«Мы переходим к целостным форматам образования»
Как и чему учиться в эпоху автоматизации и что будет с традиционными школами и университетами — в мнении эксперта по будущему образования.
Julia Cameron/ Pexels/ Asimo/ Freepik/ Дима Руденок для Skillbox Media
Павел Лукша
Основатель международной инициативы Global Education Futures («Глобальное будущее образования»), эксперт центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково», член экспертного совета Агентства стратегических инициатив при президенте РФ и попечительского совета Университета 20.35.
Публикуем тезисы его выступления в лектории Skillbox на тему «Каким будет образование будущего».
XXI век будет непростым. Мы вошли в то, что можно назвать VUCA-миром, — в мир растущей сложности, стратегической неопределённости. И один из факторов, которые задают турбулентность, — технологический переход. В течение десятилетия мы увидим в повседневной жизни массовую дешёвую робототехнику, блокчейн, дополненную и виртуальную реальность, новые способы коммуникации с цифровой средой, различного рода самообучающиеся машины.
Роботы не заменят всех
Автоматизация труда уже идёт, и идёт активно. Что важно, изменился её тип. Раньше она подразумевала отказ от тяжёлого физического труда: в XIX веке, допустим, разбивали камень молотками, а потом появился паровой молот. А сейчас самый дешёвый труд невыгодно автоматизировать. В наибольшей степени под угрозой автоматизации оказывается средний слой интеллектуальных задач — например, бухгалтерия, финансовая и рыночная аналитика.
Это не значит, что люди уходят из экономики. Роль человека — это роль архитектора, его задача — принимать творческие решения. Как это делает пилот самолёта, который берёт ответственность только на взлёте и на посадке, или трейдер, который программирует робота. В этой логике возникает огромное количество профессий и рабочих мест завтрашнего дня.
Профессии недолговечны
Но жизненный цикл востребованных профессий сейчас занимает меньше десяти лет. Полвека или век назад технологии менялись сравнительно медленно, и люди могли оставаться в одной системе деятельности на протяжении всей жизни, иногда даже в трудовых династиях. Сейчас технологические циклы становятся очень короткими.
Человек за жизнь будет проживать, по нынешним оценкам, от четырёх до шести смен карьеры. Мы больше не должны привязываться к профессиональной идентификации. Правильнее смотреть на неё как на одежду, которую мы меняем по мере необходимости.
Учиться нужно будет больше
Привычная модель жёстких и гибких навыков не отражает все компетенции, необходимые в этом сложном мире. Можно выделить три слоя навыков:
- Специализированные контекстные навыки. Это профессиональные компетенции, которые часто придётся осваивать заново.
- Кросс-контекстные навыки. Они позволяют нам входить в разные сферы. Например, умение управлять проектами нужно везде. Также здесь находятся цифровые компетенции, навыки сотрудничества и кросс-культурного общения.
- Экзистенциальные навыки. Они определяют качество нашей жизни, их можно применять в любой области. Например, это управление вниманием, жизнестойкость, решительность, способность проявлять эмпатию и сострадание.
Сегодняшнее образование не даёт необходимых навыков
Такова реальность, в которой мы работаем, а система образования остаётся где-то в прошлом.
Нужны творческие люди, но как можно научиться творчеству, если ты всё время находишься в режиме стандартных задач, действуешь по шаблону, который тебе предлагают? Если люди учатся как индивидуальности, без командной работы, без групповой динамики, как они могут научиться сотрудничеству?
Везде мы имеем дело с колоссальным зазором между тем, что делает формальная система образования, и тем, что на самом деле нужно обществу.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Для начала надо принять, что к жизни в условиях растущей неопределённости подготовиться невозможно. Мы всё время будем доучиваться и переучиваться. Самое важное — развивать ученическую самостоятельность, то есть способность заявлять собственный голос, брать ответственность за свою траекторию.
Новая система будет ученикоцентричной
Традиционная система образования строится вокруг институтов: школы, университета, колледжа. Учащиеся как бы проходят сквозь них, влетают и вылетают.
В новой реальности учащийся никуда не вылетает, а находится в центре процесса образования и идёт через него всю жизнь. А вокруг него двигаются всевозможные форматы. Если мы говорим о контекстных навыках, то это быстрые модели обучения. В плане надпредметных навыков мы должны учиться через опыт, через нестандартные способы. Например, экзистенциальные навыки вообще не могут быть сформированы специальным курсом — нельзя пройти занятия по эмпатии и стать сочувствующим всем вокруг. Это нужно практиковать всю жизнь.
Онлайн станет умнее
Мир, в который мы войдём на горизонте десятилетия, будет использовать огромный объём онлайна. Но этот онлайн будет становиться всё более умным. Ещё можно быть трубой для контента, но по идее нужно создавать всё более адаптивную среду, фактически похожую на онлайн-игру, где вы заходите на платформу и постепенно прокачиваете своего персонажа.
Важным шагом будет новая система оценки. Стандартизированные тесты — это формат 1950-х годов. Нужно что-то похожее на то, как нас профилируют соцсети. Сейчас они это делают, чтобы продавать контекстную рекламу, а если они начнут профилировать человека, чтобы дать ему наиболее востребованные компетенции и «распаковать» его возможности реализоваться в жизни, то это будет совершенно другой тип оценки.
Новый тип организации образования — экосистемы
«Цифра» — это только один слой. Мы переходим к целостным форматам образования: если мы учимся всю жизнь, то логично организовать каждое пространство как образовательное. Этот процесс идёт по всему миру: в городском физическом пространстве появляется множество новых форматов, которые поддерживают многовозрастное образование. Это могут быть культурно-образовательные дома, комьюнити-центры, коворкинги. Они востребованы городским населением всех возрастов.
Модель, которая интегрирует всё, что люди должны изучать, как они это должны изучать, как должна строиться система образования, — экосистемы. Они строятся вокруг ученика, и обучение идёт не в специализированных учреждениях, а в любых типах пространств, офлайн и онлайн. Экосистемами невозможно управлять централизованно, и по факту их будут регулировать разные игроки: платформы, отраслевые союзы, стартапы, сообщества и так далее.
Традиционные школы и университеты не исчезнут
Переход в это будущее не произойдёт в один прыжок, этот процесс уже идёт через отдельные «мосты». Есть множество проектов разного масштаба поверх формальной системы образования и рядом с ней. Постепенно они смогут брать на себя долгосрочные траектории развития человека.
Понимая это, традиционные учебные учреждения пробуют включиться в этот процесс. Многие ведущие мировые университеты начинают распаковывать своё содержание, запускать образовательные платформы. Они объединяются с новыми провайдерами и становятся частью более сложной среды.
Скорее всего, старая модель образования изменится, но не уйдёт, потому что в основе она целесообразна. Там есть специализированные пространства, люди, которые умеют учить, есть оборудование — зачем от этого отказываться?
Вероятно, возникнут сетевые структуры, гибридные, существующие в онлайне и офлайне. Они будут меньше держаться за формальный процесс обучения и больше — за организацию пространств обучения и развития на протяжении всей жизни. Словом, мы находимся в очень интересной точке перехода, где можем продолжать воспроизводить старые практики, а можем стать частью новых.