Образование
#статьи

Книжная полка: «Педагогика поддержки», Нина Михайлова, Семён Юсфин и Наталья Касицина

Книга о том, как развивать у детей и подростков субъектность, которая поможет им реализоваться во взрослой жизни.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Педагогика поддержки: третье пространство образования». В двух книгах: «Книга 1. Приближения к теме. Четыре тактики» и «Книга 2. Ключевые слова. Опыты и модели».

Издательство: «Образовательные проекты».

Год выпуска: 2023.

Школа, выстроенная по классно-урочному подходу, предполагает, что все ученики в одно и то же время изучают один и тот же материал, в установленный срок должны освоить одну образовательную программу и сдать итоговый экзамен. Такой подход рассчитан на «среднего ученика» — но, как отмечает, например, Сергей Зайцев, доцент кафедры «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, «в классе нет такого ученика, а есть Петя, Маша, Вася и другие ребята со своими индивидуальными особенностями». 

О том, как учитывать эти особенности и помогать ребёнку развиваться как независимой, свободной личности, ещё в конце XX века писал учёный и педагог, член-корреспондент РАО Олег Газман. Он исходил из того, что в развитии ребёнка важен баланс двух противоположных процессов: социализации (то есть усвоения общепринятых норм, ценностей, способов поведения и деятельности) и индивидуализации (развития индивидуальности конкретного ребёнка).

По мнению Олега Газмана, обучение и воспитание, как две сферы образования, работают только на социализацию, передачу общих знаний и норм. Поэтому в образовательный процесс необходимо добавить третий аспект, который учёный назвал педагогикой поддержки. Её роль — способствовать самоопределению и развитию уникальности каждого ученика, при этом помогая ему успешно реализоваться в социуме.

Вместе с Олегом Газманом с 1990-х годов в этом направлении работали его коллеги и ученики, сотрудники Института педагогических инноваций, а позднее — Института психолого-педагогических проблем детства РАО Нина Михайлова, Семён Юсфин и Наталья Касицина. Идеи и методы педагогики поддержки, а также накопленный за три десятилетия опыт их внедрения в практику они обобщили в работе «Педагогика поддержки: третье пространство образования».

Педагогика поддержки обращена к развитию уникальности ребёнка, к закреплению его авторского отношения к жизни, к поддержке его самостоятельности и взросления. Она предполагает процесс совместного определения со школьником его интересов и способов преодоления тех проблем, что мешают сохранить своё человеческое достоинство или самостоятельно достичь желаемых результатов в различных сферах. В работе многих талантливых педагогов всегда незримо присутствовала эта составляющая. Но так ведь и движется история открытий в образовании. То, что совершалось выдающимися учителями в меру их личной интуиции, энергии, самоотверженности, вдохновения, — получает более прочную и общедоступную основу за счёт ясных средств анализа ситуаций, новых профессиональных инструментов, новых методов и тактик взаимодействия с детьми, смены образовательных регламентов, перемен в общественных ожиданиях.

«Педагогика поддержки»,
Нина Михайлова, Семён Юсфин, Наталья Касицина

«Педагогика поддержки» состоит из двух книг. Первая книга — теоретическая, начинается она с изложения сути этого педагогического подхода и его ключевых принципов.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Главным из принципов педагогики поддержки можно назвать отношение к ребёнку как к субъекту. Оно подразумевает, что у ребёнка есть пространство для принятия самостоятельных решений, он учится справляться с трудностями, понимать свои потребности и управлять собой, планировать и выстраивать свою деятельность. Педагог в этом подходе не воздействует на ученика, чтобы тот стал таким, «каким должен быть», а содействует ему, поддерживая своими знаниями и опытом. Эту позицию, по словам авторов книги, можно сформулировать так: «Я не знаю, как действовать тебе. То, что ты придумаешь, может быть, будет лучше для тебя и для твоего окружения. Попробуй! Я подстрахую и чему смогу — научу!»

Однако развитие субъектности ученика — это достаточно сложный процесс, и педагогу важно владеть разными тактиками взаимодействия с ребёнком, выбирая и комбинируя варианты под конкретную ситуацию. Авторы описывают четыре тактики:

  • Тактика защиты. Если активности ребёнка препятствуют внешние обстоятельства, непреодолимые для него, задача педагога — защитить достоинство и права ребёнка. Таким обстоятельством может быть, например, буллинг.
  • Тактика помощи. В ситуации, когда внешних препятствий для развития нет, важно помочь ребёнку поверить в свои силы, начать активно действовать в пределах своих возможностей. Это тактика для случаев, когда ребёнок испытывает страх неудачи, считает себя хуже других.
  • Тактика содействия. Ребёнку уже не мешают действовать внешние обстоятельства и внутренние убеждения, у него адекватная самооценка — и на этом этапе педагог создаёт пространство, в котором школьник учится ставить цели, принимать решения и делать ответственный выбор.
  • Тактика взаимодействия. Она подходит для ситуаций, когда ребёнок готов действовать согласно принятому им решению, но для реализации своего выбора ему необходима помощь педагога. В этом случае учитель даёт ученику возможность получить опыт планирования совместной деятельности, соблюдения договорённостей, разделения ответственности за результат.

Вторая книга начинается с основных вопросов, с которыми сталкивался коллектив педагогов под руководством Олега Газмана при создании модели педагогической поддержки, и с ответов, сформулированных учёными. Далее авторы рассказывают о том, как зародилась и развивалась эта модель, начиная с педагогических инноваций, введённых Олегом Газманом в пионерском лагере «Орлёнок» ещё в 1960-х. Затем идёт речь о превращении концепции в технологический алгоритм, реализуемый на практике. А после авторы делятся примерами применения педагогической поддержки в образовании.

Первые примеры — кейсы школ, в которых концепция была реализована в разных видах: с введением роли освобождённого классного воспитателя и созданием службы индивидуальных кураторов. Другие примеры относятся к практике педагогической поддержки в дополнительном образовании подростков и работе с выпускниками детских домов.

Кому будет полезно: педагогам и руководителям образовательных организаций.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована