Образование Корп. обучение
#статьи

Микрообучение: плюсы и минусы коротких форматов в образовании

Обучение в форме коротких уроков помогает лучше запоминать информацию, однако применение микроформатов в образовании не всегда эффективно.

Анастасия Телесницкая для Skillbox

Что такое микрообучение

Микрообучение — это подход, при котором ученик получает новую информацию мелкими порциями, а затем регулярно повторяет её. Так, короткие обучающие видеоролики TED-Ed и приложение для изучения языка Duolingo, в котором каждое упражнение длится не дольше пяти минут, — примеры микрообучения. А вот трёхдневные воркшопы и чтение огромных руководств в один присест — его противоположность.

Хотя микрообучение стало трендом в последние годы, в действительности эта идея не нова. Эффективность разделения больших объёмов информации на маленькие блоки осознали по крайней мере 65 лет назад. Джордж Миллер, один из создателей когнитивной психологии, в научной работе 1956 года «Магическое число семь плюс-минус два» описал обнаруженную им закономерность, согласно которой человек одновременно удерживает в памяти в среднем семь блоков (плюс-минус два) элементов информации.

Чем полезно микрообучение

Развитию микрообучения предшествовала теория о кривой забывания Эббингауза. Немецкий учёный Герман Эббингауз в течение многих лет проводил эксперименты над собственной памятью — например, заучивал бессмысленные наборы звуков. А в 1880-х годах он в результате исследований пришёл к выводу, что больше 50% новой информации ученики забывают спустя 20 минут после окончания урока. Через девять часов в памяти остаётся не больше 40% выученного, а через месяц этот показатель сокращается до 24%, если ученик не повторяет информацию. Результаты своих наблюдений Эббингауз зафиксировал на графике, который и получил название «кривая забывания». В 1991 году эксперимент Эббингауза удалось повторить учёным из Германии. А в 2015-м кривую забывания смогли воспроизвести исследователи из Нидерландов.

Справиться с забыванием помогает повторение информации через определённые промежутки времени. Такие интервальные повторения как раз и лежат в основе микрообучения.

Облегчают возвращение к ранее изученному материалу мобильные приложения и онлайн-курсы, в которых применяется этот подход. Кроме того, они позволяют учащемуся двигаться в собственном темпе и пересматривать уже изученные материалы. В результате повторений в мозге ученика укрепляются нейронные связи, в которых сохранилась новая информация, и со временем эти знания переходят из кратковременной памяти в долговременную.

Польза обучения в микрорежиме подкреплена некоторыми современными исследованиями. Например, учёные из Дрезденского технического университета выяснили: испытуемые, которым задавали по одному вопросу после прочтения каждой главы текста, отвечали на 28% быстрее, чем те, кому задавали восемь вопросов после прочтения восьми глав.

Подобный подход к обучению благоприятно влияет и на мотивацию. Американская технологическая компания Software Advice провела опрос среди 385 своих сотрудников, поинтересовавшись, в частности, тем, с какой вероятностью они пройдут корпоративное обучение, если уроки будут короткими. По мнению 58% из них, вероятность повысится. Ещё 31% ответили, что формат не повлияет на их отношение. И только 11% сказали, что микроформат их оттолкнёт.

Каким бывает и может быть микрообучение

На сайте ELM Learning, который рассматривает разные учебные подходы с научной точки зрения, приведено несколько удачных способов микрообучения и идей для его организации.

Видео

Образовательные видеоролики, построенные по модели микрообучения, как правило, короткие, а информация в них подаётся максимально доступно. К тому же видео легко поделиться с другими. Кстати, согласно опросу компании Kaltura, результаты которого были опубликованы в докладе State of Video in Education 2019 («Состояние видеоконтента в образовании в 2019 году»), видео ещё и способствует успехам в учёбе. Так считают 82% из 1 400 участвовавших в анкетировании преподавателей, других работников образования и учащихся. А по мнению 91% опрошенных, видеоконтент, кроме того, повышает удовлетворённость студентов и школьников учёбой.

Приложения

Согласно ежегодному отраслевому отчёту App Annie «Состояние мобильной связи», за 2020 год пользователи по всему миру скачали разные мобильные приложения около 218 миллиардов раз, это рекордное число. Такая популярность приложений делает мобильные гаджеты удачными платформами для микрообучения. Рынок предлагает множество решений для обучения чему угодно: от программирования до игры на гитаре.

Игры

Исследование 2020 года, проведённое при участии 365 учеников, показало, что геймификация улучшила успехи испытуемых в учёбе почти на 35%. Деловые игры, квесты, головоломки могут стать эффективным средством микрообучения.

Фото: Iakov Filimonov / Shutterstock

Инфографика

Такой формат делает информацию предельно наглядной. Чтобы усвоить новое знание, ученику не нужно изучать большой объём текста — достаточно всего лишь посмотреть на график или таблицу.

Социальные сети

По всему миру социальными медиа пользуются больше 3,6 миллиарда человек. Почему бы не встроить приложение для микрообучения в одну из таких платформ, если потенциальные ученики и так пользуются ей ежедневно?

Каким микрообучение не должно быть

Пытаясь применить микрообучение, многие допускают ошибки, а потом удивляются, что формат оказался бесполезным.

Специалист по инновационным стратегиям в области обучения Сумедх Касаре даёт несколько рекомендаций о том, как избежать типичных недостатков при организации обучения в микроформате.

1. Недостаточно просто дробить контент без переработки

Если просто разбить большой учебный материал на мелкие блоки (например, нарезать длинную лекцию на эпизоды по десять минут), это ещё не будет микрообучением. Надо сделать так, чтобы у каждого фрагмента была одна чёткая идея. Сосредоточьтесь на результате, которого студенты должны добиться при изучении конкретного микроблока информации.

2. Не ограничивайтесь одним форматом

Пусть ваши ученики знакомятся с новым материалом разными способами. Используйте не только видео, но и текст, предлагайте разные активности. Например, посылайте учащимся письма с короткими практическими советами, раз в неделю отправляйте обучающие видео и раз в две недели устраивайте тестирования, в которых будут призовые места.

3. Не зацикливайтесь на микрообучении

Очевидно, что не любую образовательную задачу можно решить с помощью микроформата. Иногда микрообучение стоит использовать только как дополнение к занятиям в классе, учебникам и длительным онлайн-курсам.

4. Не затягивайте с выпуском новых микроблоков

В отличие от традиционных длинных курсов или учебников, на разработку материалов для микрообучения не требуется слишком много времени. Поэтому лучше давать ученикам новые микрозадания чаще, как только подготовите их. Затем можно будет собрать обратную связь, чтобы доработать материалы.

5. Не забывайте измерять эффективность обучения

Насколько сильно обучение меняет ваших учеников? Улучшились ли их знания, повысилась ли продуктивность, появились ли новые полезные привычки? Важно оценивать эффективность микроуроков и улучшать их.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

За что критикуют микрообучение

Микрообучение, даже используемое грамотно, нельзя назвать универсальным подходом. Так, специалист по обучению с применением электронных технологий Никос Андриотис выделяет несколько основных недостатков микроформатов в образовании.

Не подходит для глубокого погружения в тему

Мобильное приложение с микроуроками может помочь вам разобраться, например, с основами разговорного немецкого языка, но вряд ли будет полезно для изучения немецкой литературы.

Неоптимально для объяснения сложных концепций

Микроуроки отлично подходят для сообщения простой информации, но не всегда помогают передать сложные концепции. Чтобы донести их до учеников, такие концепции придётся разбирать на более простые составляющие. Это может потребовать много усилий. К тому же здесь появляется ещё один недостаток, на который обращают внимание авторы блога Matrix, посвящённого обучению с применением современных технологий: «Если вы слишком сосредоточены на отдельных точках, легко упустить картину целиком».

Что в итоге

Микрообучение нельзя назвать универсальным трендом, который подойдёт для любых образовательных целей. Однако оно может сыграть важную роль в мотивации и вовлечении студентов, повысить процент запоминаемой информации. И ещё незаменимо в условиях, когда у целевой аудитории острый дефицит времени, а учиться тем не менее надо. Поэтому микроформаты всё чаще используют в корпоративном обучении. Для глубоких сложных дисциплин их лучше сочетать с более традиционными способами подачи материала.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована