Корп. обучение
#статьи

Куда движется корпоративное обучение и что в нём изменила пандемия?

Эти вопросы обсудили специалисты сферы образования.

23 марта состоялась конференция «Жизнь после: гибридный мир как новая нормальность», которую организовало сообщество Digital learning при поддержке Корпоративного университета «Газпром нефти». На ней выступили представители учебных центров крупных российских компаний и другие эксперты в этой области. Они обсудили перспективы корпоративного образования, популярные форматы проведения занятий и профессии, ставшие особенно актуальными в ходе развития сегмента.

Как COVID-19 повлиял на корпоративное обучение

Спикеры отметили, что многие бизнес-процессы изменились из-за пандемии. Это касается и работы корпоративных университетов. И хотя очное обучение возвращается, онлайн-режим точно никуда не денется. По прогнозам экспертов, смешанный формат (часть занятий — очно, часть — удалённо) распространится ещё больше.

Форс-мажорный локдаун заставил людей учиться по-новому — ускоренно и в режиме онлайн. А ещё это привело к тому, что компании стали быстро создавать образовательный контент и оперативно реагировать на запросы бизнеса. К тому же удалёнка как нельзя лучше отвечает требованиям компаний с большим числом сотрудников и отделениями по всей России. Помимо этого, в онлайн-режиме меньше ограничений по сравнению с очным обучением: здесь нет строгих лимитов на численность аудитории и количество программ.

При этом формат конкретного модуля зависит от специфики компании и целевой аудитории. Например, если речь идёт об обучении работе с каким-то оборудованием, без очных занятий не обойтись.

Некоторые компании осознанно не отказываются от офлайн-формата из-за того, что при дистанционной коммуникации практически нельзя строить сеть контактов и полноценно взаимодействовать с людьми. Ещё одна причина — отсутствие личных встреч, во время которых зачастую спонтанно рождаются инновационные идеи.

«По-английски принято говорить, что не хватает „встреч у кофемашины“, где рождаются какие-то спонтанные идеи на стыке разных подразделений. Но ведь это ровно то, что происходит у нас в кампусах при обучении в наших классах: встречаются люди, очень часто никак не связанные между собой по функционалу, и у них рождаются какие-то идеи. Вот этот момент рождения идей — неважно, большие это инновации или какие-то локальные — не менее важен, чем процесс обучения как таковой».

Игорь Баранов,

проректор по обучению и исследованиям «СберУниверситета»

Отметили и то, что компании находятся в самом начале пути к массовому переходу в онлайн. Специалисты уверены, что для этого нужно создать полноценную инфраструктуру, а также специальные цифровые инструменты.

«Корпоративные университеты давно создают собственные онлайн-курсы и используют дистанционные технологии, но массовый переход произошёл только в 2020 году. Этот год можно сравнить со временем, когда наряду с гужевым транспортом появились первые автомобили и вместе с ними — первые автомобильные гонки. Да, почти все доехали с нужной скоростью, но ведь от этого автомобили не вошли ещё в жизнь. А когда вошли? Только когда были построены дороги, когда стало где ездить! Период, который мы пережили, — это именно первые автомобильные гонки. Настоящий переход к дистанционным формам обучения нам ещё предстоит».

Илья Дементьев,

ректор корпоративного университета «Газпром нефти»

Какие способы проведения занятий стали популярными

Эксперты сделали вывод, что режим обучения зависит от конкретной задачи, но сошлись на том, что в любом случае необходимы высокотехнологичные и вовлекающие форматы.

Вот несколько из текущих общих трендов:

  1. Совмещение синхронного и асинхронного режимов дистанционного взаимодействия. Во втором удобнее давать информацию, а в первом — отрабатывать полученные навыки. Сотрудники предпочитают изучать теорию самостоятельно в асинхронном режиме по записям лекций, потому что это экономит время. А вот для практики лучше подходит формат живого общения.
  2. Постепенный отказ от интенсивных тренингов продолжительностью один-два дня. Сейчас контент предпочитают дробить на короткие модули по несколько часов. Это лучше вписывается в рабочий режим сотрудников. При этом микронавыки отрабатываются по очереди, а не по несколько за раз.
  3. Максимально практичный подход к созданию контента. Образовательные материалы должны быть действительно полезны для сотрудников, иначе учащиеся теряют интерес. Это важно для завершённости процесса.
  4. Сотрудники учатся сразу на реальных бизнес-задачах. Если раньше переход к этому был завершающей частью образовательной программы (кто-то окончил курс — а потом отправился применять полученные знания на практике), то сейчас компании стали интегрировать занятия в процесс работы над текущими проектами.

Говоря проще, курсы становятся короче и концентрированнее по содержанию, и это лучше удерживает аудиторию.

«Если провести аналогию между корпоративным обучением и кинематографией, то раньше мы создавали полный метр, потом перешли к короткометражкам, а сейчас создаём полноценные сериалы. Причём мы пытаемся в эти сериалы встроить интерактив. Наша задача — максимально погрузить и замотивировать участника, приблизить то, что мы даём в рамках программ, к его реальной жизни, не давать лишнее, а давать только то, что реально нужно. Это такой пролонгированный трек в рамках программы, которая постоянно дополняется новыми элементами. Это и про осознанность, и про глубину, и про скорость в том числе».

Марина Деревлёва,

руководитель корпоративного университета компании «СИБУР»

Как меняется образовательный контент

За 2020 год требования к нему возросли как никогда: как мы уже отметили, людям нужны максимально полезные прикладные знания без лишней теории и воды. А ещё они хотят получить их прямо здесь и сейчас.

«Я поняла за 2020 год, что отношение аудитории к контенту, включая корпоративное образование, можно сравнить с нашим цивилизованным отношением к пище. Мы хотим, чтобы она была вкусной, полезной и сбалансированной. И сразу с расписанием — когда правильно завтракать, обедать и ужинать. И обязательно должен быть баланс углеводов, жиров и всего остального для того, чтобы достигнуть цели: для кого-то — похудеть, для кого-то — оздоровить организм. То же самое происходит с отношением к образовательному контенту: всем стало понятно, что он нужен здесь, сейчас — самый полезный, самый необходимый, самый применимый».

Наталья Царевская,

генеральный директор EdTech-акселератора ED2

К тому же, по всей видимости, стоит ждать ужесточения конкуренции между образовательными структурами: учебных материалов и самых разных курсов становится слишком много, и не все из них качественные. Компаниям придётся очень постараться, чтобы добиться внимания аудитории и отстроиться от остальных.

Как изменилась роль менторов и тьюторов

Задач у преподавателей становится всё больше. Сейчас мало просто передать знания. Учащиеся смотрят на педагогов как на менторов и ждут от них дальнейшей поддержки и курирования в процессе применения полученных навыков на практике.

Потребность в тьюторах тоже растёт. Именно они мотивируют учащихся, а также выстраивают коммуникацию между ними и преподавателями. Проще говоря, тьюторы делают образовательный процесс более комфортным.

Помимо этого, обнаружили следующую закономерность: при асинхронном обучении без поддержки тьюторов количество дошедших до конца курса крайне мало, а с сопровождением этот показатель взлетает до 60%.

«Люди не очень-то хорошо учатся без людей. <…> Людям нужны люди», — подчеркнул основатель Mozlab.ru и Tellsy.pro, автор Telegram-канала Future Learning Олег Замышляев.

Какие профессионалы нужны корпоративным университетам

Учебные центры внутри компаний становятся такими же полноценными образовательными структурами, как государственные вузы. Поэтому растёт потребность корпоративных университетов в педагогах и профессионалах смежных специальностей.

Методист не менее важен, чем тьютор или ментор. Это человек, который знает, как грамотно упаковать экспертный контент, создав в итоге не просто конспект, а полноценный интерактивный учебный материал.

Но мало упаковать продукт — его надо ещё и продвигать. Этим занимаются так называемые T&D-маркетологи. В итоге корпоративные университеты становятся привлекательным местом работы для самых разных специалистов в сфере образования.

Как будет развиваться корпоративное обучение

Эксперты считают, что образовательные структуры внутри компаний должны превращаться в центры инноваций, реагировать на происходящие в мире изменения и задавать тренды, а не просто следовать устойчивым тенденциям. При этом корпоративное обучение будет становиться всё более индивидуализированным.

При этом специалисты прогнозируют, что вузы и коммерческие образовательные центры поменяются ролями, потому что бизнесу сегодня требуется слишком много времени на переучивание выпускников под себя.

«С этого учебного года „Газпром нефть“ совместно с ИТМО открыла первую в России магистратуру, где готовят разработчиков программного обеспечения и операторов беспилотного транспорта. В наших ближайших планах — запустить для студентов двухлетние бесплатные курсы по робототехнике. Мы также тесно работаем с вузами в части развития программ высшего образования в области искусственного интеллекта. В рамках каждого направления мы фактически даём техническое задание на подготовку востребованных в нашей компании специалистов с конкретным набором компетенций».

Илья Дементьев,

ректор корпоративного университета «Газпром нефти»

Предполагается, что ещё одним важным трендом должно стать развитие метауниверситетов. Это сотрудничество бизнеса и вузов, в ходе которого студенты изучают нюансы профессии в конкретной фирме. Объясняется это тем, что будущие соискатели должны получать именно те практические знания, которые впоследствии понадобятся им в работе с той или иной компанией.

Для студентов стоит проводить ещё больше стажировок и прикладного проектного обучения на базе такого взаимодействия. Это позволит им наверняка понять, подходит ли им будущая профессия, а для компаний это шанс оценить, хотят ли они видеть конкретных людей в качестве будущих сотрудников.

Выводы

Корпоративное обучение уже заметно изменилось. Это касается и его формата, и содержания образовательных программ. Теперь компаниям недостаточно просто давать сотрудникам знания и развивать у них навыки, которые важны с точки зрения работодателя, — приходится прислушиваться к запросам и ожиданиям самих учащихся.

Конкуренция на образовательном рынке сейчас очень высока. Поэтому корпоративным университетам нужно не просто создавать программы первоклассного качества, но и уметь их привлекательно подавать. В этом им, конечно, должны помочь специалисты в сфере образования.


Кейс «Газпрома»: как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников

(Спойлер: компания организовала розыгрыш обучения!)

В результате:

  • оптимизированы расходы на обучение;
  • сформирован кадровый резерв;
  • усилен HR-бренд;
  • ускорились рабочие процессы.

Скачать кейс

Кейс «Гринатома»

Как привлекать молодёжь и как развивать её в компании

  • 📝 Закрываем стажёрами 500 вакансий в год
  • 📝 За 1,5 года делаем из стажёра ценного сотрудника
Смотреть кейс
HR и T&D уже используют нейросети! Забирайте бесплатный гайд >>
📌 5 инструкций по использованию ИИ в работе
📌 Список задач, которые можно делегировать ИИ
📌 Советы и лайфхаки по работе с нейросетями
Cкачать гайд
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована