Книжная новинка: «Искусственный интеллект в образовании», Уэйн Холмс и другие
О том, чему и как учить в эпоху ИИ.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Искусственный интеллект в образовании. Перспективы и проблемы для преподавания и обучения».
Оригинальное название: Artificial Intelligence In Education: Promises and Implications for Teaching and Learning.
Авторы: Уэйн Холмс, Майя Бялик и Чарльз Фейдл.
Издательство: «Альпина PRO».
Год выпуска: 2022.
Искусственный интеллект и его применение в самых разных индустриях и сферах жизни человека — горячая тема для обсуждения. В передовых школах и вузах ИИ уже сейчас выполняет задачи, связанные со сбором и анализом данных. И судя по всему, эта технология будет играть всё большую роль в трансформации образования.
Что это значит для тех, кто учит и учится, и для всей системы образования в целом? Способен ли искусственный интеллект заменить живого педагога? Чему учить детей и взрослых в мире, где алгоритмы успешно захватывают всё больше профессий? Этим и другим вопросам посвятили свою книгу исследователи инноваций в образовании Уэйн Холмс, Майя Бялик и Чарльз Фейдл.
«Искусственный интеллект в образовании» состоит из двух частей. В первой части под названием «Чему нужно учиться? Влияние ИИ на учебную программу» авторы рассматривают, как должно измениться содержание образования в цифровую эпоху. По их мнению, в освоении предметных знаний стоит ограничиться базовым объёмом и ключевыми понятиями. Исследователи считают, что для жизни в быстро меняющемся мире универсальные и метакогнитивные компетенции, гибкие навыки и личностные качества гораздо важнее, чем глубокие знания биологии, математики или литературы.
«Чтобы сделать материал более актуальным в быстро изменяющемся мире и обществе, его необходимо модернизировать в двух направлениях.
Во-первых, в учебный план следует добавить важнейшие современные дисциплины (инженерия, наука о здоровье, социология и т. д.), которых там не было раньше, и определиться, какие части нынешнего учебного плана ради этого нужно убрать на второй план или удалить.
Во-вторых, требуется модернизировать способ преподавания дисциплин (традиционных и современных). Например, педагогическое понятие „перевёрнутого учебного курса“ основано как раз на том, что технологии могут кардинально изменить структуру обучения.
<...> Помимо этих практических целей, как правило, учащиеся должны познакомиться с областями за рамками их специализации, чтобы быть способными участвовать в общественной жизни, развить многогранное чувство личной значимости и связи с другими».
«Искусственный интеллект в образовании»,
Уэйн Холмс, Майя Бялик и Чарльз Фейдл
Авторы дают успокаивающий прогноз для тех, кто опасается, что скоро роботы заменят человеческий труд во всех сферах. Согласно исследованиям, проводившимся с шестидесятых годов до нашего времени, автоматизация больше всего затронула типовые ручные (вроде работы на конвейере) и типовые когнитивные (например, подготовку документов) задачи. А вот объём работ, связанных с нетиповыми когнитивными и межличностными задачами, со временем лишь увеличился — потому что их эффективно выполняет лишь человек.
Во втором разделе авторы рассказывают, как развивался ИИ, в каких формах он применяется в образовании сейчас и как может повлиять на индивидуализацию обучения и систему оценок. Читатель узнает об интеллектуальных системах обучения, обучающих системах на основе диалога, исследовательских средах и автоматическом оценивании письма. Также Холмс, Бялик и Фейдл делают предварительные выводы и дают прогнозы социальных последствий использования ИИ в образовании.
Большой интерес представляет и приложение. Целую главу для него написали специалисты из Университета 2035. Они поделились своими разработками и практическим опытом в применении искусственного интеллекта в российском образовании.
Кому будет полезно: учителям, преподавателям и методистам, а также руководителям в образовании и всем, кто интересуется инновационными технологиями в этой сфере.
Читайте также:
- Как искусственный интеллект повлияет на подход к образованию
- Разработаны рекомендации по использованию ИИ в образовании
- Создана программа, проверяющая эссе на английском языке эффективнее учителя
- Разработана нейросеть, которая умеет предсказывать результаты ЕГЭ
- 5 возможностей, которые большие данные открывают высшему образованию