Обмен идеями в рамках онлайн-обучения может повысить его эффективность
К такому выводу пришли американские исследователи.
dimaberlin / shutterstock
По данным авторов работы, опубликованной в Journal of Marketing Research, доходимость на открытых онлайн-курсах обычно составляет менее 10%. И менее 5% слушателей включаются в обсуждение содержания курсов. Учёные предположили, что это может быть связано с недостатком вовлечённости участников.
Они также обратили внимание на тот факт, что на онлайн-программах, как и при очных занятиях, учеников часто подталкивают поделиться личной информацией (возраст, род деятельности, цели обучения). Тем не менее учёные сомневались, что это эффективно, ведь участники не контактируют вживую и далеко не всегда заинтересованы в неформальном общении.
В чём идея и как её проверяли
Исследователи предположили, что обучение станет куда результативнее, если участники будут делиться не данными о себе, а идеями, касающимися учебных тем и содержания курсов.
Чтобы проверить гипотезу, учёные проанализировали свыше 12 тысяч сообщений, оставленных в рамках разных курсов за 18 месяцев. Кроме того, они провели эксперимент среди 2 тысяч слушателей популярного курса, который предлагает крупный американский вуз.
Участников исследования подталкивали либо поделиться информацией о себе, либо высказаться об учёбе.
Что из этого вышло
В результате оказалось, что вовлечённость повышалась, когда учащиеся делились именно соображениями касательно курсов — они чаще смотрели видеоуроки и выполняли больше заданий. Их оценки также повышались.
Помимо этого, слушатели дистанционных курсов, возможно, вообще никогда не увидят друг друга и в принципе обычно не ставят цель найти в рамках онлайн-обучения новых друзей. И есть ещё один демотивирующий нюанс. Из-за того, что посты о себе обычно кратки и поверхностны, есть вероятность, что педагог и коллеги по учёбе вообще не прочитают их или никак не отреагируют на их появление.
А сообщения с идеями обычно объёмнее и продуманнее. Учащиеся тратят больше времени и усилий на проработку своих ответов. Кроме того, ответы касаются всех участников без исключения, а значит, их охотнее читают и обсуждают. В среднем сообщения с идеями вдвое длиннее постов о себе. Студенты явно больше вкладывались в идеи, чем в попытки завести друзей в среде онлайн-обучения.
Таким образом, не все аспекты очной учёбы можно перенести в онлайн-среду. Поэтому преподавателям курсов рекомендуется обратить внимание именно на общие для учеников поводы для общения — изучаемые темы.
Кстати, ранее китайское исследование показало, что академические факторы (похожие цели обучения и пробелы в успеваемости) важнее, чем социальные факторы (общая схожесть), в установлении социальных связей для поддержки саморегулируемой учебной деятельности. Эти результаты имеют прямое значение для разработки социальных сетей, которые могут способствовать саморегулируемому онлайн-обучению.