Речь об этом шла на заседании коллегии Минобрнауки, которое состоялось 19 мая. На мероприятии глава ведомства Валерий Фальков рассказал о переходе к новой национальной системе высшего образования, а также о моментах, которые предстоит проработать.
Министр отметил, что необходимо чётко развести понятия образовательной степени и профессиональной квалификации. Он пояснил, что сегодня в дипломах в графе о квалификации указывают, например, «бакалавр» вне зависимости от специальности, которую освоил выпускник, хотя это именно степень. Работодателям это не помогает понять, какими знаниями и навыками обладает кандидат на трудоустройство, и правильнее будет указывать, что обладатель диплома — юрист, инженер или физик.
Кроме того, по словам Валерия Фалькова, необходимо достичь баланса между практико-ориентированным подходом и фундаментальностью образовательных программ. Он пояснил, что в XXI веке в любом высшем образовании заложено теоретическое противоречие. С одной стороны, образование должно быть фундаментальным, чтобы подготовить человека к жизни в условиях неопределённости, а с другой — необходимо увеличить его практико-ориентированность не в ущерб фундаментальности. Помимо этого, глава ведомства считает, что должно быть ядро программ, которое жёстко регулируется государством, и одновременно — разумная свобода вузов, позволяющая оперативно реагировать на запросы работодателей.
Ещё один нюанс, который обозначил министр, — необходимость пересмотреть перечни специальностей и направлений подготовки (в новой системе их хотят объединить под понятием «перечень образовательных программ»).
Наконец, предстоит внедрить новый подход к распределению бюджетных мест. Это предусматривает несколько основных критериев:
- 70% планируют распределять на приоритетные специальности без проведения конкурса между вузами, а оставшиеся 30% — на остальные направления по конкурсу (сегодня все места распределяются на конкурсной основе);
- предполагается утвердить возможность для университетов перераспределять места внутри вуза;
- бюджетные места собираются распределять максимально близко к началу приёмной кампании.
Напомним, в январе стало известно о планах перераспределить бюджетные места в вузах на 2023/24 учебный год. Эта инициатива обусловлена тем, что распределение мест осуществляется задолго до старта приёма, из-за чего проблематично предсказать, какими будут запросы рынка труда. А значит, невозможно предугадать, сколько каких специалистов нужно подготовить. В апреле озвучили, сколько в итоге в вузах будет бюджетных мест в приёмную кампанию этого года. Однако до сих пор неясно, что произошло с бюджетными местами на некоторых направлениях.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Эксперты обсудили новый подход к распределению контрольных цифр приёма в вузы
- Интересные цифры о поступлении в вузы: почему гуманитарии учатся платно
- Почему в России отменяют Болонскую систему и какие будут последствия
- Стало известно, какие направления подготовки в вузах стали самыми популярными в 2022 году