Испанские исследователи выяснили, можно ли использовать настольные игры для обучения младшеклассников чтению и математике. В эксперименте участвовали 522 ученика начальной школы. Результаты исследования опубликованы в журнале Learning and Instruction.
Всех участников случайным образом разделили на контрольную и экспериментальную группы (232 и 290 человек соответственно). Дети учились во всех классах испанской начальной школы, с первого по шестой, а их возраст в среднем составил 8,8 года.
Экспериментальная группа играла на протяжении 12 занятий в течение шести недель. Занятия длились по часу каждое и проводились дважды в неделю. Всего на них использовали восемь отобранных экспертами игр, которые развивают навыки чтения и счёта, а также позитивно влияют на исполнительные функции: к ним относят рабочую память (она позволяет удерживать в сознании информацию), самоконтроль — подавление нежелательных реакций и управление вниманием, когнитивную гибкость — умение целенаправленно переключаться между задачами. В предложенных школьниками играх требовалось, например, запоминать цвета и изображения на наборах карт, быстро пересчитывать их, искать на картинках предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву, и так далее. Контрольная группа посещала обычные занятия, но не играла ни в одну из игр.
Чтобы оценить результаты эксперимента, до и после него исследователи провели для детей ряд академических и когнитивных тестов. Так, математические и читательские навыки измеряли с помощью семиминутного теста из трёх заданий: выбрать из предложенных вариантов верное окончание предложения, выполнить действия на сложение и вычитание, умножение и деление.
По результатам исследования выяснилось, что использование современных настольных игр в классе действительно может помочь развитию познавательных способностей учащихся. За шесть недель результаты академического теста улучшились в обеих группах, но в игровой группе они выросли в большей степени. Что касается исполнительных функций, прогресс в их развитии по итогам эксперимента не отличался у двух групп — то есть тут настольные игры не стали преимуществом.
Исследователи делают вывод, что настольные игры, разработанные для развлечения, влияют на способности к чтению и счёту. Хотя исходно они и не предназначались для образования, в них требуется быстро оценивать и понимать контекст, вести расчёты, рассуждать, активно использовать словарный запас и так далее. Процесс игры мотивировал детей задействовать свои когнитивные способности и знания, и учёбе это пошло на пользу.
Ранее мы рассказывали ещё об одном эксперименте, авторы которого применили настольные игры в обучении: исследователи из Чили выяснили, что они помогают детям учиться считать. После занятий у детей значительно улучшились математические навыки более чем по 52% проанализированных тестовых заданий.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Исследователи предложили новый игровой формат для развития речи у детей
- Учителям математики посоветовали планировать уроки вместе с педагогами по музыке
- Эксперт по геймдеву объяснил, почему современные образовательные игры — «отстой»
- «Физкультминутка» на уроке математики может повысить тревожность школьников