Что сказали в министерстве про цены на обучение в вузе
Минобрнауки заявило, что стоимость обучения по образовательным программам в российских вузах повышаться не будет.
Речь идёт об уже действующих договорах на оказание образовательных услуг. В ведомстве отметили, что стоимость обучения на первом курсе уже установлена и не может быть изменена в этом году без согласования с министерством. Кроме того, размер платы за обучение на втором и последующих курсах закреплён в договорах и также не может меняться в одностороннем порядке.
Такие разъяснения Минобрнауки дало после того, как в ряде СМИ распространилась информация о том, что стоимость обучения в университетах уже в следующем семестре может вырасти на 10–30%. В ведомстве подчеркнули, что эти данные недостоверны.
О ценах на обучение для тех, кто будет поступать в этом году, в сообщении ведомства ничего не говорится.
Сколько стоит обучение в вузе и что вообще известно о платниках
Напомним, недавно НИУ ВШЭ представил результаты мониторинга качества приёма в российские вузы. В том числе там есть данные о статистике платных программ высшего образования. В частности, из мониторинга известно, что:
- Общее количество принятых в прошлом году платников — чуть более 173 тысяч человек, или примерно треть от общего количества первокурсников.
- Больше всего первокурсников-платников учится на направлениях «Юриспруденция», «Психология», «Государственное и муниципальное управление», «Бизнес-информатика», «Реклама и связи с общественностью», «Лингвистика и иностранные языки», «Социология». Причина: бюджетных мест не хватает всем желающим.
- В 2021 году рынок высшего образования вернулся к свободному ценообразованию, после того как в 2020‑м все вузы по просьбе президента РФ заморозили цены, оставив их на уровне 2019‑го. Значит, в неблагоприятных экономических условиях теоретически возможна повторная заморозка цен.
- Средняя сумма, которую российские семьи заплатили за первый курс, в 2021‑м выросла на 10% по сравнению с 2020 годом и на 17% — по сравнению с 2019‑м.
- Средневзвешенная стоимость годового обучения по направлениям, на которые состоялся платный прием, в 2021 году составила 192 418 рублей. Реальная цена в каждом вузе и на каждом направлении своя. Например, в самой ВШЭ (в Москве) средняя стоимость обучения — 519 074 рублей в год, в МГУ — 410 835, в СПбГУ — 274 512, в РАНХиГС — 344 631 рублей.
- Абитуриенты стремились к вузам с более качественным платным образованием, хотя оно дороже, тогда как вузы с низким качеством приёма теряли платных студентов, хотя стоимость обучения там заметно ниже (не факт, что в этом году будет так же, если платёжеспособность населения заметно снизится).
- Практически все студенты, поступившие на платное обучение в 2021 году, по своим баллам ЕГЭ могли бы при желании поступить на бюджетное место. Просто эти места, как правило, не соответствуют тем направлениям и в тех вузах, где хотели бы учиться эти студенты. «Платников» с хорошими баллами меньше, чем бюджетных мест, которые по итогам приёма заняли студенты со слабыми баллами ЕГЭ (меньше 56).
Главный же вывод мониторинга ВШЭ, касающийся «платников», такой: на платное обучение далеко не всегда идут троечники, довольно часто это хорошисты и даже отличники. Платное обучение — это вынужденный выбор тех, кто не смог поступить на бюджетное место в устраивающем их вузе и по устраивающему их направлению, потому что бюджетных мест там не хватает на всех желающих и конкурс слишком велик. При этом научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, комментируя данные мониторинга, отметил, что абитуриенты и их родители, выбирая профессиональное направление для учёбы, зачастую неправильно оценивают перспективы рынка труда. Иными словами, те направления, которые по старинке кажутся перспективными и престижными, на самом деле уже не являются таковыми.
В новых экономических реалиях есть вероятность того, что многие не смогут позволить себе платное образование. Но это не значит, что выбор профессионального направления обучения станет более осознанным с точки зрения перспектив на рынке труда. Не исключено, что этот выбор будет обусловлен единственным принципом — куда выше всего шанс поступить, то есть где меньше конкурс. А это, в свою очередь, может привести к проблеме отсутствия мотивации у студентов как для эффективной учёбы, так и для работы в будущем по выбранной специальности.