«Никогда такого давления на университеты не было»: как вузам быстрее готовить кадры?
В Минобрнауки видят как минимум пять перспективных подходов.
Дефицит профессиональных кадров в России стал ключевой темой III Томского форума «Преобразование образования», состоявшегося в ноябре. Что может сделать с этой проблемой система образования, обсудили участники дискуссии «Ускоренный выход молодёжи на рынок труда: задачи, проблемы, решения».
Как образование отвечает на запросы рынка труда сейчас
Перед началом дискуссии к участникам форума обратился министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Он отметил, что работодатели сейчас как никогда активно обращаются к вузам со своими запросами на кадры: «Никогда такого давления со стороны рынка труда на университеты и в целом систему высшего образования не было».
Почему давление на вузы возросло, в своём выступлении объяснил проректор и руководитель лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин. «Людей нет и не будет!» — заявил он. Речь о том, что Россия вступила в полосу демографических ограничений, и в ближайшие двадцать лет ситуация в лучшую сторону не изменится. Поколение, которому предстоит за эти годы повзрослеть и выйти на рынок труда, немногочисленно.
Сейчас в России, по данным из презентации Сергея Рощина, около полутора миллионов 18-летних. В 2006 году, для сравнения, было 2,6 миллиона. К 2030-м их число вырастет и достигнет примерно 1,9 миллиона, но к 2040-м снова снизится и упадёт даже ниже текущего значения. Сокращаться будет и наиболее активная экономически возрастная когорта 30–39-летних.
В последнее время разные компании и целые отрасли заявляют о дефиците кадров — и это касается не только IT-сферы, которой не хватает, по оценке Минцифры, 500–700 тысяч специалистов. По словам Сергея Рощина, если сложить все запросы и прогнозы, окажется, что российскому рынку труда нужно больше кадров, чем в стране есть населения в соответствующих когортах. Взяться такому количеству людей попросту неоткуда.
Единственным выходом из положения проректор НИУ ВШЭ назвал внедрение более производительных технологий. Но для этого нужны особенно квалифицированные кадры — значит, задача по их подготовке и должна стоять перед системой образования.
Как сейчас в российском высшем образовании обстоят дела с подготовкой кадров высокой квалификации? Короткий ответ — по-разному, всё зависит от вуза. Как подчеркнул Сергей Рощин, статистические данные (например, результаты общероссийского мониторинга трудоустройства выпускников) доказывают: «Нет никакого единого высшего образования, это мозаика совершенно разных типов».
Наглядно разница между типами высшего образования видна по доходам выпускников: выпускники очных отделений зарабатывают больше заочников, выпускники престижных вузов — больше, чем учившиеся в рядовых университетах. Чудовищный, по оценке Сергея Рощина, разрыв в уровне стартовых зарплат наблюдается у выпускников инженерных программ — от 45 до 200 тысяч рублей. При формальном равенстве дипломов, очевидно, на рынке труда ценятся далеко не все выпускники.
Но дело не только в разрыве возможностей и ресурсов между престижными и рядовыми, то есть неселективными вузами (в которые поступают с относительно невысоким средним баллом ЕГЭ ниже 80). «Приговором нынешней системе образования» Сергей Рощин назвал тот факт, что большинство современных российских студентов работают на старших курсах — и, как правило, по своей специальности.
«Работают они не только затем, чтобы решать материальные проблемы — они на самом деле получают компетенции, которых университеты дать не могут», — пояснил проректор НИУ ВШЭ.
Повсюду те, кто работал во время учёбы, после выпуска зарабатывают больше тех, кто только учился, не работая, — то есть университетское образование само по себе, даже в ведущих вузах, даёт недостаточно для успешного выхода на рынок труда.
Что уже делают и что планируют делать в университетах и колледжах
Тему дифференциации высшего образования в своём выступлении продолжила советник генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (НАРК) Александра Серова. Она рассказала, что в рамках каждой отрасли запросы работодателей на кадры разнятся. Это показал опрос НАРК в 2023 году. Тогда в формулировках представителей более чем 6 тысяч предприятий чаще всего встречалась такая: пусть вузы дадут нам выпускников — ответственных исполнителей.
«Нам нужны ваши бакалавры, но лучше бы даже, чтобы они были немного больше эспэошные», — так эксперт описала эту позицию. Спрос на управленческие компетенции, креативность, разнообразные гибкие навыки существует на самом деле лишь у немногих работодателей — лидеров своих отраслей. Попросту говоря, массовому рынку инициативные и креативные не нужны.
Но парадокс в том, что на всевозможные инновации, которые требуются рынку для изменения технологического уклада и преодоления кадрового голода, способны как раз компании-лидеры. Поэтому Александра Серова считает, что вузам стоит ориентироваться в подготовке кадров именно на их запросы. А механизмом, который поможет учитывать запросы работодателей в программах высшего образования, представитель НАРК считает независимую оценку квалификации выпускников — её с участием агентства уже внедрили более чем в 300 колледжах и 33 вузах.
О других механизмах настройки обучения под запросы рынка труда рассказала врио директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Елена Тумакова. Точнее, она перечислила меры для того, чтобы студенты быстрее выходили на рынок труда не в качестве курьеров и официантов, а шли работать в отраслях промышленности и социальной сферы, кадровый голод в которых сильнее всего волнует государство. Некоторые из этих мер уже доступны вузам — участникам эксперимента по изменению уровней высшего образования, некоторые пока обсуждаются.
Первая мера — гибкие сроки обучения. Напомним, в рамках эксперимента на уровне и базового, и специализированного высшего образования вузы-участники уже сейчас установили разную продолжительность программ одного уровня. Елена Тумакова подчеркнула, что это важный инструмент, чтобы адресно учесть запросы рынка труда к подготовке будущих специалистов. В том числе и в тех случаях, когда формально направление подготовки одно, а профили разные: например, педагоги начальной школы могут обучаться четыре года, а педагогам-предметникам требуется пять лет. Но важно не злоупотреблять гибкостью — работодатели не могут долго ждать, напомнила представительница Минобрнауки:
«Нельзя искусственно увеличивать сроки, обеспечивая нагрузкой преподавателей, обеспечивая студентов дисциплинами, может быть, важными и нужными, но в которых нет критической необходимости сегодня».
Вторая мера — вариативность сроков обучения по одним и тем же программам. Этот подход тоже реализован в пилотном проекте. По многим экспериментальным программам установлена продолжительность обучения от четырёх до шести лет. Елена Тумакова объяснила на примере обучения химиков: за четыре года студенты могут стать химиками-технологами, а те, кто планирует быть исследователями, могут продолжить учёбу на той же программе. Последние год или два будут посвящены преимущественно исследовательским компетенциям, и после них выпускники получат более высокую квалификацию.
Третий вариант — сокращение сроков обучения для выпускников СПО. Выработка общего механизма для этого по поручению президента ещё продолжается, а Елена Тумакова упомянула, что отдельно вопрос обсуждали с вузами в сфере культуры и искусства. Предполагается, что при наличии профильного образования уровня СПО вузовская программа для студента может сократиться до трёх или даже до двух лет.
Четвёртая мера, которая сейчас обсуждается, — обязательные дополнительные квалификации для выпускников. Например, во все программы предлагается включать педагогические дисциплины, чтобы выпускники-физики или химики были готовы работать в школах сразу, без необходимости дополнительно проходить для этого педподготовку.
Пятое предложение тоже касается дополнительных квалификаций, но по рабочим профессиям. Такие квалификации, по словам Елены Тумаковой, студенты вузов могут получить за первые пару лет учёбы, чтобы на старших курсах работать в профильной для себя отрасли.
В системе СПО идеи о сближении образования и рынка труда, как отметила в своём выступлении заместитель губернатора Томской области по образованию, молодёжной политике и цифровому развитию Наталия Киселёва, реализуются активнее, чем в высшем образовании. Например, в проекте «Профессионалитет» колледжи разрабатывают образовательные программы вместе с работодателями. А в Томской области для более результативной подготовки кадров в СПО запустили проект, который позволяет получить сразу два диплома (то есть пройти подготовку по двум специальностям одновременно).
А ещё, считает Наталия Киселёва (в прошлом заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы), некоторые рабочие профессии можно получать не в колледже и не на первых курсах вуза, а даже раньше — в предпрофессиональных 10-м и 11-м классах. Собственно, эта идея не нова: раньше в старших классах школы было такое явление, как УПК — обязательные занятия в учебно-производственных комбинатах, где школьники осваивали простые рабочие профессии.
Перспективу для развития системы образования, теснее связанной с рынком труда, Наталия Киселёва видит в более близкой работе вузов с колледжами и школами — чтобы подростки больше узнавали о профессиях и точнее выбирали будущую сферу деятельности.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Цифры: о реформе системы высшего образования, похоже, знает лишь каждый пятый россиянин
- Мнение: благодаря ИИ продолжительность обучения может сократиться на треть
- Стало известно, как у выпускников вузов и колледжей складывается с работой
- 5 вариантов образовательных и карьерных маршрутов выпускников колледжей