Образование
#статьи

Необычная практика: как на учёбу влияет проявление благодарности преподавателям

Рассказываем об одной интересной традиции и нескольких исследованиях в этой области.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Сбором обратной связи от студентов сейчас никого не удивить, но что, если просить их не просто поделиться мнением о пройденном обучении, а проявить именно благодарность? Скажете — нескромно? Зато это, кажется, полезно для самих же студентов!

С 2010 году в Политехническом университете Виргинии (США) внедрили новую практику: студентам в конце семестра предлагают поблагодарить своих преподавателей и кураторов, но не навязывают действие, а просто напоминают о том, что можно это сделать. Оставить приятный личный отклик можно через специальную форму на сайте, а самые стеснительные могут сделать это анонимно. Получает и передаёт такие письма университетский Центр совершенствования преподавания и учебного процесса — ежегодно он обрабатывает около тысячи благодарностей.

Подобные программы есть во многих зарубежных университетах. По сути они схожи, различаются лишь «объёмы благодарности». Например, в Государственном университете Джорджии признательность своим наставникам за два года выразили пять тысяч студентов.

В комментарии для издания Inside Higher Ed сотрудники Университета Виргинии отметили, что такая практика служит преподавателям хорошей поддержкой — получить благодарность за свой труд приятно любому, а для лекторов-новичков это и вовсе бесценно. Но выражение благодарности помогает и студентам: специалисты уверены, что благодарность влечёт как минимум рефлексию, то есть размышление о пройденном обучении, что точно полезно.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Частично вывод о пользе благодарности подтверждают и учёные. Приведём несколько интересных исследований по теме.

Как благодарность связана с вовлечённостью и целеполаганием

Психологи обычно связывают благодарность с двумя ключевыми аспектами обучения — вовлечённостью и мотивацией. Одну из последних научных работ об этой связи опубликовала американская исследовательница Мария Юхименко-Лескроарт. Она решила проверить, существует ли корреляция между жизненными целями студентов, чувством благодарности, выгоранием и академической вовлечённостью.

За основу автор исследования взяла три фокуса жизненных целей:

  • карьера (желание добиться успеха в определённой профессиональной сфере);
  • саморазвитие (желание совершенствовать себя, развивать и укреплять жизненные принципы);
  • взаимодействие с другими и влияние на них (желание помогать другим людям).

Исследовательница предположила, что студенты с фокусом на развитие и взаимодействие с другими людьми склонны чаще испытывать благодарность, которая, в свою очередь, может предсказать академическую вовлечённость и отсутствие выгорания. Схожую вовлечённость могут продемонстрировать и студенты, сосредоточенные на карьерных целях, хотя с благодарностью это, вероятнее всего, никак не связано.

Чтобы проверить свои гипотезы, исследовательница опросила 295 студентов одного из американских вузов. Им предлагали оценить разные утверждения — например: «Я очень рад (-а) выполнять домашнюю работу» или «Мне есть за что быть благодарным в жизни». Каждое такое утверждение нужно было оценить по заданной шкале — от 1 до 5 или от 1 до 7.

Вот какие получились результаты:

  • Чувство благодарности действительно оказалось связано с академической вовлечённостью. Ссылаясь на другие научные работы, Мария Юхименко-Лескроарт объяснила: благодарность меняет отношения с другими людьми, в частности с однокурсниками и преподавателями, помогает ощущать себя частью сообщества. А это, конечно, способствует тому, чтобы человек был больше погружён в учебную жизнь.
  • Гипотеза о том, что фокус на карьере связан с вовлечённостью, также подтвердилась. Это был предсказуемый результат: чем яснее студенты видят свою цель, тем больше они сосредоточены на учёбе. Причём именно карьерные цели играют ключевую роль в вовлечении, уверена автор исследования.
  • Желание развиваться, наоборот, с вовлечённостью связано незначительно: студенты не смотрят на обучение как на часть саморазвития. При этом молодые люди, которые сфокусированы на росте и помощи другим, действительно чаще испытывают благодарность. Это чувство приводит к тому, что они позитивнее воспринимают собственные достижения.
Фото: Nestor Rizhniak / Shutterstock

Мария Юхименко-Лескроарт сделала вывод, что чувство благодарности ощутимо влияет на вовлечённость студентов и защищает их от выгорания. Она предположила, что администрации вузов могли бы взять этот эффект на заметку и предлагать инструменты, которые помогут учащимся увидеть пользу этого позитивного чувства и почаще выражать его.

Может ли повлиять на учёбу ежедневное выражение благодарности

Хотя выражение благодарности может быть удачной практикой, эффект не настолько однозначен, как хотелось бы. В пример можно привести небольшой эксперимент, который устроили в начале 2010-х в Нидерландах. Исследователи из Утрехтского университета решили проверить, могут ли выражение благодарности и проявление доброты студентами повлиять на их академическую вовлечённость.

Академическая вовлечённость, отмечают исследователи, непосредственно связана с субъективным благополучием (well-being), под которым понимают формулу из трёх компонентов — удовлетворённости от жизни, наличия хорошего настроения и отсутствия чего-то плохого. Если в процессе учёбы студент получает позитивные эмоции, то, согласно гипотезе, это влияет на его вовлечённость. Источником приятных чувств может быть как раз выражение признательности или другие хорошие поступки.

Чтобы проверить это в академической среде, учёные провели два похожих эксперимента. В том, где речь шла именно о благодарности, приняли участие 50 студентов. Их разделили на две группы. Первой, экспериментальной, ежедневно в течение рабочей недели рассылали письма с просьбой вспомнить опыт, за который они благодарны, или людей, которые когда-то помогли или вдохновили их. Каждый день им предлагались разные ситуации: например, в первый — подумать, кого бы они поблагодарили из тех, кто помогал им в начальной школе, а в последний — об их нынешних педагогах и помощниках, достойных приятных слов. Вторую группу попросили просто делиться впечатлениями о каждом прошедшем дне.

Фото: Daniel Besic / Shutterstock

Исследователи замерили общее настроение и состояние участников перед проведением эксперимента, их ежедневное самочувствие, а также результаты через месяц, в частности академическую вовлечённость. Делали это с помощью опросников с рядом утверждений, оценить которые нужно было по шкале от 1 до 5.

Вот что им удалось выяснить:

  • Исследователи предположили, что участники первой группы постепенно проявят больше позитивных эмоций, чем участники второй. Частично это действительно было так — правда, разница появилась только к концу эксперимента — то есть на четвёртый и пятый день.
  • Ещё одна гипотеза заключалась в том, что у первой группы будет меньше негативных эмоций, чем у контрольной. Это предположение не оправдалось: видимо, выражение благодарности никак не помешало появлению неприятных чувств.
  • Третья гипотеза гласила, что выражающие благодарность студенты будут больше вовлечены в учёбу, чем их коллеги из контрольной группы. Она также не подтвердилась.

Удивительным открытием для исследователей стал тот факт, что на академическую вовлечённость повлияла вовсе не благодарность, а проявление доброты к окружающим. Участникам эксперимента с этим условием предложили ежедневно совершать в течение недели по пять добрых дел в стенах университета — чем-то помочь преподавателю, придержать кому-то дверь и даже просто ободряюще улыбнуться.

Влияние таких «добрых мелочей» на позитивные эмоции оказалось куда сильнее, чем в первом эксперименте, да и проявилось быстрее. Вовлечённость экспериментальной группы при этом была гораздо выше, чем у контрольной. Правда, длилось это недолго: спустя месяц она вернулась к доэкспериментальному уровню.

Почему так? Исследователи предположили, что это связано с сутью заданий. Проявление благодарности было всего лишь мыслительным процессом, именно поэтому эффект оказался, с одной стороны, скорее накопительным, а с другой — недолгим. А вот доброе дело, во-первых, представляет собой реальное действие, а во-вторых, приводит к моментальной обратной связи. Вы придержали дверь лифта, забежавший человек сказал «спасибо» — и вы тут же почувствовали себя лучше, чем раньше. Хотя, отмечают учёные, в результате трудно понять, что именно стало причиной повышенной вовлечённости — само действие или полученные от него позитивные эмоции.

В каких случаях выражение благодарности всё же работает

Некоторые исследования, касавшиеся благодарности, завершились удачнее. Например, исследователи из Университета Рицумейкан и Национального института информационных и коммуникационных технологий в Японии в 2019 году решили проверить, может ли повлиять на мотивацию студентов так называемый дневник благодарности — блокнот, где надо ежедневно делать записи с выражением признательности. Для этого привлекли 84 студента-добровольца (стоит отметить, что за участие в эксперименте им платили примерно 3000 иен, то есть около 27 американских долларов по курсу 2023 года).

Участников разделили на две группы. Тех, кто попал в первую, попросили в течение двух недель заносить в дневник (его вели в онлайн-формате) пять вещей или событий, за которые они испытывают признательность, а также заполнять опросник о своём самочувствии (например, как у них дела со сном, испытывают ли они стресс). Вторая группа дневник не вела, а лишь заполняла опросник. Периодически исследователи предлагали участникам ответить на дополнительные вопросы, причём как во время эксперимента, так и после него (один раз спустя месяц, другой — спустя три месяца).

В результате обнаружилось, что дневники действительно помогли повысить мотивацию студентов: у тех, кто вёл дневники, она оказалась выше, чем в контрольной группе. Причём сильнее всего эффект был у тех, кто вёл дневник регулярно и ежедневно. Больше того — спустя три месяца эффект сохранялся.

Учёные предположили, что дневник благодарности помогает людям переосмыслить повседневный опыт и заново дать оценку доставшимся им благам, а учёба в вузе тоже относится к благам. Возможно, благодарность привела и к тому, что студенты лучше прочувствовали свои жизненные цели, осознали, что они в чём-то удачливее сверстников. Это, в свою очередь, подтолкнуло их «взять от жизни всё» — то есть использовать свои возможности на полную катушку и проявить академическую мотивацию.

Большинство исследований о влиянии практик благодарности пока несовершенны и далеки от того, чтобы дать идеальный рецепт мотивации и вовлечения студентов. Но можно сказать однозначно: доброе слово или доброе дело поможет и тому, кому оно адресовано, и тому, кто адресовал его другим. А практику выражения благодарности уж точно стоит взять на заметку.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована