Книжная полка: «Повседневная жизнь русской школы от монастырского учения до ЕГЭ»
Рассказываем о книге, полной интересных фактов, забавных историй и живых свидетельств о школьном образовании в минувшие эпохи.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Автор: Наталья Петрова.
Издательство: «Ломоносовъ».
Год выпуска: 2021.
Со времён средневековой Руси, когда образование считалось роскошью, а грамотность нужна была в основном для понимания богослужебных книг, многое изменилось. Как школьное образование трансформировалось от эпохи к эпохе, как эволюционировала роль учителя и менялись подходы к ученикам — этому посвятила свою книгу историк, писатель и педагог Наталья Петрова.
Хотя автор глубоко погрузилась в документы и хроники, эта книга — не сухой академический труд о развитии педагогики, а увлекательная история. Здесь много воспоминаний исторических лиц и описаний забавных случаев, а ещё рассказов из личного педагогического опыта автора, перекликающихся с событиями прошлого.
«Когда по приказу Петра I решили в 1723 году проверить знания столичных педагогов, то картина нарисовалась анекдотическая. Из семнадцати учителей на проверку прибыли девять, а из прибывших лишь двое — бывшие певчий и псаломщик — могли читать, правильно расставляя ударение, и писать, но при этом не знали грамматики. Ещё двое не знали ни грамматики, ни правописания, а трое путались даже в азбуке. И лишь двое отвечали всем требованиям, их и допустили к преподаванию, но обязали обзавестись учебником грамматики Смотрицкого».
«Повседневная жизнь русской школы»,
Наталья Петрова
Следуя хронологической последовательности, Наталья Петрова начинает повествование с того, как в старину детей учили «книжной премудрости».
Читатель может проследить, как в Российской империи церковное образование уступило место светскому, как учили в лицеях, гимназиях и земских школах. Отдельная глава посвящена развитию женского образования. Подойдя к истории XX века, автор рассматривает, как школы реформировали большевики, и проводит параллели между теми событиями и реформами образования наших дней. Завершается книга главой о том, как учителя и школьники переживали Великую Отечественную войну.
Стоит также обратить внимание на примечание с богатым списком источников — в нём читатель, который хочет глубже погрузиться в тему, найдёт не только научные работы, но также очерки и мемуары.
Кому будет полезно: всем, кто интересуется историей педагогики и нашей страны в целом.