Матрица PICRAT: что это и как она поможет сделать смешанное обучение эффективнее
Полезные лайфхаки от американских специалистов позволят посмотреть на свои практики под другим углом и развить в учениках навыки XXI века.
Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media
Пандемия изменила не только формы обучения, но и представление преподавателей и учащихся о том, каким оно должно быть. А это привело к необходимости пересмотреть опыт и очного, и онлайн-обучения, чтобы найти самые эффективные практики и способы их совместить.
Американские педагоги Джеред Боруп, Чарльз Грэм, Сесил Шорт и Джоан Кан Шин в статье для образовательного медиа Educause Review представили матрицу, которая позволит педагогам и преподавателям упростить процесс оценки своих занятий и программ, а также сформировать собственные стандарты смешанного обучения. Публикуем её основные тезисы.
Как оценить использование смешанного формата
Чтобы проверить, насколько качественно составлена программа или занятие в смешанном формате, авторы статьи предлагают преподавателям ответить на четыре вопроса:
- Обеспечивают ли ваши стратегии смешанного обучения новые формы учебных активностей?
- Вовлекают ли учеников в качественное взаимодействие друг с другом и с учебными материалами?
- Дополняют ли они учебные активности практическими навыками, которые пригодятся ученикам вне школы или вуза?
- Расширяют ли они возможности свободного выбора места, времени и способов взаимодействия учащихся с учебными материалами?
Чтобы ответить на эти вопросы и оценить эффективность или успешность своих практик, авторы статьи предлагают несколько инструментов.
Проверка инструментов и активностей по модели RAT
RAT — модель для оценки использования технологий в обучении (изначально она применялась в школьном образовании, но со временем применять её стали и в вузах). Согласно этой модели, технологии могут:
- заменять прежнюю учебную практику (англ. Replace),
- расширять её (англ. Amplify),
- трансформировать (англ. Transform).
Замена — самый распространённый способ использования технологий в образовании. Например, лекции проводят не в аудитории или классе, а в Zoom или ином подобном сервисе, а учебники теперь не в виде книг, а в виде электронных документов. Такие замещающие технологии могут приносить определённую пользу: они сокращают расходы, повышают доступность и упрощают некоторые процессы (так, эссе в цифровом формате, например, проще и быстрее редактировать).
Однако простая замена стандартных учебных активностей или инструментов на их онлайн-аналоги не даст никаких результатов, считают авторы статьи. В лучшем случае успехи учащихся останутся на прежнем уровне, а обучение станет чуть быстрее и дешевле. Поэтому педагогам и методистам стоит не просто искать замену привычным, но слегка адаптированным инструментам, а расширять или трансформировать их.
При расширении учебной активности задача остаётся прежней, но сам процесс меняется. Например, можно предложить учащимся подготовить доклад в онлайн-документе с общим доступом, чтобы его читали, обсуждали и редактировали одноклассники (одногруппники). Другой вариант — организовать онлайн-дискуссию, в ходе которой все сформулируют темы своих будущих сочинений. Суть заданий вроде бы не меняется, однако, уверяют авторы статьи, эти изменения приводят к постепенным улучшениям образовательных результатов.
Что же тогда трансформация? Она означает не просто адаптацию или дополнение стандартных практик, а новые занятия и задания, которые без цифровых технологий были невозможны. Например, преподаватель может предложить ученикам не написать эссе, а создать видео — придумать сценарий, снять и смонтировать ролик, а потом показать его всему классу или группе. Ещё один пример — вместо чтения пособия по сейсмографии ученики могли бы анализировать сейсмографические данные в онлайн-симуляторе землетрясений.
Читайте также:
Оценка вовлечения учеников
Преподаватель ввёл технологии в процесс, но работать с ними будут уже ученики. Чтобы понять, как та или иная технология влияет на них, можно оценить вовлечённость учащихся по модели PIC. Она описывает, как они взаимодействуют с разными видами электронных активностей.
Ученики могут пользоваться технологиями:
- Пассивно (англ. Passive) — то есть они просто знакомятся с новой информацией (слушают подкаст, смотрят видео, читают онлайн-статью), не совершая никаких действий.
- Интерактивно (англ. Interactive) — они взаимодействуют с онлайн-контентом или инструментами, а также общаются в Сети с одноклассниками и преподавателями. Например, ученики могут играть в компьютерную игру‑симуляцию, совместно редактировать эссе в онлайн-редакторе. То есть учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто слушателями и зрителями.
- Креативно (англ. Creative) — они используют технологии для создания собственных оригинальных проектов: например, это может быть монтаж видеоролика, дизайн инфографики или написание поста для блога. В этом случае ученики непосредственно вовлечены в обучение.
Каждый такой тип вовлечения является значимым на разных этапах учебного процесса, поэтому полностью исключить один из них нельзя.
Анализ по матрице PICRAT
Авторы статьи объединили первую и вторую модель, благодаря которой образовалась матрица PICRAT. Она позволяет педагогам определить, что нового онлайн-технологии добавляют к той или иной учебной активности и каким образом учащиеся взаимодействуют с самой технологией.
При планировании онлайн-активности или смешанной активности, сочетающей элементы офлайна и онлайна, авторы рекомендуют сфокусироваться на целях обучения, а затем заполнить матрицу PICRAT, чтобы подумать о технологиях и активностях, которые помогут достичь этих учебных целей.
Стоит помнить, что далеко не всегда инструменты, которые из «обычных» будут превращаться в трансформационные, принесут хорошие результаты. Однако эксперименты с матрицей PICRAT, скорее всего, помогут отыскать наиболее вовлекающие и новаторские учебные практики, невозможные без использования технологий.
Как повысить эффективность смешанного обучения
Смешанное обучение можно использовать не только для достижения учебных целей, но и для формирования практических навыков, которые пригодятся учащимся за пределами школы или университета. За основу авторы статьи берут концепцию 4C (в русском переводе — 4К). Она подразумевает, что в XXI веке ученики должны развивать такие качества, как коммуникативность (англ. communication), готовность к коллаборации (англ. collaboration), критическое мышление (англ. critical thinking) и креативность (англ. creativity). Канадский педагог Майкл Фуллан добавляет к ним ещё два пункта: воспитание характера (англ. character education) и гражданственность (англ. citizenship).
Авторы статьи предлагают ряд методических инструментов, которые будут полезны для развития важных навыков и помогут усовершенствовать учебный процесс.
Аутентичные задачи
Один из таких полезных инструментов — учебные задачи, приближенные к реальным (то есть тем, с которыми ученики сталкиваются в обычной жизни, вне аудитории).
Есть три уровня достоверности сценариев, в которые такие задачи могут быть включены:
- Нереалистичные. Проще говоря, вымышленные ситуации и проблемы. Например, можно предложить ученикам подумать о трудностях, которые придётся преодолеть при колонизации Марса, а то и представить себе работу машины времени. Цель таких сценариев — эмоционально вовлечь учеников в процесс учёбы. При этом для решения вымышленных проблем им придётся применить навыки и знания, которые и в реальной жизни пригодятся.
- Реалистичные. Эти ситуации вполне могут быть реальными, но в действительности они всё ещё вымышлены. Например, ученики могут разыграть создание новой фирмы и разработку бизнес-продукта. На рынок такой продукт не выпустишь, а вот опыт будет вполне аутентичный.
- Реальные. Самый оптимальный вариант для получения прикладных навыков, ведь при таком сценарии результатами работы учащихся будут заинтересованы реальные люди. Например, студенты художественного колледжа могут организовать выставку своих работ или картин местных художников в настоящей галерее.
«Возобновляемые» проекты
Авторы статьи также предлагают иначе посмотреть на результаты учёбы. Для чего ученики выполняют какое-то финальное задание (например, проект в конце четверти или семестра) — для себя, для преподавателя? Обычно, конечно, именно для преподавателя: он ставит оценку и даёт обратную связь в надежде, что учащимся она поможет, а затем такие работы просто отправляются в мусорную корзину. Образовательный эксперт и педагог с большим стажем Дэвид Уайли называет их «одноразовыми» (англ. disposable assessments), у этих ученических проектов нет практического применения в реальной жизни.
А что тогда не «одноразовая» работа, а полезная и «возобновляемая»? Например, коллега одного из авторов статьи предложила своим ученикам создать небольшой учебник-сборник, который будет опубликован в открытом доступе и пользоваться им смогут другие люди. В результате её подопечные подошли к работе с большей ответственностью: не просто сдали стандартные эссе, а куда более качественные тексты.
Ученики хотят, чтобы результат их работы был значимым и полезным, а сама работа не оказалась в мусорной корзине, подчёркивают авторы статьи.
Больше свободы и поддержки
Ещё один способ повысить эффективность обучения — дать ученикам более свободно выбирать, когда, где и каким образом они будут взаимодействовать с учебным материалом.
Учащимся не помешает и поддержка, конечно же, технологичная. Например, преподаватель математики Карим Фарах предлагает создавать видеоинструкции, которые позволят учителю, по его выражению, «клонировать» себя — так, чтобы ученики могли в любой момент обратиться за помощью к этой виртуальной копии.
А ещё учащиеся будут чувствовать себя более свободно, если, сохранив единые для всех учебные цели, предоставить им на выбор разные активности для их достижения. Такая самостоятельность будет вдохновлять и мотивировать, считают авторы. А если позволить ученикам самим формировать собственный маршрут обучения (англ. learning pathway), ставить собственные цели и даже самостоятельно оценивать себя, это повысит степень их свободы ещё больше.