Исследование провёл Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Речь идёт о результатах проведённой в 2022-м общероссийской оценки по модели PISA.
Что это за оценка
Общероссийскую оценку по модели PISA проводят с 2019 года. В 2022-м она охватила 1664 школы и 9043 ребёнка. В основном это были учащиеся 9-х (69%) и 10–11-х классов (25%). Ещё 2% — семиклассники и восьмиклассники, 5% — учащиеся первых-вторых курсов колледжей.
Оценка проводится по аналогии с оригинальным международным исследованием Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В России эту оценочную процедуру ввели ещё до того, как ОЭСР отказалась проводить PISA-2022 у нас в стране, и организовывали её независимо от международной. Это позволило проводить оценку чаще, чем PISA: если PISA проходит раз в три года, то внутрироссийская оценка — ежегодно.
Как и международное исследование, российский аналог оценивает уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности. Систему их оценки тоже заимствовали у ОЭСР — выделяют шесть уровней владения для каждого вида грамотности. Пороговым уровнем считают второй. Если он не достигнут, то это расценивается как недостаточное развитие у подростка базовых навыков — то есть означает учебную неуспешность. Достижение пятого и шестого уровней, в свою очередь, сигнализирует о высоких компетенциях.
Что выявило исследование 2022 года
По сравнению с результатами 2021 года, средние баллы по всем трём видам грамотности улучшились. Наибольший прирост замечен по естественно-научной грамотности — разница составила восемь баллов.
С самого начала проведения общероссийской оценки её результаты сравнивают с PISA за 2018 год — это последняя волна исследования, по которой есть данные. Следующую провели в 2022-м, её результаты огласят только в конце 2023-го (в 2021-м исследование отменили из-за коронавируса), однако Россия в той волне уже не участвовала, то есть сравнить наши результаты с показателями школьников из других стран конкретно в рамках PISA не получится.
Согласно данным ФИОКО, с 2018 года результаты российских школьников выросли по всем изучаемым направлениям. Правда, по математической и естественно-научной грамотности в 2019 и 2020 годах соответственно было временное снижение.
Какие доли российских школьников показали низкие и высокие результаты
Пороговых значений не достигли довольно многие участники исследования.
Доли участников общероссийской оценки по модели PISA, не достигших пороговых результатов
Год | Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественно-научная грамотность |
---|---|---|---|
2022 | 13,4% | 15,8% | 15,1% |
2021 | 15,4% | 18,9% | 17,4% |
Источник: результаты общероссийской оценки по модели PISA
То есть по сравнению с 2021 годом этот показатель улучшился по всем видам грамотности.
Что касается самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме), то их тоже достигло больше ребят, чем в 2021-м.
Доли участников общероссийской оценки по модели PISA, достигших пятого и шестого уровней грамотности
Год | Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественно-научная грамотность |
---|---|---|---|
2022 | 7,4% | 11,1% | 3,3% |
2021 | 6,8% | 11% | 1,4% |
Источник: результаты общероссийской оценки по модели PISA
Наибольший прирост замечен по естественно-научной грамотности — более чем в два раза. Однако всё равно при этом доля ребят, достигших самых высоких уровней (пятого и шестого в сумме) по естественно-научной грамотности, остаётся существенно ниже (3,3%), чем по читательской (7,4%) и математической (11,1%).
В рамках исследования аналитики рассчитали разницу в баллах, которые получили 25% лучших и 25% худших работ, и она оказалась значительной:
- 219 баллов по читательской грамотности;
- 210 по математической;
- 194 по естественно-научной.
По сравнению с 2021-м результаты по первым двум показателям улучшились: годом ранее они составляли 224 и 226 баллов соответственно. А вот по естественно-научной грамотности результат немного ухудшился — в 2021-м разрыв составлял 181 балл.
Стоит отметить, что результаты по базовым уровням (второй, третий и четвёртый) отражены в отчёте в виде единого блока. Поэтому неясно, сколько участников продемонстрировали каждый из уровней, хотя это была бы очень показательная информация: одно дело, если доли распределены равномерно или с перевесом в пользу третьего и четвёртого уровней, и другое ― если численный перевес у второго уровня.
Для чего проводят это исследование
Напомним, после отказа ОЭСР проводить PISA-2022 в России итоги общероссийской оценки заменяют результаты оригинального исследования в списке показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований и прочих оценочных процедур.
Участие в международных исследованиях важно не только из-за сопоставления качества школьного образования России с другими странами. Дело в том, что на основе итогов некоторых из них рассчитывается показатель под названием «средневзвешенное место России» в группе международных программ оценки качества общего образования. А он необходим для понимания, достигнута ли цель войти в мировой топ-10 по качеству школьного образования.
Кстати, в марте Минпросвещения сообщило, что средневзвешенное место России в группе международных исследований ― 10,5, а плановым значением был показатель в 13,25.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Россия повышает качество школьного образования быстрее, чем планировалось. Или нет?
- Министр рассказал, что в других странах качество образования падает, а в России растёт
- Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом
- Какие виды грамотности существуют
- Анзор Музаев про PISA: «Наверно, у нас слишком хорошо получалось»
- «20% детей не достигают пороговых значений функциональной грамотности»