Книжная полка: сборник статей «Образовательная модель свободных искусств и наук»
Разностороннее издание о том, как работают программы Liberal Arts за рубежом и в России.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Образовательная модель свободных искусств и наук: мировой и российский опыт».
Издательство: Издательство Института Гайдара.
Год выпуска: 2021.
Университетское образование по модели свободных наук и искусств кажется чем-то далёким от российских реалий. Студенты сами выбирают дисциплины в программе, учатся не в одной и той же группе, могут изменить профиль подготовки по своему желанию… А что у них в дипломах написано будет? Кем работать-то после такого «либерального образования»?
На самом деле эксперименты с моделью Liberal Arts начались в России больше 20 лет назад. В 1999 году в Санкт-Петербургском государственном университете появилась такая образовательная программа, известная под неформальным названием «Смольный институт свободных наук и искусств». В 2011 году в СПбГУ был создан факультет свободных наук и искусств, деканом которого с тех пор остаётся финансист и политик, ныне руководитель Счётной палаты России Алексей Кудрин. Кроме СПбГУ, полномасштабные программы в духе Liberal Arts действуют в РАНХиГС и в Тюменском государственном университете (в Школе перспективных исследований).
Сегодня судьба этих начинаний выглядит неопределённой. С одной стороны, развитие в России высшего образования по модели свободных искусств и наук во многом опиралось на международное сотрудничество, а некоторые зарубежные партнёры российских вузов ещё в прошлом году были признаны в России нежелательными организациями. Сейчас ситуация с международным сотрудничеством усложняется.
К тому же абитуриентам и их родителям программы Liberal Arts зачастую бывают непонятны, а ещё есть объективные экономические ограничения.
«У обучения по модели свободных искусств и наук высокая цена. Она обусловлена индивидуальным подходом к обучению, необходимостью создания специальной инфраструктуры, требованием постоянных вложений в обучение ППС, сложностью администрирования таких программ. Стоит обратить внимание на то, что вузы, где подобные программы реализованы, — это вузы с серьёзными эндаументами, сильной поддержкой со стороны бизнеса и/или администрации региона, с возможностью разрабатывать собственные образовательные стандарты».
Марина Калашникова,
декан факультета Liberal Arts College Института общественных наук РАНХиГС, в сборнике «Образовательная модель свободных искусств и наук: мировой и российский опыт»
С другой стороны, управленцы и эксперты в системе высшего образования, например, помощник президента Андрей Фурсенко, поддерживают апробацию в российских вузах более гибких образовательных траекторий студентов. И во внедрении таких подходов, как система «2 + 2 + 2», будет полезен многолетний опыт программ Liberal Arts.
«Традиция свободных искусств и наук лежит в основе европейского университета с момента его возникновения в Средние века. Современная модификация этой модели, контуры которой оформились в университетах США во второй половине XIX в., включает: индивидуальный учебный план, значительно большую свободу выбора курсов, поздний выбор профиля подготовки, интерактивную педагогику, высокий уровень ответственности студента и преподавателя, мультидисциплинарность с возможностью получения не только одной специальности (major), но дополнительной (minor) или даже второй основной специальности (double major). Система позволяет выбирать предметную область не в момент поступления, а после первого или второго года обучения».
Предисловие к сборнику «Образовательная модель свободных искусств и наук: мировой и российский опыт»
Сборник «Образовательная модель свободных искусств и наук: мировой и российский опыт» включает статьи российских и зарубежных авторов, в основном сотрудников СПбГУ, и раскрывает тему с разных сторон. Редакторами выступили Алексей Кудрин и преподаватели СПбГУ Данила Раскин и Денис Кадочников. Из издания можно узнать:
- соответствуют ли принципы Liberal Arts особенностям поколения миллениалов;
- правда ли, что американские колледжи с программами свободных наук и искусств — исключительно элитарные учебные заведения;
- как построить программу Liberal Arts и не нарушить требования ФГОС;
- что получают студенты от либерального образования;
- как выпускников таких программ оценивают российские работодатели;
- как модель свободных наук и искусств соединить со специализацией в дизайне;
- и как применить отдельные элементы из подходов Liberal Arts в курсе, например, по философии.
Кому будет полезно: преподавателям и методистам высшей школы, а также менеджерам вузов.