Необычная практика: как школьный огород помогает детям... учиться
Есть исследования, которые показывают, как много пользы приносит школьникам работа на земле. Кстати, разбить школьный «садик» можно и на подоконнике.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Как сад при школе изменил подход к преподаванию
Когда в 2004 году педагог из Великобритании Тим Бейкер получил должность директора начальной школы Charlton Manor, он столкнулся с неприятной проблемой. Дело в том, что школа располагалась в не самом благополучном районе на юго-востоке Лондона: здесь было много социального жилья, бедных семей и мигрантов. А ещё такой высокий уровень преступности, что дети не могли свободно гулять в районных парках и скверах. Новоиспечённый директор задумался: как бы создать для своих учеников место, где они могли бы знакомиться с природой, развиваться, общаться друг с другом и быть при этом в безопасности?
На территории школы был заброшенный, неиспользуемый участок, и Бейкер решил, что эта земля как раз подходит под его задачу. Как раз в это время из новостей он узнал о неутешительных результатах исследований: оказывается, многие дети понятия не имеют, как появляется пища — откуда, например, берутся яйца или что происходит с овощами до того, как те попадают на тарелку. «Причина этого мне была ясна: мы больше не рассказывали детям о еде в школе», — вспоминал Бейкер в статье, которую он написал для издания The Guardian.
Поэтому директор решил устроить на свободном участке сад, где дети могли бы учиться на свежем воздухе и узнавать о том, откуда и как появляются продукты на их столе.
«Также я хотел использовать сад и для освещения других тем: жизненные циклы, цветущие растения, опыление, адаптация, литературное творчество, написание отчётов. Я считал, что в саду можно преподавать многие предметы, при этом повышать уровень активности учеников и поощрять командную работу. Были также и поведенческие мотивы. Поскольку многие учителя сталкивались с такими комментариями детей, как „Я не виноват“ и „Это не только я“, это был наш шанс развивать чувство ответственности», — писал Бейкер.
Директор заручился поддержкой коллег, а учеников привлёк к разработке проекта: показал им план территории, сводил на экскурсии в несколько разных общественных садово-огородных участков и попросил предложить идеи, каким дети хотели бы видеть будущий школьный сад. Затем он передал наработки ребят ландшафтному дизайнеру, который спроектировал участок, включив в него и предложения школьников.
Кроме грядок, на которых растут зелень, сезонные овощи и фрукты, в саду школы Charlton Manor появились лабиринт, теплица, пруд и мостик через него, погодная станция, уголок дикой природы, полянка со скамейками, где можно проводить уроки, и даже компостная яма. Она, кстати, с прозрачными стенами, чтобы дети могли наблюдать, как остатки овощей и фруктов превращаются в органические удобрения для новых посадок.
А чтобы не создавать дополнительной нагрузки педагогам, в штат Бейкер нанял садовника: он планирует работы по саду, следит за огородом, обучает ребят садоводству и помогает учителям разрабатывать уроки на свежем воздухе — поскольку расписание школьников и так было плотным, директор решил интегрировать огородничество непосредственно в учебную программу.
Теперь сад школы Charlton Manor — он называется Our Secret Garden («Наш секретный сад») — так или иначе играет роль почти на всех занятиях. На уроках естествознания и природоведения он служит практическим пособием. Или, например, на математике ребята планируют цветочные клумбы, составляют графики и диаграммы — замеряют, как прорастают подсолнухи, и совершенствуют навыки сложения и умножения, считая растения.
Сад пригождается даже на уроках истории! Так, Морган Хоуп Филлипс, британский специалист по экологическому образованию, в своём блоге поделился впечатлениями от практического урока по кулинарии каменного века, который подготовили для учеников школьные шеф-повар и садовник.
«Группа учеников третьего класса сделает простое тесто, которое затем они обернут вокруг небольших веточек ивы. Потом они отправятся в школьный сад, где будет зажжён костёр; они сядут у огня, будут осторожно готовить хлеб на раскалённых углях, узнавая больше о рационе питания в каменном веке — фантастический способ оживить историю, а также узнать больше о том, откуда берётся пища и как она влияет на окружающую среду», — рассказал он.
Со временем в школьном саду появились также куры и даже несколько пчелиных ульев. Для этого Бейкер и некоторые его коллеги-учителя прошли курс пчеловодства, чтобы узнать, как правильно и безопасно обращаться с насекомыми. Местные пчеловоды ещё и провели разъяснительную работу с родителями, убедили их, что пчёлы детям не навредят. С тех пор школа производит собственный мёд. А пчёлы, по словам директора, тоже оказались полезны в обучении: дети не только наблюдают за ними, но и решают о них задачки на математике, обсуждают на уроках английского, естественных наук и занятиях по другим предметам.
Полученный урожай, а также яйца и мёд продаются в магазинчике при школе, а ещё активно используются на школьной кухне для приготовления обедов и перекусов. Это не только помогает школе экономить на закупках, но и прививает ребятам здоровые пищевые привычки. Ведь они едят овощи и фрукты, которые вырастили сами, а значит, с гораздо большим интересом и удовольствием. Кстати, готовить здоровую еду из собранного урожая дети тоже учатся, для этого в школе есть учебный кулинарный класс.
Тим Бейкер признаётся: конечно, не всё сразу шло гладко. Для реализации плана по созданию сада пришлось искать финансирование, в том числе организовывать сбор средств.
Кроме того, некоторые учителя опасались, что поведение учеников на улице будет сложно контролировать, и те школьники, с которыми трудно справиться в классе, в саду будут вести себя ещё хуже. Но, по словам директора, на деле всё оказалось иначе: в огороде детям приходится работать в команде, учиться брать на себя ответственность за уход за растениями. И как правило, их поведение, наоборот, меняется в лучшую сторону.
В итоге, когда первые трудности удалось преодолеть, сад преобразил школу, считает директор. Он изменил подход к преподаванию, поставив в центр практическое обучение на свежем воздухе, что положительным образом сказывается на школьниках: учит их ответственности и командной работе, влияет на их самооценку и уверенность в себе, прививает любовь и уважение к природе, помогает укреплять здоровье, развивать крупную и мелкую моторику.
Почему школьное садоводство полезно
Charlton Manor — не единственная школа, у которой есть свой огород. На самом деле таких учебных заведений много: в одних только Соединённых Штатах Америки школьных садов насчитывают почти пять тысяч. Да и инициатива отнюдь не новая: сады при школах во Франции, Бельгии, Швеции и других европейских государствах разбивали ещё в XIX веке. Например, в Австро-Венгрии в мае 1869 года был принят государственный закон о народном образовании, который предусматривал создание садово-огородных участков при школах и включение в учебные планы практических занятий по овощеводству, плодоводству, цветоводству и пчеловодству. Не отставала и Российская империя: в конце XIX века в ней насчитывалось почти восемь тысяч школ, при которых были сады и огороды. В некоторых учебных заведениях современной России также есть свои сады, правда, в основном, это сельские школы.
В XXI веке школьное садоводство вновь становится популярным.
Эксперты считают, что огороды при школах могут помочь в борьбе c такими проблемами современности, как малоподвижный образ жизни детей и подростков, которые больше сидят за экранами, чем гуляют, и лишний вес, вызванный в том числе, обилием жиров и сахара в рационе. Последнее — настоящий бич. Например, в Америке число детей, страдающих от ожирения, к 2017–2018 годам выросло более чем втрое по сравнению с семидесятыми. В России, по данным Росстата за 2018 год, у 31% детей в возрасте от трёх до тринадцати лет есть избыточный вес, а у каждого девятого ребёнка этого возраста — ожирение.
Кстати, о пользе огородов при школах говорят даже в ООН. Несколько лет назад Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (FAO) опубликовала документ с предложениями по созданию и развитию школьных садов и огородов. Садоводство, считают в FAO, содействует здоровому питанию, развитию жизненных навыков и экологической грамотности и может стать почвой для здоровья и безопасности.
Вот какие аргументы приводят сторонники огородничества в школе:
- Школьный сад помогает детям прививать привычки здорового образа жизни: сбалансированное питание, физическая активность, пребывание на свежем воздухе.
- В огороде школьники больше узнают о растениях, в том числе об овощах и фруктах, о том, как они растут и какие условия для этого необходимы.
- Сад помогает ученикам налаживать связь с природой и учит их заботиться об окружающей среде, относиться к ней с уважением.
- Школьные сады увеличивают вовлечённость учащихся и помогают обучать их многим абстрактным научным концепциям с помощью практических занятий на свежем воздухе.
- Огород влияет на сенсорное развитие: школьники знакомятся с разными текстурами, запахами, звуками и цветами.
- Совместная, командная работа помогает детям развивать социальные и коммуникативные навыки.
- В огороде дети видят конкретные результаты своего труда, что позволяет им обрести уверенность в себе и своих силах, повысить выносливость и настойчивость.
Пользу школьных садов и огородов подтверждают и учёные. Например, исследование Корнельского университета показало: дети, которые проходят регулярные уроки садоводства, даже дома едят больше овощей и фруктов, чем те, в чьих школах такой программы нет. Метаанализ научных работ, проведённый учёными из Университета Висконсин-Мэдисон подтвердил, что школьное огородничество и практические уроки на открытом воздухе могут также оказывать положительное влияние и на успеваемость учащихся.
Ещё одно исследование, проведённое учёными в Барселоне, выявило корреляцию между пребыванием детей в зелёных насаждениях и их когнитивным развитием. Оно велось в течение 12 месяцев, а участие в нём приняли 2593 школьника в возрасте 7–10 лет. Результаты показали, что зелень на улице и вокруг школы положительно влияет на их рабочую память и концентрацию.
А если у школы нет территории для создания сада?
По мнению Стивена Ритца, учителя из Нью-Йорка, разбить школьный огород можно и в помещении. В своей школе Ритц создал так называемые «съедобные стены»: конструкции с вертикально подвешенными горшками и кашпо с различными травами и овощами.
Педагог работал в, мягко скажем, не самой благополучной старшей школе в Нью‑Йорке: у его учеников были проблемы с учёбой, некоторые находились в фостерных семьях, а некоторые и вовсе были бездомными. Понятно, что до школьного выпускного доходили не все.
Идея с садоводством пришла к учителю случайно: однажды кто-то прислал ему коробку с луковицами нарциссов, и Ритц спрятал её за радиатором в классе, поскольку тогда не знал, что это такое. А через некоторое время в «тайнике» обнаружились цветы — от тепла и влажности луковицы проросли. Тогда он и решил попробовать огородничество как способ заинтересовать ребят.
Сначала они просто засаживали заброшенные участки района цветущими растениями, для украшения. А позже начали высаживать овощи и съедобные травы в классе.
По словам учителя, садоводство значительно повлияло на посещаемость учеников и их успеваемость. «Ребята чувствуют свою ответственность, поэтому посещаемость выросла с 43% до 93%. Ученики приходят в школу позаботиться о своих растениях, потому что хотят, чтобы те расцвели. А вместе с тем „расцветают“, преуспевают и сами дети. Это замечательно, потому что когда тела моих учеников в школе, здесь же и их умы», — рассказывал Стивен Ритц изданию The Guardian.
Со временем инициатива Стивена Ритца выросла в целый некоммерческий проект Green Bronx Machine, который помогает американским школам запускать собственные сельскохозяйственные программы для обучения детей здоровому питанию, экологической осведомлённости и полезным жизненным навыкам.
Небольшой огород можно разбить и на классном подоконнике. Для этого понадобятся только семена, контейнеры для посадки и место, куда попадает много солнечного света. Стивен Ритц советует начинать с простых в уходе культур: например, с трав, салата, фасоли или гороха. А вот его коллега из британской деревни Козли, учительница Бекки Тейлор, рассказывает The Guardian, уже пошла дальше и выращивает в классе саженцы тыкв: где-то в апреле она и её ученики засевают семена в одноразовые стаканчики, а когда те прорастают и становятся достаточно большими и крепкими, пересаживают их в более просторные контейнеры и выносят на улицу.
В России превращают подоконники в мини-огороды тоже не только профи садоводства. Например, в 2019 году в пяти школах и 12 детских садах города Лобня Московской области стартовал целый образовательный проект, который так и называется — «Огород на подоконнике». Вместе с учителями и воспитателями ребята выращивали лук, базилик, горох и другие культуры в своих учебных классах и параллельно расширяли кругозор, исследовательские и трудовые навыки.
Проект оказался успешным и с тех пор продолжает расти: постепенно он увеличивает количество участников, причём не только в Лобне, но и в других регионах, а в 2020 году начал сотрудничать со Всероссийским институтом генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова, который помогает обеспечивать сады и школы семенами трав и овощей. Но главное, проект прививает детям любовь и интерес к садоводству, и в некоторых учебных заведениях с подоконника огород переехал на улицу, во двор, и из миниатюрного превратился в настоящий.