Образование
#статьи

Какие виды грамотности существуют

Чтобы быть грамотным, сегодня уже недостаточно уметь только читать и писать.

Иллюстрация: Stefamerpik / Freepik / Pressfoto / Freepik / Crizzy Studio / Shutterstock / Annie для Skillbox Media

Новые виды грамотности, кажется, появляются каждый год. Только в действующих ФГОС для основного общего образования (5–9-е классы) упоминаются пять: функциональная, финансовая, экологическая, химическая и изобразительная (её, правда, в тексте документа называют «грамотой»). А ведь есть ещё грамотность в области информационных технологий, в области здоровья, медиаграмотность…

«Главная» во всём этом многообразии грамотность — конечно, функциональная. В образовательном стандарте есть такое её определение:

«Способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности».

Подробнее о том, что значит быть функционально грамотным, мы уже рассказывали. А из этой статьи вы узнаете о других видах грамотности.

Какие бывают виды грамотности

Кроме функциональной, сегодня часто призывают развивать следующие виды грамотности.

  • Читательская грамотность — способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Подробнее об этом понятии читайте здесь.
  • Математическая — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений.
  • Цифровая (компьютерная, в области ИКТ) — способность использовать цифровые технологии для работы с информацией.
  • Коммуникативная — умение выстраивать общение.
  • Информационная (медиаграмотность) позволяет находить, оценивать, систематизировать и использовать информацию в различных видах медиа.
  • Естественно-научная — способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и готовность интересоваться естественно-научными идеями. Подразумевает умение научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
  • Финансовая подразумевает знание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
  • Грамотность в области здоровья — знания и навыки, связанные с правильным питанием, режимом труда и отдыха, гигиеной и профилактикой заболеваний.

И это далеко не полный список — некоторые исследователи насчитывают до 50 новых видов грамотности. Например, ещё выделяют правовую и физическую, культурную и экологическую, гражданскую и предпринимательскую грамотность.

Уровень развития грамотности нескольких видов измеряют в рамках международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment). Наряду с читательскими навыками у его участников обычно проверяют математическую, естественно-научную, компьютерную грамотность. Для оценки навыков и знаний по некоторым другим видам грамотности тоже есть отдельные тесты, но ещё больше тестов находится в разработке. Например, на ежегодной конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) в 2022 году разные команды исследователей-психометриков представили тесты для оценки грамотности в области здоровья и городской грамотности у школьников.

Фото: Ground Picture / Shuterstock

Какие виды грамотности самые важные

Получается, чтобы сегодня называться просто грамотным человеком, нужно овладеть как минимум десятком разных видов грамотности? Не совсем так. Виды грамотности можно разделить на более и менее универсальные.

Уже по списку видно, что некоторые из них касаются многих сфер жизни — например, такова фундаментальная для любой деятельности читательская грамотность. А другие виды более узкие и сосредоточены на конкретных областях — на здоровье, управлении финансами и так далее. Такие виды, как городская грамотность, вообще ограничены рамками одного города: для жизни в Москве и в Пекине явно нужны разные знания и навыки.

Авторы международного исследования, результатом которого стал доклад «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности», считают, что слово «грамотность» используется сегодня слишком часто. Да, современному человеку необходимо разбираться в финансовых инструментах и отличать фейки от добросовестных новостных сообщений. Но приравнивать эти важные умения к базовым навыкам чтения и счёта всё-таки не стоит.

Чтобы преодолеть путаницу, исследователи предлагают разделить инструментальную и предметную грамотность.

Инструментальная ближе всего по смыслу к понятию «функциональная грамотность». Это необходимые для функционирования в обществе навыки использования различных знаковых систем. Каких именно?

Поскольку жизнь в современном мире предполагает общение и работу не только очно, но и в онлайн-среде, а также взаимодействие с машинами, к этим знаковым системам относят не только письменность на разных языках, но и математические символы и языки программирования. А чтобы ими пользоваться, нужно ещё и владеть различными инструментами коммуникации.

Фактически инструментальная грамотность — это чтение, письмо и счёт в трансформированных цифрой условиях. К частным случаям инструментальной грамотности авторы относят грамотность в области данных, медиа, информационных технологий.

А большинство остальных видов грамотности эксперты отнесли к предметной или дисциплинарной разновидности. Без практических знаний в области финансов, медиа, здоровья жизнь современного человека тоже затруднена. Но это не универсальные умения. Потому в докладе их называют «грамотностями» в кавычках.

Инструментальная грамотность означает, что человек знает, как что-то сделать (найти и проверить информацию или составить маршрут). Предметные грамотности чаще подразумевают формулу «знаю, что…».

Количество таких необходимых для жизни знаний только растёт, и их изучение внедряется в школах по всему миру, в том числе и в России — как правило, в рамках существующих дисциплин. Стоит ли каждый новый вид важных предметных знаний называть «грамотностью» — покажет время.

Научитесь: Soft Skills for Hard Times Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована