всё равно при этом доля ребят, достигших самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме) по естественно-научной грамотности, остаётся существенно ниже (3,3%), чем по читательской (7,4%) и математической (11,1%).

Источник: результаты общероссийской оценки по модели PISA

В рамках исследования аналитики рассчитали разницу в баллах, которые получили 25% лучших и 25% худших работ, и она оказалась значительной:

  • 219 баллов по читательской грамотности;
  • 210 по математической;
  • 194 по естественно-научной.

По сравнению с 2021-м результаты по первым двум показателям улучшились: годом ранее они составляли 224 и 226 баллов соответственно. А вот по естественно-научной грамотности результат немного ухудшился — в 2021-м разрыв составлял 181 балл.

Стоит отметить, что результаты по базовым уровням (второй, третий и четвёртый) отражены в отчёте в виде единого блока. Поэтому неясно, сколько участников продемонстрировали каждый из уровней, хотя это была бы очень показательная информация: одно дело, если доли распределены равномерно или с перевесом в пользу третьего и четвёртого уровней, и другое ― если численный перевес у второго уровня.

Для чего проводят это исследование

Напомним, после отказа ОЭСР проводить PISA-2022 в России итоги общероссийской оценки заменяют результаты оригинального исследования в списке показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований и прочих оценочных процедур.

Участие в международных исследованиях важно не только из-за сопоставления качества школьного образования России с другими странами. Дело в том, что на основе итогов некоторых из них рассчитывается показатель под названием «средневзвешенное место России» в группе международных программ оценки качества общего образования. А он необходим для понимания, достигнута ли цель войти в мировой топ-10 по качеству школьного образования.

Кстати, в марте Минпросвещения сообщило, что средневзвешенное место России в группе международных исследований ― 10,5, а плановым значением был показатель в 13,25.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована