Образование
#статьи

Кому легко учить на дистанте: взгляд молодых учителей

«Чёрные квадратики» и вечные ценности — педагоги поделились своими размышлениями о том, как удалёнка повлияла на их работу.

Фото: MilosStankovic / Getty Images

В лектории Skillbox состоялась дискуссия молодых педагогов, посвящённая проблемам и не всегда очевидным преимуществам дистанта, с которым вынужденно пришлось столкнуться из-за пандемии. Мы пересказываем главные тезисы, а запись беседы доступна на YouTube.

Первый переход на дистант

Учитель английского языка московской школы №1570 Евгений Личкин рассказал, как его ученики сравнили внезапный переход на дистант весной 2020 года с освоением Дикого Запада. Как и американские переселенцы в прериях, учителя и дети оказались в непонятной ситуации, где никто толком не знает, что делать.

По словам Евгения, «дистант стал самым масштабным курсом повышения квалификации для всех». Учителю оказалось очень интересно наблюдать за формированием горизонтальных связей между коллегами. Те, кто разобрался быстрее, поддерживали других — публиковали посты с советами, делились опытом. Как отмечает Евгений, произошла смена ролей: обычно молодые учителя обращаются за советом к опытным педагогам, а в этой ситуации «новички», лучше знакомые с технологиями, приходили на помощь старшим.

Екатерина Додонова, методист проектного офиса Национальной технологической олимпиады (НТО), в начале пандемии работала учителем информатики в московской школе №1533 ЛИТ и как раз была одной из тех, кому пришлось помогать коллегам осваивать цифровые технологии:

«За весну 2020 года у меня в телефоне появились личные контакты абсолютно всех сотрудников ЛИТа. Вообще любой педагог, который до этого проявлял интерес к технологиям, оказался точкой роста для всех остальных».

Причём, по опыту Екатерины, возраст здесь не играл большой роли — уверенные пользователи компьютера и гаджетов встречались среди педагогов разных поколений. Разница заключалась в том, что кто-то из учителей постоянно искал новые и эффективные формы работы, активно интересовался технологиями — не только цифровыми, но и педагогическими, а кто-то — нет.

Кадр: сериал «Офис»

Выключенные камеры и другие сложности

Кроме сложностей с освоением технических средств, возникали и другие проблемы. Евгений Личкин отметил, что в дистанционном формате нужно было найти точку опоры — определить главные ценности образования, выявить то, от чего невозможно отказаться. И каким-то образом перенести эти ценности в онлайн. Так, по словам педагога, ему оказалось сложно понять, как преобразовать процесс взаимодействия с учениками, чтобы выстраивать доверительные отношения на удалёнке.

А Екатерина Додонова не считает этот аспект особенно сложным — на её взгляд, на момент перехода на дистант отношения с учащимися уже были построены. Необходимость поддерживать эмоциональную связь через экран компьютера не стала для неё новым вызовом.

Главной же проблемой первого дистанта весной 2020 года, по её мнению, стало то, что все — учителя, дети, родители — находились в сильном стрессе из-за неопределённости ситуации. Очень важно было найти знакомые ориентиры, и для многих таким «островком стабильности» стали школьные уроки. Пусть и онлайн, но ребёнок по расписанию подключается к занятию, видит одноклассников и учителей, как обычно, читает учебник и решает задачи.

Затронули спикеры и самый горячий вопрос дистанта: что делать, если дети не включают камеры? Кирилл Прудников, руководитель программ педагогических практик Skillbox и в прошлом учитель обществознания, упомянул результаты опроса педагогов, которые показали, что у многих из них это вызывает дискомфорт и чувство потери контроля.

Евгений Личкин не считает «чёрные квадратики» большой проблемой:

«Школа внезапно „пришла“ прямо к ученику домой, и кому-то просто не хочется показывать, что у него дома. Кто-то [из учителей] говорит, что вообще не получится контакт с ребёнком устанавливать без камеры. Лично на мой взгляд, выключенная камера — это не конец всего, не самая главная проблема. Есть много других способов понять, что ребёнок включён в процесс обучения, что вы на одной волне».

Екатерина Додонова рассказала о любопытном психологическом эффекте: если из всего класса камеры включают человека три, и так продолжается на протяжении недель, то «тебе кажется, будто ты учишь только вот этих трёх людей». Но согласилась с позицией, что для выполнения методических задач видеть лицо ребёнка совсем не обязательно. По её словам, как на онлайн-занятии, так и в классе учитель и ученик общаются предметно: смотрят в рабочую тетрадь, на страницы учебника или слайд презентации.

Кадр: фильм «Книга Генри»

Кирилл Прудников заметил, что дистант усилил важность методических компетенций:

«Педагог, который и до этого формулировал задания на деятельность, понимал, каких результатов он ждёт, легко перешёл в онлайн и особой разницы не заметил. И не возникало проблемы контроля над учеником. Зачем контролировать того ученика, у которого есть задание, который чётко понимает, что делать?»

Технологии как инструмент, а не самоцель

Очевидно, что не все образовательные методики эффективно переносятся в онлайн. И для многих педагогов оказалось сложно справиться с чувством неопределённости и растерянности от того, что привычные инструменты перестали работать. Однако Евгений Личкин считает, что неопределённость — это неотъемлемая часть образования. По его словам, у педагога, который учитывает особенности каждого ученика, дифференцирует обучение, никогда не будет двух одинаковых уроков. И именно тем, кто применяет в работе вариативность, быстрее удалось адаптироваться к обстоятельствам, в которых нестабильность стала повсеместной нормой.

Участники дискуссии также обсудили ситуацию, когда технологии становятся «костылём» в попытке справиться с этой неопределённостью. Например, учитель осваивает условный Kahoot!, понимает, что это очень удобный инструмент, и вместо поиска эффективных решений для разных образовательных задач использует один сервис так часто, что у детей пропадают интерес и мотивация.

Екатерина и Евгений заметили, что перед использованием любой методики необходимо определиться, для чего это нужно. Если технология обогатила арсенал педагога ещё одним инструментом, это замечательно. Но если технология применяется исключительно по принципу «мне удобно этим пользоваться», а не «это помогает решать образовательные задачи», то она быстро теряет методическую составляющую и становится рутиной.

Воспитательная функция школы на дистанте

В силу объективных причин на дистанционном обучении воспитательная функция школы приняла усечённую форму. Екатерина Додонова заметила, что детям особенно важно личное общение, невербальные контакты. Однако, по её словам, социализация в виртуальных сообществах в какой-то степени выполняет эту функцию и одновременно ставит перед учителем новые задачи:

«Например, цифровой этикет: что допустимо и недопустимо в общении онлайн. У нас появилась новая среда, и в ней стали правила вырабатываться. Так что воспитание происходит, только в новой среде».

Евгений Личкин рассказал, что в его случае запрос на такое взаимодействие пришёл от самих детей. Если традиционные мероприятия вроде подготовки к государственным праздникам или тематических конкурсов организуются по инициативе школьного руководства, то на дистанте дети сами стали высказывать желание «собраться и что-то сделать вместе». Взрослым оставалось только направить в нужное русло этот энтузиазм и помочь организовать событие. Евгений привёл в пример онлайн-мероприятия, которые в его школе устраивали с подачи учеников: встречи с блогерами, кулинарный батл, киберспортивный турнир. И последний звонок для выпускников, который прошёл дистанционно, но получился ничуть не менее эмоциональным и трогательным, чем во времена до COVID-19.

По мнению спикеров, главная задача — сохранить самое важное и ценное, что ребёнок получает в школе. И формат, очный или дистанционный, не так уж важен.

Научитесь: Онлайн-репетитор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована