Обязательно ли директору школы иметь педагогическое образование?
Своим мнением делятся директора трёх российских школ.


photo created by freepik / Freepik / Max Mumby / Getty Images / Annie для Skillbox Media
Директор современной школы — это в первую очередь хороший менеджер или сильный педагог? Данные, опубликованные НИУ ВШЭ в 2016 году, показали, что 94% руководителей образовательных организаций имеют высшее педагогическое образование, и маловероятно, что ситуация радикально изменилась с тех пор. Но, может быть, для эффективности школы директору гораздо важнее быть профессиональным управленцем, а педагогические заботы оставить коллективу?
Что думают об этом сами директора? Вот мнения руководителей Европейской гимназии, МБОУ СОШ «Школы будущего» и «Новой школы».
Иван Боганцев, директор Европейской гимназии и кандидат философских наук, в прошлом работал заместителем генерального директора Политехнического музея по просветительской и образовательной работе. Он уверен, что педагог — особенная профессия, требующая определённых личных качеств, которыми обладают далеко не все. А вот директором школы, по его мнению, вполне может быть грамотный менеджер. Тем более тот, у кого есть опыт работы в сфере, где главная ценность — люди. Наличие педагогического образования для этого не принципиально.
«Мне кажется, что в конечном итоге нет большой разницы между тем, чтобы управлять школой, театром или больницей. Я думаю, хороший управленец справится с такой задачей», — говорит Боганцев.
Специалисты, пришедшие в школу из бизнес-среды, по его мнению, приносят ценный опыт, полученный в ином контексте, — например, использование современных инструментов управления и коммуникации.
При этом он считает очень важным, чтобы специалисты, приходящие в образование из других сфер деятельности, получили опыт работы в школе, пусть и не преподавательский: проводили внеклассные занятия или взяли на себя классное руководство.

Иван Боганцев
директор Европейской гимназии
Когда ты не педагог, то, конечно, иногда просто не видишь оптимального решения, тебе не хватает насмотренности. Но это довольно быстро можно восполнить. Два-три года внимательного наблюдения за школой — и ты найдёшь решение для любой проблемы.
Алексей Голубицкий, директор МБОУ СОШ «Школа будущего», до того как возглавить школу, долгое время занимался наукой — морской геологией, руководил крупной общественной организацией. Он отмечает, что в разных ситуациях директору необходимы как педагогические знания и навыки, так и управленческие. Например, если начинающий учитель испытывает затруднения, хороший директор сможет ему помочь и на деле показать, какой метод в данном случае работает.
При этом Голубицкий, как и Иван Боганцев, тоже считает, что приход специалистов со стороны — на пользу образовательному учреждению, потому что избавляет от такого явления, как «зашколивание», которое возникает у педагогов, долгое время находящихся в системе школьного образования.

Алексей Голубицкий
директор МБОУ СОШ «Школа будущего»
Когда человек очень долго в системе, он перестаёт видеть горизонты, по-другому смотреть на различные процессы в школе. И это очень важно иногда бывает — привнести опыт из бизнеса, науки, общественной жизни в достаточно консервативную среду.
Директор «Новой школы» Кирилл Медведев — кандидат физико-математических наук, ранее преподавал в лицее «Вторая школа», а также в МГУ на соцфаке и в Высшей школе современных социальных наук.
Его мнение: невозможно точно сказать, какой директор лучший, — это всегда зависит от модели школы. Но «педагогическая закалка» для директора очень важна, потому что у школы как организации есть своя специфика и управленец, не имеющий опыта именно в сфере школьного образования, столкнётся с проблемами. Директор принимает как стратегические решения, так и методические, поэтому ему нужно хорошо разбираться в процессах взросления детей, их обучения и так далее.
Однако, как считает Медведев, риск серьёзных ошибок можно минимизировать, если директор-менеджер соберёт вокруг себя разнообразный коллектив из «школьных» и «нешкольных» специалистов.

Кирилл Медведев
директор фонда выпускников «Новой школы», с 2016 по 2021 год — директор «Новой школы»
Если это чисто управленец, скорее всего, будут сложности. Но в этом может быть и выигрыш, если у этого управленца есть такая замечательная черта — умение собрать правильных коллег, экспертов и правильно организовать их труд.
А как считаете вы?
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее