В прошлом году ЮНЕСКО провела глобальный опрос более чем в 450 школах и университетах и обнаружила, что менее чем в 10% из них действуют официальные рекомендации по тому, как применять приложения с генеративным ИИ. Дело в том, что и на уровне стран таких нормативных актов практически не было. В организации призвали правительства регламентировать применение генеративных нейросетей в образовании и науке — в ЮНЕСКО сочли, что без какого-либо контроля ИИ в школах внедряется слишком быстрыми темпами.
За прошедшие месяцы дискуссия о применении ИИ развивалась. Принята международная декларация по безопасному применению ИИ, в Евросоюзе установили правила регулирования ИИ-моделей и нейросетей. Появились и специальные руководства для образовательных учреждений.
Что говорится об использовании ИИ в американских руководствах
Руководства по использованию генеративного ИИ в последнее время активно обсуждают в США. Сейчас они приняты на уровне четырёх штатов — Калифорнии, Орегона, Западной Вирджинии и Северной Каролины. В последних двух штатах руководства появились в январе 2024-го.
В руководстве Северной Каролины говорится, что генеративный ИИ поможет учителям быстро выполнять рутинные административные задачи, а его использование становится важным профессиональным навыком. Но при этом инструменты на основе генеративного ИИ не рекомендуется использовать для оценки учащихся.
Руководство, разработанное для школ Западной Вирджинии, объясняет учителям, как работает генеративный ИИ. В документе приведён список факторов, которые преподаватели должны учитывать, прежде чем внедрять технологию в образовательный процесс. Из руководства следует, что учитель может готовить урок, используя разные программные средства. Однако ИИ не может полностью составлять план урока без контроля со стороны преподавателя.
Данные, на которых обучаются генеративные языковые модели, включая подсказки и вопросы, потенциально могут быть переданы другим пользователям. Поэтому сотрудникам и студентам не разрешается предоставлять ИИ конфиденциальную или личную информацию без разрешения, говорится в руководстве.
Что говорится в британском руководстве
Своё отношение к использованию генеративного ИИ в школах высказали и в департаменте образования Великобритании. В нём объяснили, как работает генеративный ИИ, и обозначили его преимущества и ограничения в образовательной сфере.
Ведомство сообщает, что работает над применением генеративного ИИ для снижения рабочей нагрузки учителей. В документе говорится, что «генеративные инструменты ИИ могут сделать определённые письменные задачи быстрее и точнее, но не могут заменить суждения и глубокие предметные знания эксперта». Любой контент требует профессиональной экспертизы для проверки уместности и точности. Департамент не запрещает использовать ИИ для подготовки планов уроков или документов, однако за качество и содержание таких документов несёт ответственность человек, который их создал.
В британском руководстве также указано, что школы должны получать разрешения самих учащихся или их родителей или опекунов (для несовершеннолетних) на использование их интеллектуальной собственности при обучении моделей, а также обеспечивать защиту детей от неуместного контента.
Что касается отечественной практики, то, несмотря на широкое обсуждение вопроса на всех уровнях, в публичном поле пока не было информации о публикации правил по применению генеративного ИИ в школах. Хотя о его грядущем широком применении говорилось не раз. Например, сообщалось, что к 2030 году в российских школах проверку домашних заданий будут проводить с помощью ИИ. Кстати, активное внедрение сервисов на основе ИИ в учебный процесс в государственных школах уже начали в Сингапуре.
Некоторые российские вузы также начали устанавливать правила использования ИИ в учебном процессе. Например, это сделал МГПУ. А ректор МФТИ Дмитрий Ливанов заявлял, что в вузе не планируют запрещать студентам использовать ИИ.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!