Образование
#Мнения

Как меняет композицию уроков календарно-навыковое планирование

Директор школы показывает на примере химии, как смена подхода сделает обучение результативнее.

Colowgee для Skillbox Media

Михаил Лебедев

Директор частной школы «Олимп-Плюс», кандидат педагогических наук, учитель химии. С разрешения Михаила публикуем его пост о практике планирования занятий.

Как перейти к планированию по навыкам

В плане формулируются не темы, а показывается конкретный навык. Например: не «Относительная масса», а «Решать задачи на основе относительной массы»; не «Вещества. Предмет химии», а «Классифицировать физические и химические явления» и так далее. Подробный пример календарно-навыкового планирования по химии для восьмого класса можно изучить здесь.

Для учителя важно обращать основное внимание на передачу инструментов работы с фактическим содержанием (правила, закономерности, тексты и другое). Приводятся разные примеры применения навыка (от простых к сложным и комбинированным действиям) и показываются конкретные образовательные результаты в обозримый отрезок времени. Ученик получает возможность самостоятельно потренироваться в применении навыка в ходе урока и рассмотреть разные способы проверки этого.

Как это изменит занятия

Этот подход может изменить композицию урока.

Первый этап. Описание навыка

Разбираем, как работает навык и для чего нужен. Показываются примеры использования навыка для дальнейшего изучения. При этом описываются как внутрипредметные связи — как один навык связан с другим, так и межпредметные — где можно применить навык и связанные с ним факты в других предметах или видах деятельности. При этом различаются содержательные межпредметные связи (на уровне знания, например, понятие «вещество» изучается в разных предметах) и процессуальные межпредметные связи (на уровне деятельности, например, структура описания эксперимента, задачи состоит из последовательности шагов и действий, сходных в разных видах деятельности).

Второй этап. Практические примеры

Учимся применять навык. Демонстрируем, как оперировать навыком и связанными с ним фактами (правилами, закономерностями) через последовательность заданий от простого к сложному.

Третий этап. Интерактивы

Пространство вопрошания. Ученики формулируют проблемные моменты и много вопросов. Важно увидеть «интригу» (проблему) и через вопросы найти способы её разрешения.

Как итог самостоятельной и групповой работы — ученики на практике используют формируемый навык.

Четвёртый этап. Оценивание

Это этап овладения мастерством, когда ученику важнее быть лучше себя вчерашнего. Для оценки используются совместно разработанные критериальные рубрики, сравнение с «эталоном» и так далее.

Оценивание: письменные отчёты по предмету

Это этап оценки и письменной обратной связи ученику по освоению предметов в определённый отрезок времени календарно-навыкового планирования (например, в учебный модуль или триместр).

В письменных комментариях по каждому навыку приводится описание с точки зрения областей образовательных результатов, в которой находится навык (в нашей школе, опираясь на некоторые зарубежные и российские образовательные практики — это самостоятельность, мышление, социальная компетенция). Перечисляются факты проявления навыка, действия ученика, называются конкретные достижения, удачные работы. Иными словами, обсуждаются вопросы: «В какой мере освоен навык? Где в учебной ситуации ученик находится сейчас?»

В письменном отчёте даются рекомендации, в которых ученику предлагается спланировать дальнейший ход изучения предмета и освоения навыков с учётом индивидуального темпа, возможно, и в опережающем ритме. Здесь отмечаются моменты, на которые нужно обратить внимание и уделить больше времени.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована