Образование
#статьи

Какой учебный график — идеальный: начало уроков, длительность учебной недели и так далее

Какие подсказки об оптимальном графике занятий для школьников дают научные исследования на эту тему?

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

«Итак, ничего другого не требует искусство обучения, как искусного распределения времени, предметов и способов обучения», — писал в XVII веке отец педагогики Ян Амос Коменский. Интересно, что искусное распределение времени обучения он поставил в этом списке на первое место. Как именно следует распределять время, сам Коменский рассуждал чисто логически, но за прошедшие столетия, особенно в наше время, наверное, должны были появиться научные доказательства относительно того, какой учебный график — действительно оптимальный?

Оказывается, на деле тут всё неоднозначно, но есть интересные находки.

В какое время лучше начинать уроки?

Спойлер: около 10 утра.

По всему миру дети начинают уроки в разное время: в промежутке между 07:00 и 09:30. Привычная практика начинать занятия в школах ранним утром связана, скорее всего, с тем, что так удобнее для родителей — им ведь нужно привести ребёнка в школу (если речь о младшеклассниках) и успеть к началу собственного рабочего дня.

Но насколько это удобно самим детям, есть большие сомнения — ведь для успешной учёбы нужно соблюдать гигиену сна, да и вообще беречь своё здоровье, а сон на него очень влияет. Кое-где сон школьников вызывает беспокойство даже на государственном уровне: например, в Китае в 2021 году школы решили оценивать по качеству сна учеников — недосып стал буквально национальной проблемой.

Ряд исследований показывает, что вообще-то стоит перенести начало школьных уроков на более позднее время.

Например, интересный эксперимент провели в Англии в одной из государственных школ, где учились подростки с 13 до 16 лет. Длился эксперимент четыре года — с 2010-го по 2014-й (результаты опубликовали в 2015-м). В первый год школьники начинали учёбу с 08:50, затем два года учились с 10:00, а в последний год эксперимента вновь вернулись к началу уроков в 08:50. Авторы исследования проверяли, как разные графики повлияют на успеваемость подростков и частоту их заболеваемости в течение учебного года. Эти данные сравнивали с показателями других государственных британских школ и с данными по стране в целом.

Оказалось, что в первый же год перехода на более позднее время начала учебного дня школьники стали значительно реже болеть, а успеваемость в среднем по школе улучшилась. Когда вернулись к занятиям с 08:50, эти улучшения исчезли.

Исследователи пришли к выводу, что начинать учебный день стоит хотя бы после 9 утра. Они уверены, что эффект будет заметен очень быстро (как высказались авторы исследования — «буквально на следующее утро»).

Это далеко не единственное исследование, демонстрирующее преимущества более позднего начала школьного дня. Аналогичные данные есть и по студентам. Исследователи из Сингапура, например, выяснили, что начало занятий в 8 утра негативно сказывается на успеваемости студентов, к тому же утренние пары гораздо чаще пропускают, чем дневные (конечно, ради того, чтобы подольше поспать). Так что учёные порекомендовали не начинать лекции рано — лучше уж пусть все высыпаются и приходят на учёбу отдохнувшими.

Фото: Shadow of light / Shutterstock

Ещё один любопытный нюанс: оказывается, важно и то, какие предметы ставить в расписании первыми. Так, исследователь из Университета штата Миннесота в 2016 году проанализировал данные школ Лос-Анджелеса и обнаружил, что средний балл по некоторым предметам (например, по математике) выше у тех детей, кто учится утром, по сравнению со сверстниками, которые занимаются после полудня. Например, если школьники занимались математикой на первых двух уроках, то их средний балл и результаты тестов выше, чем у тех, чьи занятия выпадали на последние два урока.

Автор предположил, что к середине учебного дня и педагоги, и учащиеся элементарно устают, поэтому качество преподавания и восприятия снижается. Он предложил простое решение: более важные предметы лучше ставить на утро, а менее важные оставить на вторую половину дня. Но очевидно, что этот принцип нереально соблюсти в большой школе, где несколько параллельных классов, а учителей-предметников немного.

Естественно, время начала занятий влияет не только на учащихся, но и на педагогов — это показало исследование, опубликованное специалистами из Университета штата Миннесота в 2022 году. Авторы работы в течение трёх лет проводили опрос среди 1800 учителей начальной, средней и старшей школы в одном из городов штата Колорадо после того, как по штату время начала занятий сдвинули на 60–70 минут — например, с 07:10 на 08:20 для учителей старшей школы. Учителя заметили, что стали чувствовать себя лучше. Остаётся предположить, что если бы время начала занятий передвинули ещё дальше — на 9 или 10 утра — то самочувствие учителей улучшилось бы ещё больше 🙂

Какова идеальная длительность учебной недели — 5 или 6 дней? А может, 4?

Спойлер: скорее всего — стандартная пятидневка.

Самый распространённый вариант в мире — обучение в течение пяти или шести дней в неделю. При этом исследований, которые говорили об однозначной пользе такого общепринятого графика, в целом нет. Кое-где уже экспериментируют с четырёхдневкой.

Пяти-шестидневная учёба: плюсы и минусы

Считается, что шестидневная неделя потенциально позволяет лучше распределить нагрузку на детей благодаря тому, что в течение каждого дня будет меньше уроков, чем при пятидневке. С другой стороны, возможно, полноценный отдых от учёбы в течение двух дней — это лучше, чем один, ведь разгружать голову от умственной нагрузки тоже нужно.

Научных работ о пользе именно шестидневной недели мало. Например, есть исследование, где утверждается, что такой график позволяет лучше учиться и запоминать информацию.

Фото: nikkimeel / Shutterstock

В 2021 году было опубликовано любопытное исследование специалистов из Национального университета Сеула об изменении графика работы школ Южной Кореи: там с 2006-го в течение нескольких лет переходили с шестидневной на пятидневную учебную неделю. Связана такая реформа была с перегруженностью учеников (да и родителей, которые тоже работали шесть дней в неделю).

Исследователи решили выяснить, на что в итоге школьники потратили дополнительный выходной: оказалось, что на сон, видеоигры и телевизор — типичный ребячий набор. Но кто-то, конечно, уделял в этот день время и внешкольным учебным занятиям. Только касалось это в основном ребят из финансово благополучных, образованных семей. И получается, что благодаря этим дополнительным занятиям они имеют возможность обогнать в учебных успехах своих ровесников из менее благополучных семей, которые дополнительный выходной посвящают исключительно отдыху и развлечениям. Следовательно, пятидневка усиливает образовательное неравенство, и в этом её минус.

Однако исследователи нашли у пятидневки и значительные плюсы: школьники получили чуть более расслабленный режим, а родители стали уделять больше времени семье. Правда, подчеркнём: речь шла о стране со своей рабочей и учебной культурой — то есть об очень требовательной и высококонкурентной среде. То, что благодаря изменению режима занятий удалось хотя бы немного её смягчить, оказало благотворное влияние.

Четырёхдневная учебная неделя: плюсы и минусы

Кое-где в Соединённых Штатах занятия в школах проходят по сокращённому четырёхдневному графику. Изначально такое решение было принято ради удобства детей, живущих в сельской местности далеко от школы. Хотя школьный день при таком графике получается длиннее, чем при пятидневке, зато по пятницам можно избежать изнуряющего пути в школу и обратно. А после пандемии коронавируса всё больше обычных городских школ и школьных округов США стали переходить на четырёхдневный режим работы. К концу 2023 года на него перешли почти 900 школьных округов из 13 тысяч.

Причин для введения четырёхдневки несколько:

  • Экономия. Считается, что четырёхдневная учебная неделя позволяет школьным округам более гибко подходить к распределению бюджета и сокращать затраты (например, на отопление зданий или транспорт для школьников). Правда, исследования не подтверждают, что это такая уж эффективная мера — дополнительный выходной незначительно влияет на расходы.
  • Поддержка учителей. Дополнительный день, свободный от проведения уроков, позволяет учителям, во-первых, немного передохнуть, а во-вторых, заняться другими делами: повышением квалификации, подготовкой к занятиям, бумажной работой. Исследование, проведённое в американском штате Миссури ещё в 2015 году (там на четырёхдневку ряд школ перешёл с 2009 года) показало: учителя такой график поддерживают и считают, что работают в нём так же продуктивно, как при пятидневке. Опрос центра EdWeek в 2024-м показал, что его поддерживают 70% учителей. Причём около двух третей всех опрошенных заявили, что охотнее приняли бы предложение о работе в школе, где учатся четыре дня в неделю.
  • Попытка улучшить посещаемость (то есть уменьшить число прогулов). Конечно, речь идёт в основном о случаях, когда школьники живут достаточно далеко от места, где они учатся. Стоит сказать, что успехи здесь тоже неоднозначные. В целом опросы показывают, что большинство школьников проводят лишний выходной дома, хотя в ряде случаев для них организуют дополнительные активности, в том числе работу спортивных секций и кружков.

Конечно, сразу возникает вопрос: как такой график влияет на успехи в учёбе? Увы, однозначного ответа нет: например, одно из самых упоминаемых исследований по этой теме провели в штате Колорадо в 2015 году. Тогда исследователи пришли к выводу, что четырёхдневка позитивно повлияла на оценки по математике и чтению среди пятиклассников. Однако результаты до сих пор вызывают споры: в 2024-м году ряд исследователей продолжают критиковать такой график, а практики, наоборот, его отстаивают.

Фото: WorldStockStudio / Shutterstock

Есть исследования, которые показали другие результаты. Например, анализ тестов по тем же математике и чтению среди учеников 3–8-х классов в штате Орегон в 2018 году продемонстрировал, что отметки ребят после перехода на четырёхдневку ухудшились. А в исследовании по данным штата Оклахома в 2020 году авторы пришли к выводу, что никаких особых изменений в успеваемости не произошло.

Почему же такая разница в результатах? Дело в том, что четырёхдневный график не унифицирован и может быть организован по-разному. То есть в одной школе не сокращают программу, а просто переносят уроки с пятницы на другие дни, а в другой облегчают саму учебную программу, чтобы она требовала меньшего количества часов, либо проходят её интенсивнее, за меньшее количество времени. По крайней мере, это предположение высказала группа специалистов из Университета штата Орегон. Установлено, что если при введении четырёхдневки общее количество часов в школе снижается, то это негативно сказывается на успеваемости. А если общее количество часов остаётся достаточно большим, то негативный эффект сокращённой недели снижается.

Однако сравнительное исследование, в котором анализировали учебные успехи школьников Южной Дакоты, выявило, что школы на пятидневке по большинству показателей всё-таки превосходят четырёхдневные: в первых оказалась более заметная доля ребят, которые занимаются на продвинутом уровне и получают лучшие отметки.

Есть и ещё один специфический аргумент не в пользу четырёхдневного графика — рост преступности. В 2018 году исследователи проанализировали статистику преступлений в штате Колорадо среди молодёжи из четырёхдневных школ. Оказалось, что с введением такого графика преступность выросла на 20% (в основном это касалось краж, ограблений). Можно предположить, что в школах из экономически и социально неблагополучных районов четырёхдневку стоит вводить лишь при условии хорошей организации внешкольной занятости подростков.

Сколько должны длиться уроки и перемены?

Спойлер: зависит от множества факторов, но главное — чтобы у детей было время отдохнуть и перекусить.

Сколько должен длиться урок? На этот вопрос тоже нет убедительного ответа. Российские учёные утверждают, что «хрестоматийная» 45-минутная продолжительность — оптимальная. Но проблема в том, что на оптимальную длительность влияет множество факторов. Это хорошо суммировал в своей колонке «Лучшая длительность уроков» британский педагог и популяризатор нейронаук для учителей Эндрю Уотсон:

Фото: BearFotos / Shutterstock

«Я думаю, что исследования не могут ответить на этот вопрос просто потому, что не могут. Нет ни одного правильного ответа. Если вы обучаете второклассников, семиклассников или одиннадцатиклассников, вы, вероятно, обнаружите, что [для разных возрастных групп] разная продолжительность времени работает лучше. Если вы преподаёте в культурах, которые прививают терпение и концентрацию, более длительные занятия будут работать лучше, чем в культурах с более быстрым темпом».

К этому списку значимых для выбора продолжительности урока факторов Уотсон добавляет и количество учеников в классе, и опыт учителя, и время начала занятий — с учётом такого многообразия трудно найти универсальную идеальную продолжительность.

Соответственно, наилучшую длительность перемен тоже установить трудно — это тоже может зависеть от возраста и других факторов. Но вот насчёт большой обеденной перемены исследователи единодушны.

Большая обеденная перемена должна длиться больше 20 минут, к такому выводу пришли, например, и американские, и британские учёные. Связано это со здоровьем детей: они просто не успевают полноценно пообедать или даже перекусить за короткий промежуток времени (учитывая, что за те же 20 минут им нужно дойти до столовой, постоять в очереди за едой, поесть и успеть на следующий урок).

Ещё один единодушный вывод исследователей: у детей нельзя забирать перемены. Свободные промежутки времени между уроками, пусть даже совсем короткие, обязательно должны быть. Помните сакраментальное «звонок не для вас, звонок для учителя»?

Так, китайские исследователи давно бьют тревогу из-за того, что в школах по всей стране детей лишают положенного перерыва, потому что педагоги предпочитают потратить лишние десять минут на продолжение урока.

Другой тревожный тренд обнаружили в Великобритании: в Университетском колледже Лондона в 2019 году посчитали, что за последние 20 лет перемены в британских школах стали значительно короче. Так, пяти-семилетние дети потеряли в сумме 45 минут перерыва в неделю, а подростки 11–16 лет — в сумме 65 минут. Это учёных встревожило: они отмечают, что именно на переменах у детей есть возможность развить коммуникативные и социальные навыки, а ещё проявить хотя бы немного физической активности. Чем меньше и реже перемены, тем хуже для детей, отмечают они.

Нужны ли длинные каникулы?

Спойлер: лучше каникулы покороче, но регулярные.

Споры о том, есть ли польза от длинных летних каникул, ведутся довольно давно. Например, в России в 2023 году Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС предлагал отказаться от этой давно устаревшей практики (напомним, что за появление летних каникул мы можем поблагодарить сельское хозяйство, хотя большинство современных школьников не имеют к нему никакого отношения).

Российские школьники отдыхают летом дольше, чем большинство их сверстников по всему миру. Согласно отчёту Организации экономического сотрудничества и развития за 2021 год, только в России, Латвии и Чили летние каникулы длятся 13,2 недели (правда, при этом в Чили отдых положен школьникам лишь два раза в год, и вторые каникулы там длятся две недели). В остальных странах продолжительность каникул меньше.

Схожую с российской инициативу уже высказали и в Уэльсе — там посчитали, что длинные каникулы устарели и неудобны для родителей, поскольку они не могут оставлять детей без присмотра на долгий срок. Авторы этой идеи предложили равномерно перераспределить время отдыха, увеличив короткие каникулы в течение года.

Учёные считают, что длинные каникулы негативно сказываются и на эффективности обучения: дети просто забывают пройденный материал, который потом приходится повторять (по некоторым подсчётам, по объёму они забывают до месяца пройденного материала!). Одну интересную и парадоксальную деталь заметила исследовательница из американской организации NWEA (занимается разработкой учебных тестов): больше всего знаний за время каникул теряют те дети, которые выучили больше всех в течение года.

В качестве альтернативы в США, например, придумали круглогодичные школы (year-round schools). Каникулы там организуют каждые два-три месяца, но без долгого летнего перерыва. Такой график обычно предполагает два варианта: первый — когда все ученики школы занимаются по одному графику, второй — когда дети учатся буквально по очереди (то есть сначала одна группа детей учится, а другая отдыхает, а потом они меняются). Второй вариант ещё позволяет обеспечить обучение большого числа учащихся в не очень крупном здании.

К слову, схожая система действует в ряде американских колледжей, где программу бакалавриата можно пройти за 2,5 года. Правда, там такую практику внедрили не потому, что студенты много забывают за время отдыха, а потому что для них такой график позволяет сократить общее время обучения, и благодаря этому стоимость обходится дешевле. При такой системе год поделён на три периода с небольшими перерывами, а летних каникул просто нет.

Как и в случае с четырёхдневной рабочей неделей, данные о вреде и пользе такого альтернативного графика неоднозначны. Например, один метаанализ научных работ по этой теме показал, что школьники улучшают свои отметки, однако исследователи высказывают сомнения в объективности представленных данных.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована