Об этом сотрудничестве пресс-служба Корпоративной Академии Росатома сообщила в сентябре, а о подробностях проекта стало известно 13 октября на форуме «Образовательная среда 2021».
Основатели проекта считают, что вместе им удастся выработать лучшие методические решения и влиять на рынок корпоративного образования, добиваясь лучшего качества продуктов.
Что касается образовательной программы, то пока её проходит первая группа из представителей компаний-основателей, но в дальнейшем она может стать доступной для всех желающих.
Цели и планы коллаборации
Как сказано в сообщении пресс-службы, цель коллаборации — сформировать и развивать профессиональное L&D-сообщество, которое на системной основе создавало бы качественные образовательные решения.
Для этого планируется разработать единую методологию на основе российских исследований и лучших мировых практик, а также внедрить инструменты оценки качества образовательных решений и эффективности деятельности L&D-специалистов. Планируется проводить ежегодную конференцию и ежегодную премию для этой области.
«Рынок развивается, на рынке появляется большое количество образовательного контента, не соответствующего тому уровню качества, который предъявляют наши компании. И мы, конечно, в рамках „Академии“ хотим поработать над тем, чтобы качество образовательных продуктов, методология образовательных продуктов отвечала требованиям бизнеса, — сказала Марина Деревлёва, руководитель корпоративного университета „СИБУР“, на презентации программы во время форума „Образовательная среда 2021“. — Совместно мы можем влиять на этот рынок, договариваться о лучшем качестве, потому что мы можем создавать продукт, который на большую целевую аудиторию будет направлен. Я верю в то, что за такими объединениями, коллаборациями будущее».
По словам Деревлёвой, перед сообществом стоит задача развития образовательного рынка и L&D-специалистов, которые разрабатывают программы обучения для крупных компаний.
Причины коллаборации
Во время презентации «Академии L&D» на форуме озвучили причины объединения и истоки возникновения этих причин. Чтобы понять, почему вдруг назрела необходимость повышать профессиональный уровень L&D-специалистов и вырабатывать единую методологию, нужно немного погрузиться в историю.
В девяностые, как поясняли на презентации, случился резкий всплеск интереса крупных компаний к новым зарубежным тренинговым методикам, но многие тренинги вводились в нашу практику без адаптации и без учёта специфики бизнеса. А в нулевые в крупных компаниях стали формироваться замкнутые системы корпоративного обучения с собственными стандартами обучения и разработки методических материалов. В 2010-е годы наряду с системными программами корпоративного обучения возникли частные курсы и онлайн-школы. При этом единые стандарты и методики разработки образовательных продуктов отсутствовали, и заказчикам корпоративного обучения было сложно отличить качественное образовательное решение от его имитации. А в 2020-м случился перелом: большинство программ обучения перешло в онлайн-среду, поэтому стали возможными их сравнение и оценка. Благодаря этому проявилась разница между образовательными решениями разных создателей и необходимость выровнять эти решения по методологии.
Мария Дмитриева, руководитель методологии создания образовательных решений корпоративного университета «Газпром нефть», пояснила, что во время пандемии методисты разных компаний смогли оценить образовательные решения друг друга благодаря массовому выходу в онлайн: в этот период они поняли, что «все [методики] классные, но при этом абсолютно разные, на разных законах и закономерностях выстроены». Оказалось, что специалисты по обучению и развитию даже пользуются абсолютно разной терминологией, говоря об одних и тех же вещах. «Мы поняли, что нам нужно объединяться. Чтобы объединяться, нам нужно создать единый словарь, единую терминологию, единые форматы и единые подходы», — сказала она.
В результате переломных изменений 2020 года снизилось значение личности тренера, но заметно повысились требования к методологии и применяемым инструментам. Вырос спрос на профессионалов, способных разрабатывать сильные образовательные решения, применяя новые технологии. Представители корпоративных университетов «Газпром нефти» и СИБУРа, а также Корпоративной Академии Росатома столкнулись с одной и той же проблемой в системах корпоративного обучения.
«Коротко говоря, эта проблема связана с тем, что уровень профессиональной подготовки людей, которые занимаются и организацией корпоративного обучения, и, собственно, самим обучением, недостаточен для решения тех задач, которые есть в крупных корпорациях, — пояснил Илья Дементьев, ректор корпоративного университета „Газпром нефти“. — И поэтому примерно год назад мы задумались над тем, чтобы создать собственную программу повышения профессионального уровня наших сотрудников, но оказалось, что у дружественных нам компаний на самом деле такие же проблемы».
В результате была создана совместная образовательная программа. Сейчас её проходит первая пилотная группа из 150 человек — это специалисты каждой из трёх названных выше компаний.
«Мы делимся не только успехами с „броневичка“, но и ошибками, какими-то граблями, на которые мы наступили, — рассказывает Юлия Ужакина, генеральный директор Корпоративной Академии Росатома. — Я считаю, что это одна из компетенций ХХI века — уметь учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Мы прекрасно понимаем, что не только у нас есть эта проблема. Поэтому если это будет интересно и другим корпоративным университетам, компаниям, где очень сильные команды собственных специалистов в области обучению и развитию, мы будем рады открыть двери этой программы для всех желающих».
Что известно про образовательную программу и при чём здесь сообщество
Как пояснила на форуме Екатерина Соловьёва, руководитель направления по развитию системы внутреннего тренерства и наставничества корпоративного университета «Газпром нефти», примерно год назад методологи трёх компаний объединились, чтобы обменяться лучшими практиками и сформулировать единые подходы в обучении и развитии сотрудников. На основании этого появилась единая методология образовательных решений.
Одновременно подсветилась проблема отсутствия единообразной подготовки специалистов L&D. Стало очевидно, что отсутствие единых методологических подходов и единой подготовки — взаимосвязанные вещи, а значит, и решать их надо тоже одновременно. Поэтому на базе разработанной методологии создали образовательную программу для специалистов по обучению и развитию персонала — «Академию L&D».
«Мы констатировали, что на текущий момент корпоративное обучение и подходы к корпоративному обучению в нашей стране — это некое лоскутное одеяло, — сказала Екатерина Соловьёва. — В отличие от системы подготовки, к примеру, специалистов средней школы, специалистов, проводящих обучение в высших учебных заведениях, какой-то единой стройной красивой методологии по подготовке специалистов корпоративного обучения на данный момент не существует. И мы взяли на себя такой риск предложить подобный подход не только трём нашим компаниям, но и, возможно, всему сообществу, которое занимается корпоративным обучением в нашей стране».
Мария Дмитриева, в свою очередь, подчеркнула, что методология, которую будут преподавать в «Академии L&D», является лишь базовой концепцией и что она открыта для дальнейшего развития. Создатели рассчитывают, что специалисты, которые будут проходить это обучение, одновременно будут обогащать методологию своими практическими решениями, возможно, не учтёнными в ней на первом этапе. Поэтому по сути «Академия L&D» — это одновременно и учебная программа, и сообщество, которое будет непрерывно пополнять методологию.
«Суть сообщества именно в экосистемном объединении и непрерывном развитии, в том, чтобы каждый приходящий в это сообщество и каждый находящийся там, вдруг видя, что что-то точно работает и оно действительно приносит ценность в нашу образовательную среду, добавлял это к той методологии, которая есть сейчас», — пояснила Мария.
По мнению создателей «Академии L&D», появление профсообщества и выработка единых подходов поможет также наладить качественный диалог с подрядчиками, которые предлагают корпорациям различные образовательные решения. «Будет здорово, если на стадии коммуникации у нас получится сформулировать прозрачные честные критерии того, что мы считаем хорошим образовательным продуктом, к какому результату должны прийти наши учащиеся», — сказала Екатерина Соловьёва.
По её словам, было бы здорово через год провести конференцию для того, чтобы наладить коммуникации и обмен лучшими практиками, и пригласить на неё представителей L&D-сообщества и подрядных организаций, которые предоставляют различные решения по корпоративному обучению, и, возможно, бизнес-тренеров.
Какие ещё есть объединения близкой тематики
Инициатива трёх корпоративных университетов подтверждает яркий тренд на объединение усилий разных участников новых образовательных рынков для разработки общих подходов и программ. Например, в 2020 году руководители методических команд разных онлайн-школ тоже объединились, чтобы создать единые подходы к работе методиста. В результате создали «Скиллсет методиста», который тоже постоянно дополняется и совершенствуется.
А в июле 2021 года было объявлено о создании консорциума «Цифровая дидактика», в который вошли и вузы, и представители EdTech. Цель консорциума — изучать новые технологические решения и производить продукты, направленные на улучшение качества образования с применением цифровых решений.