Критериальное оценивание: что оно собой представляет и как применяется
Чем оценка на основе критериев отличается от выставления отметок по пятибалльной шкале, из чего она состоит и чем полезна для педагогов и учеников.


Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Михаил Лебедев
Заместитель директора по основной и старшей школе «Новый взгляд», где применяется критериальное оценивание, кандидат педагогических наук, учитель химии.
Что такое критериальное оценивание?
Критериальное оценивание — это целостный подход к преподаванию и обучению, который предполагает использование оценки на основе критериев, известных и понятных всем участникам образовательного процесса.
Оценивание на основе критериев основано на заявленных целях обучения и планируемых результатах освоения образовательных программ. Каждый ученик видит эталонный результат, к которому нужно стремиться, и получает оценку своего индивидуального учебного прогресса (текущего уровня знаний, умений и навыков по сравнению с предыдущим уровнем) по качественным и количественным параметрам.
Чем критериальное оценивание отличается от традиционной пятибалльной системы?
Для начала важно разобраться в терминологии. По тому, с чем именно сравнивают результат конкретного ученика, выделяют три типа оценивания:
- Нормативное, или относительное, при котором достижения учащегося сравниваются с достижениями группы сверстников. Так устроены тесты IQ, некоторые стандартизированные тесты для приёма в вузы (например, американские SAT и ACT), в которых оценка применяется с целью отобрать лучших среди абитуриентов, а также система оценивания в старших классах Южной Кореи. Там отметки выставляют по 9-уровневой шкале и распределяют по колоколообразной кривой на уровне класса: 4% учеников попадают в первую категорию, 7% — во вторую, 12% — в третью и так далее.
- Критериальное оценивание означает, что достижения ученика сравниваются с фиксированным стандартом, и эта оценка никак не зависит от результатов других учащихся.
- Ипсативное оценивание предполагает сравнение текущих результатов учащегося с его собственными предыдущими результатами. Этот подход часто встречается в спорте — например, бегун стремится побить личный рекорд, пробежав дистанцию быстрее, чем в прошлый раз. А в образовании его используют для измерения учебного прогресса, сопоставляя текущее состояние знаний, умений и навыков учащегося с их прежним состоянием.
Согласно этой типологии, традиционная для российских школ (и закреплённая в «Порядке заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов») система оценивания по пятибалльной шкале относится как раз к критериальному типу. Каждая отметка (от «2» — «неудовлетворительно» — до «5» — «отлично») ставится в соответствии с критериями. Например, работа на пятёрку должна соответствовать определённым параметрам: диктант написан без ошибок, вариант самостоятельной работы по математике решён полностью, включая сложные задачи, сочинение содержит аргументы, поясняющие и подкрепляющие позицию автора.
Тогда в чём проблема с традиционной системой оценки? Ведь обычно критериальное оценивание ей противопоставляют.
Несмотря на то что отметки имеют свои критерии, традиционную систему, принятую в российских школах, нельзя в полном смысле назвать критериальным оцениванием, так как его ключевые принципы — прозрачность и объективность — не всегда соблюдаются. Критерии отметок в пятибалльной системе имеют общие формулировки, зачастую неизвестны или непонятны ученикам, а также применяются недостаточно объективно. Как показало исследование 2021 года, на отметки влияют не только знания ученика, но и его поведение на уроке и личное отношение учителя к нему. К тому же пятибалльная шкала недостаточно подробная, чтобы отражать личный прогресс ученика. Троечник, который приложил усилия, подготовился к очередной самостоятельной работе и совершил меньше ошибок, чем в прошлый раз, может всё-таки «не дотянуть» до четвёрки в журнале. Неудивительно, что выставление отметок плохо сказывается на учебной мотивации — это подтверждают и исследования.

Правильно реализованное критериальное оценивание устраняет эти недостатки. Ученик видит «эталон оценки» в виде конкретных критериев и понимает, каким требованиям должна соответствовать работа, что именно будет оценивать учитель. Это помогает ему и выполнить задание, и предварительно оценить его самостоятельно. А ещё это хорошее подспорье для планирования индивидуальной траектории обучения, в том числе для ускоренного освоения программы.
В чём ещё преимущества критериальной системы оценивания по сравнению с традиционной?
Исследователи и практики в образовании отмечают несколько преимуществ этого подхода:
- Критериальное оценивание позволяет чётче установить соответствие образовательных результатов учащихся целям обучения — то есть учитель оценивает только то, чему учит.
- Учитель получает информативную обратную связь о результатах каждого ученика, что помогает ему управлять траекториями обучения.
- Ученикам проще правильно подойти к выполнению задания, так как им известны критерии желаемого результата.
- Критериальное оценивание способствует самооценке учебной деятельности и учит школьников нести ответственность за своё обучение.
- Снижается риск конфликтов на почве «Почему у меня „четыре“, а не „пять“?», так как критерии и принципы перевода результата в отметки (при суммативном оценивании) прозрачны и известны всем, в том числе родителям и школьной администрации.
До сих пор широко не исследовалось, как критериальное оценивание влияет, например, на успеваемость. Но известно, что критериальное оценивание в рамках развивающего обучения помогает привить ученикам начальных классов ценности поиска ответов, инициативности, рассуждений и коллективных дискуссий — это показали результаты исследования 2020 года.
В том же исследовании обнаружился ещё один эффект: при традиционном оценивании школьники часто фокусируются именно на отметке — и те, у кого они плохие, перестают верить в свои способности, а отличники склонны, наоборот, переоценивать свои возможности. При критериальном оценивании школьники могут сами объективно увидеть, с чем они справляются, а с чем пока нет.
Получается, критериальное оценивание — то же самое, что и формирующее?
Не совсем. Критериальное оценивание — это подход, на основании которого проводят и формирующее (формативное), и констатирующее (суммативное) оценивание. Сейчас коротко поясню, что это такое и в чём разница между ними.
Оценку на основе критериев можно использовать для сбора данных о том, как ученики понимают конкретный материал, о состоянии их знаний, умений и навыков в процессе обучения, чтобы наметить ближайшие шаги по улучшению результатов. Тогда это будет критериальное формативное (или формирующее) оценивание.
Если же оценка проводится для того, чтобы зафиксировать количество и качество изученного, определить уровень знаний, умений и навыков по завершении раздела или курса, по итогам учебного периода — это критериальное суммативное оценивание. Оно обычно совмещается с обычными отметками, то есть критериальные результаты переводят в числовые или буквенные показатели.
То есть разница между формирующим и констатирующим оцениванием в целях их применения, а критериальное оценивание может служить инструментом и для того и для другого типа.
Как возникло критериальное оценивание, кто его придумал?
Термин «критериальное оценивание» впервые использовал американский педагог-психолог Роберт Глейзер в своей статье «Технология обучения и измерение учебных результатов: несколько вопросов» (Instructional technology and the measurement of learning outcomes: Some questions), изданной в 1963 году. По мнению Глейзера, измерение достижений учащихся должно основываться на идее непрерывного процесса приобретения знаний: из точки, где их пока нет совсем, до желаемых результатов.

Фото: University of Pittsburgh
Ключевой особенностью критериального оценивания стал переход от относительной оценки (сравнения с результатами других учащихся) к абсолютной (сравнения с идеальным образцом). Также критериальный подход, согласно Глейзеру, отражает единство обучения и оценивания: чётко сформулированные учебные цели определяют, чему именно и как мы учим, а также — как измеряем результаты.
С какими ещё педагогическими идеями и теориями связано критериальное оценивание?
Как пишут авторы «Методологии системы критериального оценивания учебных достижений учащихся», у этого подхода есть и другие теоретические основания:
- Компетентностный подход — согласно ему, обучение строится на приобретении компетенций (то есть совокупности знаний, умений, навыков и личного опыта), а оценивание результатов основано на конкретных, измеримых критериях.
- Обратный дизайн подразумевает, что проектирование обучения начинается с определения конечного результата, к которому должен прийти учащийся. А уже за этим следует выбор методик обучения и критериев оценки, разработка учебного плана.
- Социальный конструктивизм и понятие зоны ближайшего развития Льва Выготского. С его точки зрения, обучение — это социальный процесс, и именно во взаимодействии с внешней средой и другими людьми (например, с одноклассниками и учителем) ребёнок учится делать то, чего раньше не умел, — сначала с поддержкой, а затем самостоятельно.
- Теория полного усвоения знаний, впервые предложенная Бенджамином Блумом, гласит, что все ученики способны достичь фиксированного желаемого результата, если адаптировать учебный процесс под их способности и потребности — например, давать больше времени на усвоение нового материала тем, кому это нужно. Критерии эталонного результата в этом подходе задаются с помощью таксономии учебных целей.
- Теория формативного (формирующего) оценивания, которое строится на качественном анализе учебной деятельности и трёх основных вопросах: «На какой стадии обучения находится ученик?», «Куда он стремится в своём обучении?» и «Что нужно сделать, чтобы помочь ему достичь цели?»
Что представляют собой критерии в оценивании? Как их обычно формулируют?
Критерий — это признак или характеристика, которая показывает, чему научился ученик. Критерии зависят от формулировки образовательного результата и обычно выглядят так: «решает алгебраические уравнения», «визуально оформляет презентации», «определяет индексы в химической формуле». По сути, это учебное действие, которое выполняет ученик в ходе задания.
Чтобы критерии позволяли чётко и однозначно оценить результаты учеников (выполнил ли они нужное действие), их расшифровывают с помощью дескрипторов (от лат. descriptor — «описывающий»). Это конкретные операции и шаги, из которых складывается критерий либо уровень выполнения того или иного учебного действия. Дескрипторы показывают, как выглядит наилучший результат и как его можно достичь. Дескрипторам часто присваивают баллы, чтобы по итогам оценивания суммировать их и выставить отметку (если требуется).

Критерии, дескрипторы и соответствующие им баллы собираются в таблицу, которая называется критериальной (или оценочной) рубрикой. Это и есть основной инструмент критериального оценивания.
Из чего состоит процесс критериального оценивания?
Последовательность критериального оценивания включает в себя несколько основных шагов:
- Шаг 1-й — постановка учебной цели, которую нужно достичь ученикам.
- Шаг 2-й — формулировка ожидаемых образовательных результатов. Они конкретизируют учебную цель и описывают, что именно должны знать и уметь учащиеся. Базовые образовательные результаты (личностные, предметные и метапредметные) закреплены в государственных образовательных стандартах — ФГОС.
- Шаг 3-й — выбор задания, которое позволит наиболее полно оценить ожидаемые образовательные результаты.
- Шаг 4-й — составление критериев, которые основаны на образовательных результатах и соответствуют выбранному заданию. Каждый результат может включать один или несколько критериев. А к их формулировке можно привлечь самих учеников.
- Шаг 5-й — описание и конкретизация критериев с помощью дескрипторов и присвоение им баллов, если нужно. Например: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — выполнено. Другой вариант: 0 — учебное действие не выполнено; 1 — требует доработки; 2 — выполнено полностью.
- Шаг 6-й — объединение критериев, дескрипторов и баллов в рубрику.
Готовую рубрику предоставляют ученикам, чтобы они могли изучить её перед тем, как приступать к заданию. Когда ученики сдадут выполненные работы, педагог использует рубрику для их оценки и выставления отметок, если речь о констатирующем оценивании.
Где применяют критериальное оценивание?
В некоторых странах этот подход применяют во всех или почти во всех школах. Так, в 1988 году систему внутришкольного критериального оценивания ввели в Англии и Уэльсе в рамках реформы образования. Тогда же там приняли первые национальные образовательные программы и определили «ключевые этапы» — каждому из них соответствуют образовательные результаты, которых должны достичь школьники определённого возраста.
Приоритетным в образовании Великобритании считается подход «оценка для обучения» (assessment for learning), при нём и формативное, и суммативное оценивание нацелены на то, чтобы выявлять пробелы в знаниях школьника и давать ему конструктивную обратную связь, чтобы помочь улучшить результаты.
В шведских школах с начала 1960-х годов действовала нормативная (относительная) система оценивания, а в 1994 году её заменили на критериальную. В национальной образовательной программе прописываются стандарты освоения предметов для каждого уровня обучения, а также критерии для выставления отметок от A до F по итогам национального тестирования (его школьники проходят по окончании 3-го, 6-го и 9-го классов).
В 2016 году критериальное оценивание стали внедрять в школах Казахстана (полезно почитать, например, пособие Ольги Можаевой, Айданы Шилибековой и Динары Зиеденовой).
В России нормативно закреплена критериальная основа оценки результатов учащихся. Например, в федеральной образовательной программе основного общего образования (ФОП ООО) указано, что достижения учеников оцениваются в рамках системно-деятельностного подхода, который «обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме».
При этом важно, что школа сама определяет, как оценивать текущие результаты учеников (например, за ответы у доски, проверочные работы и домашние задания) и их достижения по итогам учебного периода (например, четверти или триместра). Об этом говорится в статье 28 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Большинство школ для этого по-прежнему применяют традиционный подход со шкалой от 2 до 5 баллов, тогда как отдельные школы, как государственные, так и частные, внедряют критериальное оценивание, используя пятибалльную шкалу только для заполнения аттестатов.
Также стоит упомянуть методические рекомендации, опубликованные Минпросвещения в 2023 году, в которых указано: «…На всех уровнях общего образования представляется целесообразным внедрение критериального оценивания, которое применяется при реализации форм внутреннего оценивания» — то есть для любой оценки успеваемости, за исключением ГИА, всероссийских проверочных работ и мониторинговых исследований, которые сама школа не проводит. Об отказе от пятибалльной шкалы здесь речи не идёт — такой подход призван «повысить объективность традиционной пятибалльной системы оценки».
Как школьники и их родители воспринимают критериальное оценивание?
По нашему опыту, поначалу ученикам и родителям бывает сложно понять, что именно и как оценивается, как работают критерии и дескрипторы, для чего нужны рубрики. Обо всём этом мы подробно рассказываем, предлагаем ознакомиться с программой учебного курса, где описаны методы и формы оценивания. Также школьники и их родители нередко сами обращаются к пятибалльной системе, чтобы сориентироваться: «А это „четыре“ или „пять“?» И мы каждый раз объясняем, что переводить критериальную оценку в эту шкалу не нужно, это работает иначе.

Стоит ещё заметить, что именно обсуждение критериев и дескрипторов с учениками помогает им формировать способность к самооценке, нацеленность на лучший результат. При этом школьникам сложно воспринимать критерии и дескрипторы, изначально выраженные в формулировках учебных результатов и учебных действий. Поэтому учителю важно подробно объяснять их, переформулировав на понятном для детей и подростков языке. Из-за этого на обсуждение критериев в классе, как правило, уходит много времени — иногда почти столько же, сколько отведено на само освоение материала, который планируется оценить с помощью этой системы.
С какого класса оптимально вводить такую систему в школе, чтобы она была понятна и полезна ученикам?
Критериальное оценивание можно вводить на разных уровнях образования, даже начиная с младших классов. Так, согласно результатам исследований профессора Галины Цукерман, ученики начальных классов способны не только эффективно использовать разные инструменты оценки и самооценки по критериям, но и вместе с учителем договариваться о том, по каким критериям будет оцениваться работа.

Например, на полях тетрадей ученики чертят три отрезка с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: «высокий», «выше среднего», «средний» и так далее. Каждый отрезок соответствует определённому критерию и помечается буквами: «П» — правильность, «А» — аккуратность, «О» — оформление работы. Самостоятельно оценивая свои работы, ученики ставят крестики на отрезках-шкалах.
А есть у этой системы оценивания какие-нибудь недостатки?
Есть не столько недостатки, сколько сложности её применения. Прежде всего стоит, вслед за зарубежными исследователями, выделить такую проблему: существует очень много способов формулирования критериев, из-за чего саму систему критериального оценивания могут понимать и воспринимать по-разному не только педагоги и ученики, но также административные работники и исследователи. Особенно ярко это разнообразие подходов проявляется при оценивании комплексных навыков и компетенций.
Но с другой стороны, такое разнообразие кажется естественным. Полного единообразия в подходах к оценке образовательных результатов по различным школьным дисциплинам достичь вообще вряд ли возможно. Более того, это может быть даже нежелательно, поскольку оценка, основанная на критериях, в достаточной мере эффективна и надёжна только тогда, когда сами критерии учитывают уникальность разных научных областей и школьных дисциплин.
С многоаспектными, сложными навыками и компетенциями связана и ещё одна трудность: для их оценки нужно разработать весьма непростую конструкцию критериев. Это, конечно, требует времени, которого учителям и так вечно не хватает.
Иногда под угрозой оказывается чёткость критериев, ради которой такая система оценивания и задумывалась. Например, сложно выделить и сформулировать чёткие критерии и дескрипторы для оценки такой компетенции, как креативность. А если критерии окажутся недостаточно чётко сформулированными, это, в свою очередь, может привести к тому, что учителя и ученики станут толковать их неоднозначно.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее