Образование
#статьи

Книжная новинка: «Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов»

Рассказываем о результатах исследования, где работают и сколько получают выпускники университетов.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Полное название: «Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования».

Авторы: Вера Мальцева и Наталья Розенфельд.

Издательство: НИУ ВШЭ.

Год выпуска: 2022.

В своей идеальной форме образовательно-карьерный маршрут человека выглядит так: выпускник школы поступает в университет, оканчивает вуз, устраивается на работу по специальности. Однако в реальности, как отмечают исследователи Института образования НИУ ВШЭ Вера Мальцева и Наталья Розенфельд, эти траектории далеко не такие линейные.

Чтобы выяснить, как эти маршруты выглядят на практике, Мальцева и Розенфельд проанализировали данные исследования траекторий девятиклассников из 2012 года, которые к 2020 году получили высшее образование. Это помогло исследовательницам ответить на три вопроса:

  • Каковы образовательно-карьерные маршруты недавних выпускников российских вузов, чем они отличаются друг от друга?
  • Какие траектории более успешны и устойчивы?
  • Какие характеристики могут быть связаны с нахождением в том или ином паттерне?

Авторы выявили девять существующих паттернов по нескольким особенностям: продолжению учёбы в магистратуре, совмещению учёбы и работы, продолжительности работы, длительности нахождения в прекариальном положении (то есть в состоянии временной занятости, неактивности или безработицы).

Результаты исследования могут быть полезны в информировании политики в области образования и молодёжной занятости, фокусировке политики на снижении неравенства и повышении доступа к высшему образованию, также они могут быть интересны широкому кругу читателей в университетском сообществе, самим выпускникам и студентам, помогая им понимать разнообразие возможных образовательно-карьерных маршрутов и потенциальные сложности на этом пути, особенно в контексте новых вызовов для молодёжного рынка труда в условиях пандемии.

Вера Мальцева и Наталья Розенфельд,
«Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования»

Так, авторы работы выяснили, что большинство студентов совмещает учёбу и работу. Однако и те, кто не работал до окончания бакалавриата, в целом могут после выпуска устроиться на постоянную должность. А вот если студент не работал ни во время учёбы в бакалавриате, ни в магистратуре, то у него возрастают риски оказаться в положении безработного.

Вера Мальцева и Наталья Розенфельд отметили также проявления социально-экономического неравенства: более высокий уровень образования (а следовательно, и более высокий заработок в будущем) чаще свойственен людям из ресурсных семей. Гендерные различия тоже присутствуют: фактический уровень образования многих девушек оказался ниже желаемого уровня, который они отмечали себе в 2013 году. Тогда как у юношей ситуация обратная: многие из тех, кто после бакалавриата не планировал учиться дальше, в итоге окончили магистратуру.

Кому будет полезно: исследователям высшего образования, специалистам по молодёжной занятости, руководителям вузов.


Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована