Образование
#подборки

Новые подкасты об образовании за февраль-2023

Одной из главных тем месяца стал, конечно, бот ChatGPT. Но и без него тоже было что обсудить.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Делает ли цифра образование лучше

Кто: руководитель методического отдела Skillbox Марина Харахордина, заведующий Лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов, главный психометрик «Яндекс Практикума» Дмитрий Аббакумов, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Мария Аникина.

Где: на канале Лектория Skillbox.

Про что: что представляет собой цифровизация образования, на какой её стадии образовательные организации находятся сейчас, какие возможности и риски она несёт.

Skillbox провёл первый митап для профессионалов в сфере образования. Тема может показаться теоретической и абстрактной, но на самом деле беседа о цифровизации получилась очень содержательной как в качестве «ликбеза о цифре» для тех представителей традиционного образования, кто ещё не до конца разобрался в её возможностях и рисках, так и для представителей EdTech, которые в цифровой среде работают постоянно и уже сталкиваются с вопросами более глубокого уровня. В частности — о цифре и этике.

В финале — очень интересная серия ответов на вопросы из зала. Например, про страхи: не выбросит ли цифровая трансформация из индустрии талантливых преподавателей, которые не впишутся в новые технологические тренды, как это произошло в своё время с актёрами немого кино? Что за научные направления и специалисты занимаются анализом цифровых следов в образовании? Ну и, конечно, про пользу и риски ИИ в образовании в связи с недавней шумихой вокруг ChatGPT.

Что такое ChatGPT — объяснение от исследователя нейросетей

Кто: профессор-исследователь, заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов факультета компьютерных наук ВШЭ Дмитрий Ветров.

Где: на канале ФКН ВШЭ.

Про что: правда ли, что ChatGPT — это прорыв.

Первая половина этого видео — обсуждение актуального состояния технологий искусственного интеллекта. Дмитрий Ветров объясняет, почему область применения искусственных нейронных сетей будет увеличиваться, как машинное обучение стало доступно даже школьникам и какие с этим связаны риски.

О ChatGPT и других важных событиях сферы диалог идёт с 26-й минуты. Ветров считает, что в самом чат-боте нет ничего революционного — все технологии, на которых основана разработка, доступны специалистам. Но мы сейчас наблюдаем первый росток настоящего прорыва в этой области. В списке профессий, которые изменятся в результате, исследователь называет учёных, программистов, журналистов и преподавателей.

Что будет с образованием в эпоху ИИ

Кто: директор направления «Развитие человека на основе данных» в Университете 2035, методолог образования Андрей Комиссаров.

Где: на канале EduTech Club «СберУниверситета» и на вебинаре педагогического университета «Первое сентября».

Про что: что означает появление ChatGPT для образования.

В двух интервью Андрей Комиссаров рассказывает о перспективах развития образования в условиях, когда большинство письменных заданий за ученика может выполнить нейросеть. Одна из базовых рекомендаций эксперта — отказываться от проверки знаний через тексты. Но ригидная система образования изменится не скоро, прогнозирует он. Последствия могут быть проблемными — например, возникнет новая линия социального расслоения.

В записи на канале EduTech Club также обсуждается использование ChatGPT современными специалистами в образовании и не только, а в вебинаре «Первое сентября» — роль учителя в цифровую эпоху и разработки Университета 2035.

Как использовать модель педдизайна 4C/ID

Кто: научный сотрудник Института образования ВШЭ Елена Другова.

Где: на встрече проекта «Мастерская учителя» магистерской программы «Педагогическое образование».

Про что: что собой представляет четырёхкомпонентная модель 4C/ID и где её можно применить.

Модель педагогического дизайна 4C/ID — самая популярная и современная из моделей проблемно-ориентированного обучения. На встрече с педагогами в «Мастерской учителя» Елена Другова рассказала, когда появилась модель, на каких научных теориях она основана и, самое главное, как на её основе создавать курсы для программ высшего образования. В презентации подробно разобраны три примера курсов: по разработке приложений на Android, по написанию обзоров научной литературы и по подготовке врачей общей практики.

Чего ждать от онлайн-образования

Кто: директор по образовательным проектам и взаимодействию с вузами в VK Анна Степанова и сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox Сергей Попков.

Где: в подкасте VK и студии «Гласно» «А что, если…?».

Про что: как изменилось образование в России за последние годы и что будет дальше.

В этом выпуске один из руководителей Skillbox и директор активно развивающегося в VK образовательного направления рассуждают о том, как цифровые технологии меняют образовательный мир. Несмотря на работу в сфере онлайн-образования, ни один из собеседников не верит в перевод всего обучения в метавселенные и стопроцентную автоматизацию. Почему отказ от Болонской системы — не проблема, какой формат обучения лучше всего подходит взрослым учащимся и зачем дальнобойщикам профориентация — слушайте в подкасте.

Как бизнес участвует в подготовке кадров

Кто: директор проектов «СберУниверситета» Дмитрий Коваленко.

Где: в подкасте компании «Лабмедиа» «Обучение между делом».

Про что: о форматах сотрудничества компаний и университетов на примере «Сбера».

Когда-то основной формой взаимодействия вузов и предприятий были базовые кафедры — отдельные структуры в составе учебных заведений. Потом наступил бум ярмарок вакансий, когда компаниям хватало маркетинговых инструментов, чтобы привлечь молодёжь на работу. Потом наступил демографический спад, и сейчас некоторые работодатели стремятся взращивать себе сотрудников не то что с университетской, а со школьной скамьи.

Какие именно инструменты для этого используются, насколько они эффективны и правда ли активнее всех в сотрудничество с вузами вовлечены IT-компании — в выпуске подкаста.

Что студенты получают от высшего образования

Кто: директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ и соавтор книги «Университеты в России: как это работает» Мария Юдкевич.

Где: в подкасте ВШЭ «Ворона желает знать».

Про что: как и почему сейчас устроено российское высшее образование.

Почему каждый год сотни тысяч выпускников школ в России поступают в вузы, чего они ждут от высшего образования? С одной стороны, университетский диплом в обществе всё ещё высоко ценится, но с другой — заметная часть студентов к третьему-четвёртому курсу отдаёт однозначный приоритет работе.

Мария Юдкевич предостерегает от обобщений: и система высшего образования в России очень неоднородна, и внутри одного университета студенты сильно отличаются друг от друга. Отличаются и ожидания абитуриентов, и отношение учащихся к учёбе. Кто-то, в конце концов, учится только ради диплома. А ребята из семей, где никто из старших родственников не учился в университетах, склонны завышать ценность высшего образования. На самом же деле на отдачу от вуза влияет множество факторов: от особенностей родительской семьи студента до состава учебной группы. Подробнее слушайте в подкасте.

Можно ли выбрать карьеру раз и навсегда

Кто: академический директор программы «Карьерный навигатор Junior», директор Центра развития лидерства «Сколково» Елена Клековкина.

Где: на канале школы управления «Сколково».

Про что: о мифах и реальности профессионального самоопределения.

Новый цикл бесед на канале школы «Сколково» ведёт её профессор и директор Школы перспективных исследований Тюменского госуниверситета Андрей Щербенок, и формально темы посвящены высшему образованию. Но в этом выпуске речь идёт о разных жизненных этапах профессионального самоопределения: существует ли идеальная карьерная траектория, как личные способности, ролевые модели и экономическая обстановка влияют на выбор профессии в подростковом возрасте и как карьеру меняют возрастные кризисы. Кроме обсуждения этих тем, спикеры делятся рекомендациями по профориентации для подростков и взрослых.

Как продвигать образовательные продукты

Кто: специалисты рекламного агентства IT-Agency, которые работают с EdTech-проектами.

Где: в подкасте Teachbase «Эксперто Патронум».

Про что: об особенностях продвижения образовательных проектов и об ошибках на этом пути.

В этом выпуске много как общих рекомендаций словно по учебнику маркетинга, так и практических примеров из разных сфер. Гости подкаста дают рекомендации о том, каких слов стоит избегать в рекламе курсов, как строить цепочку продаж в детском EdTech и как не застрять на выбранных когда-то давно коммуникационных каналах. Кроме того, в выпуске есть ответы на вопросы о перспективах новых проектов на EdTech-рынке, об упрощении исследований аудитории и поиске новых идей для продвижения.

Почему студентам не нужно создавать стартапы

Кто: основатель и генеральный директор системы для организации работы центров карьеры «Факультетус» Сергей Вищипанов.

Где: в подкасте открытого онлайн-лектория Teach-In «Сила тока».

Про что: нужны ли вузам технологическое предпринимательство и цифровые сервисы.

Создатель «Факультетуса» Сергей Вищипанов начал первый бизнес ещё в школе, а занятия в вузе, по собственному признанию, постоянно прогуливал — запускал стартап за стартапом. Но теперь он считает, что студентам не стоит запускать свои стартапы — не будет пользы ни для них, ни для экономики.

Столь же скептически Сергей относится и к цифровизации высшего образования. С его точки зрения, цифровые сервисы отдельных университетов, пусть и удобные для студентов, — просто «костыли», в масштабах всей вузовской системы страны они только вредят. Что нужно для действительно полезной цифровизации и насколько такая идеальная модель вообще достижима, слушайте в дискуссии на подкасте «Сила тока».

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована