Новые подкасты и дискуссии об образовании: что посмотреть и послушать за февраль — 2024
В этой подборке — темы о мотивации учащихся, разбор понятий педдизайна и индустриальной аспирантуры, новости о проектах в сфере EdTech и инфобизнеса.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Как работают педагогические дизайнеры в EdTech, в вузе и в корпоративном обучении
Кто: педдизайнеры Марина Евстратова (Skyeng), Надежда Быкова («Лабмедиа» и Екатерина Щавелева (МИСиС).
Где: в подкасте компании «Лабмедиа» «Обучение между делом».
Про что: из чего состоит работа педдизайнеров в разных организациях и как измерить её качество.
В этом выпуске люди с одной профессией, но из разных сфер обсуждают, что собой представляет педагогический дизайн сейчас и какое будущее его ждёт. Гостьи подкаста последовательно отвечают на базовые вопросы: в чём заключаются их рабочие обязанности, что нужно уметь, чтобы качественно их выполнять, как оценить работу другого педдизайнера и можно ли упростить работу над проектированием курсов с помощью нейросетей и других технологических новинок. А ещё в подкасте можно услышать несколько полезных рекомендаций: как объяснить далёким от образования людям, чем занимаются педдизайнеры, и что почитать и посмотреть для профессионального развития в этой области.
Зачем и как развивать мотивацию к обучению
Кто: академический руководитель программы «Педагогическое образование» в Институте образования НИУ ВШЭ Юлия Корешникова.
Где: на встрече «Мастерская учителя».
Про что: почему некоторые подходы к мотивации учащихся могут быть вредны.
Этим вебинаром проект «Мастерская учителя» начал серию дискуссий о мотивации учащихся. Первая встреча посвящена определению мотивации и научным взглядам на неё. Юлия Корешникова рассказывает о том, почему так широко распространена работа с внешней мотивацией и как проявляет себя внутренняя мотивация. Эксперт подчёркивает, что развитие внутренней составляющей в мотивации из-за автоматизации обучения становится ещё важнее: простые задачи учится выполнять ИИ, а формировать навыки высокого порядка невозможно через силу, без осознанного стремления самих учащихся.
Конечно, реальная мотивация всегда многомерна, и практически у любой деятельности есть внешние стимулы. Но отдельная большая тема, которую затрагивает в этом выступлении Юлия, — негативные последствия мотивирования наградами или наказаниями. Например, некоторые исследования показывают, что внешняя мотивация негативно влияет на инновации. Ведь если единственный стимул к деятельности в том, чтобы получить награду или похвалу, учащиеся будут стремиться следовать правилам, которые гарантированно принесут хороший результат, и откажутся от экспериментов.
Продолжить знакомство с темой мотивации можно на вебинаре педагога-психолога из Тулы Ирины Травкиной, который вышел на портале «Первое сентября» (доступ бесплатный, но нужна регистрация). В нём речь идёт о возрастных особенностях учебной мотивации.
Читайте также:
Как взрослым учиться эффективно
Кто: генеральный директор eLearning center, автор телеграм-канала «Живое обучение» Елена Тихомирова.
Где: в подкасте «Неслучайные люди».
Про что: почему обучение во взрослом возрасте даётся так сложно и зачастую проходит впустую.
Этот часовой диалог (он опубликован в двух частях, вторая здесь) направлен скорее на аудиторию учащихся. Елена Тихомирова призывает, в частности, внутренне нормализовать отношение к обучению во взрослом возрасте — люди всегда вынуждены были осваивать новое, чтобы справляться с работой и жизнью. А приняв эту ситуацию как нормальную, взять на себя ответственность за то, чтобы определить важные для изучения области и действительно их освоить. Например, не ждать, что преподаватель будет удивлять, заранее продумывать время и условия для учёбы, а главное — анализировать и прорабатывать на практике всё услышанное. Для каждого шага спикер даёт практические советы.
Но специалистам, которые организуют обучение, например, в компаниях, послушать этот диалог тоже будет полезно. Так, Елена, например, считает, что учёбы не должно быть много, ею очень легко «закормить». Подробнее о её взглядах на корпоративное обучение — в первой части подкаста.
Читайте также:
Как возник Skyeng и какие проблемы образования решает сейчас один из его основателей
Кто: сооснователь Skyeng Георгий Соловьёв.
Где: на канале Александра Соколовского.
Про что: какие идеи увлекают Георгия и какие подходы он применяет в работе и жизни, чтобы реализовать задуманное.
Это очень длинная беседа — более двух с половиной часов. Георгий рассказал, например:
- почему персонализированного образования ещё не существует и что в Skyeng делают, чтобы к нему приблизиться;
- почему предпринимателю полезно быть клиентом своего продукта;
- как компания работала над выходом на IPO и как справлялась с последствиями, когда сделать это не получилось;
- над какой идеей в образовании Георгий работает сейчас;
- какой навык важен для тех, кто учится, и какие инновации помогут выстроить образовательную систему так, чтобы он развивался.
Из остального видео можно узнать, почему основатели Skyeng в начале работы над проектом договорились ни с кем не заводить романтических отношений (да!), как Георгий планирует продлить жизнь себе и человечеству и как в этом помогают инвестиции в биомедицинские стартапы.
Каковы перспективы для EdTech-проектов на зарубежных рынках
Кто: серийный IT-предприниматель, основатель и генеральный директор агентства Qmarketing и онлайн-школы Refocus Роман Кумар Виас.
Где: в подкасте RE:source.
Про что: почему не получается реализовать EdTech-проекты на рынках развивающихся стран и какие ещё есть варианты.
Осенью 2023 года онлайн-школа Refocus, которую основали выходцы из российского EdTech, закрылась. В этом интервью Роман Кумар Виас объясняет, почему подходы к продаже курсов по IT-профессиям, успешно работающие в России, не подошли для Индонезии и Филиппин. Одной из основных проблем, по его словам, стала низкая платёжеспособность клиентов, поскольку банков, через которые можно оплатить обучение в рассрочку, в этих странах мало.
Новый проект основатель Refocus планирует запускать на четырёх рынках: в Германии, Франции, Великобритании и США. В выпуске Роман Кумар Виас рассказывает, в каких нишах, по его мнению, у EdTech-стартапов в этих странах есть потенциал. Например, среди них «диджитал-ПТУ» — базовые цифровые профессии для недавних мигрантов. Кроме того, речь зашла и о том, что мешает учиться взрослым людям во всех странах и как образовательным компаниям преодолевать эти барьеры.
Зачем инфобизнесменам объединяться в ассоциацию
Кто: сооснователь платформы «Мегакампус» и руководитель Ассоциации информационного бизнеса (АИБ) Григорий Аветов.
Где: на канале «Инфокаст».
Про что: как работает АИБ и в чём заключаются её цели.
В этом выпуске основатель АИБ рассказывает о деятельности организации, о создании которой стало известно в декабре 2023-го. Её суть — в создании для инфобизнесменов безопасных условий работы, а для этого, считает Григорий Аветов, рынку придётся измениться. Например, сделать более реалистичными обещания в рекламе инфопродуктов и отказаться от неэтичных тем и подходов к продвижению.
Уже сейчас в состав АИБ, по словам Григория Аветова, не принимают онлайн-школы с курсами, например, по эзотерике. Для тех же, кто в ассоциацию вступает, проводят регулярные съезды с разборами кейсов, а главное — руководители организации сотрудничают с депутатами Госдумы и государственными органами, чтобы выработать выгодные для рынка правила регулирования. А ещё Григорий Аветов объяснил, на что идут вступительные взносы участников ассоциации и почему она пока не будет выпускать обещанный список «инфоскамеров».
Кстати, недавно глава другой похожей ассоциации — развития онлайн-образования — тоже рассказала о её деятельности.
Как стоит и как не стоит применять генеративные нейросети в образовании
Кто: руководитель разработки системы «ИИ-тьютор» в «Самолёт Образование» и автор телеграм-канала «Дизайн образования» Андрей Комиссаров.
Где: на открытой лекции в Физтех-лицее имени П. Л. Капицы.
Про что: о преимуществах и неочевидных проблемах применения инструментов на основе искусственного интеллекта.
В этом выступлении Андрей Комиссаров коротко рассказал и об ИИ-помощниках, созданных специально для образовательных задач (в том числе о цифровом тьюторе, над которым работает сам), и об использовании для учебных задач других ИИ-инструментов. Например, о том, для каких задач логично и полезно применять ChatGPT, какие картинки можно нагенерировать с помощью нейросетей и как за счёт сервисов по озвучиванию речи улучшить собственные тексты. А ещё эксперт объясняет, какие запросы (промпты) чаще всего вызывают галлюцинации ИИ, то есть упоминание ложных фактов и даже выдуманных книг и личностей.
Ещё одна важная тема лекции — как развитие генеративных нейросетей меняет мир профессий и ожидания от образования и как эти тенденции учесть в работе школы — на примере частной школы «Юна» в Дубне, одним из основателей которой был Андрей Комиссаров.
Читайте также:
Что такое no-code и зачем о нём знать преподавателям
Кто: руководитель учебно-методического центра компании «Директ-Медиа» Павел Каллиников.
Где: на вебинаре «Директ Академии».
Про что: какие способы создания цифровых инструментов без программирования будут полезны преподавателям и организаторам обучения.
На этом вебинаре эксперт рассказал о сути подхода no-code — создания новых приложений, сайтов и других цифровых инструментов в визуальных редакторах и конструкторах, без необходимости программировать. С его точки зрения, развитие таких форматов — закономерность, и цифровые технологии продолжат приближаться к обычным пользователям. Но это не значит, что создание нового не будет требовать вообще никаких навыков: в no-code всё равно необходимо алгоритмическое мышление.
В основной части вебинара Павел Каллиников приводит примеры сервисов, которые позволяют делать простые приложения, автоматизировать рассылки и другие регулярные организационные задачи с помощью таблиц и интегрировать различные инструменты между собой. А ещё он даёт рекомендации по тому, как искать и выбирать шаблоны для вёрстки контента.
Зачем начинающим IT-специалистам менторство
Кто: основатель Solvery Антон Волков.
Где: в подкасте LLLab «На курсах не расскажут».
Про что: о платформе Solvery, которая помогает IT-специалистам получить практические навыки и устроиться на работу через менторство.
Когда-то Антон Волков решил самостоятельно освоить IT-профессию, и завершить этот путь ему помогла менторская поддержка друга. Рекомендации опытного специалиста, правильный профессиональный фокус, который он может дать, он считает необходимым для обучения айтишника финальным этапом. Поэтому теперь на Solvery приходят начинающие разработчики, которые уже прошли обучение на курсах или самостоятельно и готовятся к трудоустройству.
В подкасте Антон Волков рассказывает о том, как получилось перевести индивидуальный опыт менторства в продукт платформы. Он объяснил, как в компании формируют пары менторов и их подопечных, как поддерживают менторов и почему именно для IT-сферы подходит такой формат.
Что такое индустриальная аспирантура и насколько её выпускники востребованы в российских компаниях
Кто: кандидат социологических наук, доцент центра исследований науки и развития аспирантского образования, заместитель директора Института аспирантуры и докторантуры в ННГУ имени Н. И. Лобачевского Николай Рыбаков.
Где: на семинаре Института образования НИУ ВШЭ.
Про что: есть ли в России практико-ориентированная аспирантура.
На последнем семинаре в Институте образования исследование аспирантуры представил специалист из Нижнего Новгорода. Николай Рыбаков рассказал об особом виде докторских образовательных программ в зарубежных вузах — на них тоже готовят кадры с научными степенями, но по узким прикладным областям, зачастую междисциплинарным. В России таких программ официально нет, но, похоже, ниша не пустует. Ведь многие компании заинтересованы в специалистах очень высокой квалификации по различным техническим наукам — в изобретателях, в разработчиках новых IT-систем, в кадрах с научной базой.
Чтобы определить, какие программы аспирантуры в России фактически ориентированы на подготовку прикладных кадров для различных индустрий (а не для «чистой науки»), исследователь изучил состав аспирантов и выпускников аспирантуры, которые совмещали обучение с работой или защитили диссертации по близкой к их профессиональной деятельности теме в 2019 году.
Выяснилось, что у 80% выпускников, работавших в наукоёмких сферах реального сектора экономики, темы диссертаций связаны с работой. Правда, ни по одному из исследованных научных направлений такие выпускники аспирантуры не составляли большинства — в основном аспиранты и молодые кандидаты наук работали всё-таки в академическом секторе, то есть в вузах и научных институтах. А доля тех, кто работал в наукоёмком бизнесе, составила 25%.
Тем не менее Николай Рыбаков считает, что в ряде технических наук в России есть потенциал для развития практико-ориентированных программ аспирантуры. И при проектировании этих программ стоит учесть особенности тех, кто на них пошёл бы: это люди старше 30 лет, с опытом работы, заинтересованные во внедрении результатов своих разработок на месте работы, они стремятся учиться заочно и реже публикуют научные статьи. Целесообразно создать для них более гибкие правила приёма, привлекать индустриальных партнёров, а для допуска к защите учитывать не только научный, но и практический вклад аспиранта в изучаемую область.
Читайте также: