Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#статьи

Книжная полка: «Единственный навык, который имеет значение», Джонатан Леви

Базовое руководство по самостоятельному обучению, которое стоит порекомендовать своим студентам или сотрудникам.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Единственный навык, который имеет значение. Как читать быстрее, больше запоминать и усваивать любые знания».

Оригинальное название: The Only Skill that Matters: The Proven Methodology to Read Faster, Remember More, and Become a SuperLearner.

Издательство: «Бомбора».

Год выпуска: 2023.

Предприниматель, преподаватель и спикер Джонатан Леви, назвавший свою книгу «Единственный навык, который имеет значение», имел в виду умение учиться в течение всей жизни — пожалуй, ключевой в XXI веке навык. Автор вёл на платформе Udemy популярные курсы на тему саморазвития и личной эффективности, которые прошло более 300 тысяч человек, а впоследствии основал свою онлайн-школу SuperHuman Academy.

Точнее будет сказать, что умение учиться — это целый набор навыков, которые нейропсихологи относят к метапознанию, то есть к способности человека осознавать собственные мыслительные процессы и управлять ими. Обладающий развитым умением учиться человек понимает особенности работы своего внимания и памяти, знает, в каких условиях он лучше всего учится, ставит для себя образовательные цели, планирует путь к ним, контролирует процесс обучения и оценивает его результат.

В книге Джонатан Леви делится своим подходом к самообразованию, который называет методикой «суперобучения». Ничего революционного автор не предлагает — только проверенные временем стратегии и приёмы, основанные на широко признанных теориях педагогики и андрагогики, а также на открытиях нейронаук.

Так, в основе «суперобучения» лежат ключевые принципы обучения взрослых, сформулированные Малкольмом Ноулзом, — фокус на практике и решении реальных задач и проблем, с которыми сталкивается учащийся, надстройка новых знаний и навыков на ранее приобретённый опыт, активная роль взрослого ученика в учебном процессе и возможность делать самостоятельный выбор касательно формата и темпа обучения, уровня погружения в ту или иную тему.

Объяснив основы, Джонатан Леви уделяет много внимания подготовке к обучению — по его справедливому замечанию, она необходима, чтобы учёба действительно принесла пользу, а не стала бессмысленной тратой времени (и нередко — денег). Чтобы планировать и структурировать обучение, автор предлагает ответить на ряд вопросов, например, о том, для чего человеку учиться, как и когда он планирует применять новые знания или навыки, что самое важное необходимо изучить, чтобы достичь поставленных целей, какое расписание подойдёт ему лучше всего, как учащийся будет отслеживать прогресс и что он предпримет, если учёба пойдёт не по плану.

В следующих главах Леви приводит мнемонические приёмы, такие как визуализация и метод локусов (его ещё называют «дворцом памяти»), которые помогают запоминать большие объёмы информации. Эффективность этих техник объясняется особенностями человеческого мозга. Как объясняет автор теории двойного кодирования Аллан Пайвио, если связать абстрактную информацию (например, дату, имя или слово на незнакомом языке) с конкретным образом, мысленной картинкой, то такую информацию будет проще запомнить и извлечь из памяти при необходимости.

Значительная часть книги посвящена технике скорочтения. При этом автор предостерегает от стремления как можно сильнее увеличить количество прочитанных слов в минуту — ведь важнее всего понять и усвоить информацию. Поэтому Леви тоже рекомендует начинать с подготовки — предварительного чтения, позволяющего представить себе структуру текста и «выловить» ключевые слова, — а затем сформулировать вопросы, которые помогут сфокусироваться на самом важном.

Фото: Rawpixel / iStock

Также автор рассуждает о том, как полезно расширять кругозор, постоянно приобретать новый опыт и знания из самых разных областей, переключаться между разными предметами, темами и источниками. Этот подход Леви называет «перекрёстным опылением», и он основан на ключевом понятии из когнитивных наук — схемах.

Суть в том, что человеческий мозг составляет из полученной информации ментальные схемы — связанные между собой понятия, образы, воспоминания. И чем больше таких схем сформировал мозг, чем больше связей между ними и внутри них, тем легче запоминается новая информация (и тем легче извлекается, когда в ней возникает потребность).

«Призадумайтесь обо всех освоенных вами в жизни вещах — вряд ли у вас получилось овладеть чем-то, просто прочитав одну книгу или посетив одну лекцию. Так происходит потому, что при первом столкновении с новой идеей ваш мозг всё ещё имеет смутное понимание о том, как втиснуть свежую информацию в систему вашего мировоззрения. По сути, ранее у вас не было никаких знаний, к которым можно было бы пристроить только что полученные сведения. Вы хватаетесь за каждую соломинку, пытаясь найти способы привязать новую информацию к тому, что вы уже знаете. Но со временем, после неоднократного и более тесного соприкосновения с темой ваш мозг выстраивает цельную картину, добавляя с каждым разом в неё всё больше деталей. Теперь он может присоединять всё новые биты информации к массиву знаний, создавая более стойкие нейронные связи в мозгу и тем самым обеспечивая более полное понимание предмета».

«Единственный навык, который имеет значение», Джонатан Леви

Завершается книга советами по закреплению изученного, тоже основанными на научных представлениях о работе мозга. Например, автор рекомендует применять интервальное повторение, а также приём «объясни другому» — и польза обеих практик доказана экспериментально.

Книга написана лёгким языком, содержит подробные объяснения всех затрагиваемых концепций и примеры из личного опыта автора. Поэтому её стоит взять на заметку тьюторам, преподавателям и авторам онлайн-курсов, чтобы рекомендовать студентам, которые хотят учиться эффективнее. Также она может стать полезным пополнением для корпоративной библиотеки.

Кому будет полезно: всем, кто занимается самообразованием.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована