Книжная полка: «Русские профессора», Елена Вишленкова, Руфия Галиуллина, Кира Ильина
Монография о профессорском сообществе начала XIX века — об академической автономии и бюрократическом контроле, ценности знания и воспитании студентов.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Русские профессора. Университетская корпоративность или профессиональная солидарность».
Издательство: «Новое литературное обозрение».
Год выпуска: 2012.
Грядущие перемены в российском высшем образовании, связанные с отказом от Болонской системы, — острая тема для общественных дискуссий. Да и во всём мире сегодня поднимаются вопросы, связанные с миссией университетов, целью высшего образования, академической автономией, ролью и статусом учёных и преподавателей. И что интересно, многие из этих вопросов были актуальны и два столетия назад.
Книга Елены Вишленковой, Руфии Галиуллиной и Киры Ильиной «Русские профессора. Университетская корпоративность или профессиональная солидарность» — это историческое исследование, в котором рассматривается профессорское сообщество в Российской империи первой половины XIX века. Авторов особенно интересуют ценности, взгляды и этические нормы «профессорского сословия», отличающие его от других социальных общностей.
Исследование проводилось на архивных материалах Министерства народного просвещения, а также Московского, Казанского и Харьковского университетов. Первая часть книги состоит из трёх разделов. В первом авторы рассказывают о том, как в России формировалась университетская система. Так, если западные университеты исторически пользовались автономией от государства, то в России они в первую очередь были государственными учреждениями. Поэтому автономия учёных сообществ, как пишут Вишленкова, Галиуллина и Ильина, была скорее декларативной, чем фактической. Второй раздел посвящён тому, как профессора воспитывали студентов — а зачастую и надзирали за ними. А в третьем разделе авторы подробно рассматривают ценности и нравы профессорского сообщества — как оно относилось к научному знанию и профессиональной солидарности, свободе слова и бюрократическому контролю.
Большой интерес представляет и вторая часть «Русских профессоров» — в ней собраны документы из университетских архивов, иллюстрирующие тезисы авторов.
Кому будет полезно: преподавателям и руководителям в высшем образовании, исследователям образования, историкам и социологам.