Об этом сообщает The Economist.
О каких ваучерах речь
Губернатор Флориды Рон Десантис подписал закон, согласно которому семьи смогут получить ваучер на сумму около 8 тысяч долларов (более 600 тысяч рублей по курсу ЦБ), — именно столько государственные школы штата в среднем вкладывают в образование одного ученика. Теперь эти деньги можно будет потратить на обучение в частной или религиозной школе или даже на домашнее образование.
Причём Флорида — не первый штат, где появилась такая практика. Аналогичный закон приняли в Аризоне, Арканзасе, Айове и Юте. Кроме того, в Индиане, Оклахоме и Техасе разрабатывают похожие законопроекты. По данным Центра приоритетов бюджета и политики, внедрение такого подхода рассматривает половина всех штатов.
Как вообще возникла эта идея
Концепцию школьных ваучеров предложил в 1950-х годах экономист Милтон Фридман. Затем наблюдалось несколько волн, в которые она набирала популярность, — в 1990-х и в начале 2000-х годов. В первый раз такую программу инициировали темнокожие семьи из Милуоки, которые хотели, чтобы их дети учились в школьном округе, управляемом афроамериканцами. В результате им выдали такие ваучеры.
Новая волна, которая наблюдается сейчас, связана с попыткой сделать более равным доступ к школьному образованию. Предполагается, что ваучеры позволят менее обеспеченным семьям при желании отдавать детей в частные учебные заведения. Сейчас в таких школах учится лишь около 10% американских школьников. Вероятно, теперь их доля будет увеличиваться.
Насколько полезна эта модель
Эффективность такого подхода пока под вопросом. Дело в том, что этой теме посвящено не очень много исследований, и фокусировались они на разных аспектах. Поэтому выводы выглядят неоднозначными.
Например, если судить по успеваемости, то в 1990-х и 2000-х ваучеры хорошо себя зарекомендовали. Так, программа в Милуоки оказала положительное влияние на академические достижения учащихся по математике по сравнению с теми, кто остался в государственных школах. А похожая программа, которую проводили в Вашингтоне в 2000-х, оказала положительное влияние на оценки по чтению.
Однако позднее был замечен обратный эффект — в 2010-х у детей из Луизианы, которые благодаря ваучерам перешли в частные школы, ухудшились оценки по математике.
Причин для негативного влияния ваучеров на успеваемость в последних проектах может быть несколько. Например, первые программы проводили точечно только для семей с низким доходом, то есть участие в них принимали немногие. А теперь этот подход используют целые штаты. Кроме того, эксперты утверждают, что качество образования в американских государственных школах заметно выросло, и поэтому результаты частных учебных заведений уже не выглядят так впечатляюще. Наконец, не все частные школы в принципе могут похвастаться высоким качеством работы.
Ещё одна загвоздка в том, что универсальные программы для целых штатов не слишком помогают решить основную задачу — снижение образовательного неравенства. Ими всё равно зачастую пользуются именно богатые семьи. Выплаты могут получить даже те, чьи дети с самого начала учились в частных школах. К примеру, в Аризоне они составляют 51% всех получателей ваучеров.
Отмечается, что даже у губернатора Флориды были сомнения по поводу новой схемы выдачи ваучеров. Он сказал, что у семей с высоким доходом и так есть возможность отдавать детей в частные школы, то есть им не обязательно участвовать в программе. Тем не менее он подписал закон именно в таком виде.
Кстати, ранее выяснилось, что финансовое неравенство населения само по себе может негативно влиять на успеваемость детей.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Причина неуспеваемости — образовательное неравенство и образовательная бедность?
- Устранил ли ЕГЭ образовательное неравенство или только создал для него новые причины?
- Цитата недели: «Физика как предмет сейчас становится в школе элитарной»
- Почему частные школы могут стать драйверами педагогической практики