Образование
#новости

Новое исследование школьной неуспешности: в НИУ ВШЭ рассказали о первых выводах

Среди них есть и неожиданные находки.

Исследовательский проект по изучению успешности и неуспешности школьников представили на очередном открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ.

Как проходит исследование

Проект стартовал ещё в 2022-м и задуман как лонгитюдный: в течение нескольких лет в нём будут участвовать одни и те же учащиеся, их учителя и родители. Сейчас в выборке почти 5 тысяч учеников из 55 школ Нижегородской области. Половина из них подключились к исследованию сразу после приёма в школу и участвовали в его двух волнах в первом и втором классах, а вторая половина — в четвёртом и пятом. Команда проекта рассчитывает завершить исследование в 2027 году, когда младшие участники будут в шестом классе, а старшие — в десятом.

Под неуспешностью в проекте понимают систематическую неуспеваемость (отставание от одноклассников). За ней могут следовать потеря мотивации к учёбе и негативное отношение к школе. Поскольку у неуспешности могут быть разные причины, проект междисциплинарный. На семинаре о нём рассказывали представители трёх подразделений Института образования: директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Сергей Косарецкий, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Инна Антипкина, директор Центр исследований современного детства Александра Бочавер.

В исследовании изучают педагогические факторы (например, квалификацию учителей и применяемые ими педагогические подходы), социальные и психологические (в том числе уровень доходов родителей, отношения с ними, поддержку обучения детей с их стороны), когнитивные и медицинские. За исследование здоровья детей в проекте отвечает Приволжский исследовательский медицинский университет (ПИМУ).

Саму успешность обучения в исследовании оценивают не по школьным оценкам, а с помощью разработанных в Институте образования цифровых инструментов «Старт» и «Прогресс». Они позволяют в интерактивной форме замерить как грамотность детей, так и их когнитивные функции (например, функционирование рабочей памяти), уровни критического мышления и креативности.

Что уже удалось выяснить

За первые две волны исследования собрали большое количество данных о детях, их семьях, школах и их окружении. Анализ связей между различными характеристиками выявил некоторые закономерности.

Так, ожидаемо позитивно на результаты учащихся повлияло наличие в школе углублённых программ обучения и активные партнёрства с учреждениями дополнительного образования, культуры и библиотеками. Положительное влияние оказали также программы помощи отстающим ученикам.

Есть и неожиданные выводы. Например, оказалось, что родители с невысоким доходом и уровнем образования более вовлечены в обучение детей, чем обеспеченные семьи. Например, они активнее помогают детям организовать среду для обучения дома (то есть условия для выполнения домашних заданий). А качество домашней среды для обучения — важный фактор успеваемости. Выяснилось также, что у детей из малых городов среда обучения дома организована в среднем лучше, чем у их ровесников из Нижнего Новгорода.

Эти выводы отчасти противоречат результатам ряда предыдущих исследований. Так, ранее вовлечённость родителей в обучение связывали с их уровнем образования: более образованные уделяют учёбе детей больше внимания. Кроме того, и в России, и во многих других странах школьные успехи детей положительно связаны с социально-экономическим статусом их семей: чем выше доход и образование родителей, тем лучше оценки. Чем объясняются иные результаты в новом проекте — ещё предстоит выяснить.

Кроме того, исследователям удалось выявить некоторые потенциальные источники проблем с успеваемостью. Оказалось, что родители зачастую не ждут от детей успехов в тех предметах, которые им самим не нравились или не давались в школе. Можно предположить, что в таких случаях дети с большей вероятностью будут считать эти предметы не самыми важными для себя. Кроме того, уже в начальной школе родители не знают о многих проблемах детей, например в отношениях с учителями или одноклассниками, — школьники сообщали исследователям, что просто не рассказывают об этом дома. То есть ухудшение обстановки в школе может произойти незаметно для семьи.

На семинаре отметили, что у проекта не только научные, но и прикладные цели. Уже на первых этапах исследования учителя и руководители школ получали информацию по результатам тестирования детей, чтобы вовремя заметить трудности в обучении и предоставить учащимся необходимую поддержку. Если в медицинской части исследования находят признаки каких-либо проблем, информацию передают родителям и помогают организовать консультации специалистов. А ещё на основе результатов исследования уже создан курс для учителей. В результате всего проекта исследователи рассчитывают разработать методики скрининга на факторы школьной неуспешности, а также программы профилактики этого явления.

Стоит отметить, что это не первый в России лонгитюдный проект, в фокусе которого школьная успешность и неуспешность. Так, исследователи из МГУ имени М. В. Ломоносова и Психологического института Российской академии образования с 2017 года реализуют «Кросс-культурное лонгитюдное исследование успешности в обучении» — в нём участвуют школьники из России и из Кыргызстана. Этот проект сфокусирован в основном на индивидуальных различиях, которые ведут к разным результатам в учёбе, в том числе на влиянии генов.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована