Как меняет композицию уроков календарно-навыковое планирование
Директор школы показывает на примере химии, как смена подхода сделает обучение результативнее.
Colowgee для Skillbox Media
Михаил Лебедев
Директор частной школы «Олимп-Плюс», кандидат педагогических наук, учитель химии. С разрешения Михаила публикуем его пост о практике планирования занятий.
Как перейти к планированию по навыкам
В плане формулируются не темы, а показывается конкретный навык. Например: не «Относительная масса», а «Решать задачи на основе относительной массы»; не «Вещества. Предмет химии», а «Классифицировать физические и химические явления» и так далее. Подробный пример календарно-навыкового планирования по химии для восьмого класса можно изучить здесь.
Для учителя важно обращать основное внимание на передачу инструментов работы с фактическим содержанием (правила, закономерности, тексты и другое). Приводятся разные примеры применения навыка (от простых к сложным и комбинированным действиям) и показываются конкретные образовательные результаты в обозримый отрезок времени. Ученик получает возможность самостоятельно потренироваться в применении навыка в ходе урока и рассмотреть разные способы проверки этого.
Как это изменит занятия
Этот подход может изменить композицию урока.
Первый этап. Описание навыка
Разбираем, как работает навык и для чего нужен. Показываются примеры использования навыка для дальнейшего изучения. При этом описываются как внутрипредметные связи — как один навык связан с другим, так и межпредметные — где можно применить навык и связанные с ним факты в других предметах или видах деятельности. При этом различаются содержательные межпредметные связи (на уровне знания, например, понятие «вещество» изучается в разных предметах) и процессуальные межпредметные связи (на уровне деятельности, например, структура описания эксперимента, задачи состоит из последовательности шагов и действий, сходных в разных видах деятельности).
Второй этап. Практические примеры
Учимся применять навык. Демонстрируем, как оперировать навыком и связанными с ним фактами (правилами, закономерностями) через последовательность заданий от простого к сложному.
Третий этап. Интерактивы
Пространство вопрошания. Ученики формулируют проблемные моменты и много вопросов. Важно увидеть «интригу» (проблему) и через вопросы найти способы её разрешения.
Как итог самостоятельной и групповой работы — ученики на практике используют формируемый навык.
Четвёртый этап. Оценивание
Это этап овладения мастерством, когда ученику важнее быть лучше себя вчерашнего. Для оценки используются совместно разработанные критериальные рубрики, сравнение с «эталоном» и так далее.
Оценивание: письменные отчёты по предмету
Это этап оценки и письменной обратной связи ученику по освоению предметов в определённый отрезок времени календарно-навыкового планирования (например, в учебный модуль или триместр).
В письменных комментариях по каждому навыку приводится описание с точки зрения областей образовательных результатов, в которой находится навык (в нашей школе, опираясь на некоторые зарубежные и российские образовательные практики — это самостоятельность, мышление, социальная компетенция). Перечисляются факты проявления навыка, действия ученика, называются конкретные достижения, удачные работы. Иными словами, обсуждаются вопросы: «В какой мере освоен навык? Где в учебной ситуации ученик находится сейчас?»
В письменном отчёте даются рекомендации, в которых ученику предлагается спланировать дальнейший ход изучения предмета и освоения навыков с учётом индивидуального темпа, возможно, и в опережающем ритме. Здесь отмечаются моменты, на которые нужно обратить внимание и уделить больше времени.