Образование
#новости

Михаил Мишустин: крупнейшие университеты должны измениться

Как именно это реализовать, обсуждали на стратегической сессии правительства по развитию вузов, в которых готовят инженерные кадры.

Об этом премьер-министр заявил, открывая стратегическую сессию по развитию вузов в координационном центре правительства. На ней с участием министров, ректоров технических университетов и глав ведущих предприятий обсуждалась подготовка инженерных кадров и научных разработок для обеспечения технологического суверенитета. Свою стратегию развития представил МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Почему в инженерно-техническом образовании нужны изменения

Премьер-министр Михаил Мишустин считает, что сейчас весь мир проходит через смену технологических укладов, поэтому появляются новые профессии, а к существующим специальностям меняются требования.

Кроме того, он отметил дефицит инженерных кадров, с которым столкнулись российские предприятия. По его словам, в первую очередь в стране нужны специалисты для усиления промышленного потенциала — разработчики перспективных образцов техники, инженеры-системотехники, программисты и так далее.

По словам премьер-министра, чтобы готовить таких специалистов и отвечать на связанные с технологическим развитием вызовы, первыми должны измениться крупнейшие технические и профильные вузы страны. Он перечислил несколько таких университетов — это Тимирязевская академия (сельскохозяйственная отрасль), МАИ (авиационная), МИФИ (атомная), Станкин (станкостроительная) и МГТУ имени Н. Э. Баумана (инженерное образование в целом). По словам Михаила Мишустина, эти вузы служат примерами для всех остальных образовательных организаций.

Премьер-министр призвал переформатировать основные направления работы вузов — образовательную деятельность, научные разработки и кадровую политику.

Как будет развиваться «Бауманка»

Пример того, как именно предстоит меняться крупнейшим профильным вузам, на сессии представил ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана Михаил Гордин. Он выступил со стратегией развития университета до 2030 года.

По его словам, сейчас вуз ориентирован на модель Университета 4.0 — системообразующей организации. В этой модели работа вуза должна быть нацелена на обеспечение технологического суверенитета и плотную интеграцию в научно-технологическую повестку государства.

На пути к Университету 4.0 в МГТУ имени Н. Э. Баумана планируют трансформацию по четырём основным направлениям.

  • Инженерное образование. В вузе сфокусируются на подготовке инженерных команд на долгосрочных программах с акцентом на специализированное образование (в новой системе высшего образование оно, напомним, заменит магистратуру) и аспирантуру.
  • Исследования и разработки. Усилят коммерциализацию университетских разработок и создание новых рабочих мест компаниями, основанными выпускниками университета (компании Бауманского Братства). Кроме того, планируется интеграция исследований в государственные технологические мегапроекты.
  • Кадровое развитие. Планируется создание новой модели профессиональной деятельности преподавателей, которая объединит образование, науку и бизнес. Ожидается, что в этой модели повысятся доходы преподавателей и усилится престиж университета в качестве работодателя.
  • Цифровое развитие. Внедрят платформу управления на основе данных с применением технологий искусственного интеллекта.

Ранее о необходимости реформировать инженерно-техническое образование высказался ректор МГУ Виктор Садовничий. Он предложил ряд подходов к подготовке инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета.

Дополнено 17.01.2024

На сайте МГТУ им. Баумана была опубликована презентация обновлённой стратегии развития вуза. К 2030 году планируется повысить долю молодых учёных — кандидатов и докторов наук с 13 до 25%. Вовлечённость преподавателей в НИОКР планируют увеличить с 20 до 75%.

Дополнено 07.02.2024

В крупнейших российских вузах должны появиться программы развития, учитывающие потребности рынка труда. Они должны быть связаны со стратегическими инициативами,  мегапроектами, госпрограммами и национальными проектами. Методические рекомендации по разработке таких программ до 1 марта 2024 года представит Минобрнауки. Соответствующие поручения были даны премьер-министром Михаилом Мишустиным по итогам стратегической сессии по развитию вузов, обеспечивающих подготовку инженерных кадров для обеспечения технологического сувернитета.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована