Образование Корп. обучение
#статьи

Какие установки мешают людям учиться и можно ли их изменить

Эффективность учёбы часто зависит от убеждений — а методистам и тренерам важно знать, как с ними работать.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Во многом результаты обучения взрослых определяются тем, с какими установками пришли участники: например, курс может быть прекрасным, а люди всё равно ничего не выносят из пройденного. Именно поэтому установки важно учитывать в проектировании, причём на самых первых этапах — понимание опыта и состояния человека поможет сделать обучение эффективнее.

Как установки формируются, какими они бывают и что с ними могут сделать те, кто работает в образовании, — разберём в этой статье.

Светлана Полякова

Методолог, бизнес-тренер, психолог и соосновательница творческого пространства для развития специалистов по обучению Nova Academy.

Статья подготовлена на основе вебинара Nova Academy «Как установки и убеждения влияют на внимание и обучение».

Как формируются установки и какими они бывают

Установка — это неосознанное психологическое состояние готовности человека действовать определённым способом в той или иной ситуации. Формируется она на основе опыта, когда результаты какого-то действия или взаимодействия мы переносим на разные последующие события в нашей жизни. Влияют на формирование установок среда и окружение, начиная с детства и заканчивая текущим днём.

Часть установок — поддерживающие: они дают человеку силы, смелость, энергию, помогают в выполнении задач. Примером здесь может быть уверенность в ответственности за результат своей работы или в том, что нельзя стесняться просить о помощи. Бывают и вредные для человека установки, их называют ограничивающими — предположим, уверенность в том, что нельзя возражать начальству или в целом более авторитетным людям, или что нехорошо признаваться в том, что чего-то не понял. Это, предсказуемо, будет мешать и в работе, и в учёбе. Для специалистов в сфере обучения понимать разницу между этими установками очень важно. Её хорошо иллюстрирует пример знаменитого математика Джорджа Данцига.

Будучи студентом, Данциг однажды опоздал на занятие и, увидев на доске уравнения, принял их за домашнее задание. Математик записал их, решил и принёс свои ответы преподавателю. Оказалось, что он справился со статистическими задачами, которые признал нерешаемыми сам Альберт Эйнштейн. Преподаватель просто демонстрировал их в качестве примера на занятии, на которое Данциг опоздал. Чем так характерна эта история? Никто из других студентов и даже учёных не пытался решить эти задачи, раз уж такое светило науки, как Эйнштейн, с ним не справился. А пропустивший эту информацию человек смог с ними разобраться — просто потому, что у него не было ограничивающих установок.

Этот пример хорошо демонстрирует, что мы можем убрать ограничивающие установки, а поддерживающие, наоборот, сформировать — и так повлиять на результаты, которых способны достичь учащиеся.

Кадр: фильм «Писатели свободы» / Paramount Pictures

Правда, сработает это не со всеми установками, поэтому важно понимать, где стоит приложить максимум старания, а где усилия будут тщетны. Для этого нужно понимать разницу между двумя типами установок — глубинными и приобретёнными.

Глубинные установки

Глубинные установки появляются в детстве и зависят от того, в какой среде человек вырос и сформировался. Направлены они на себя либо на других людей и представляют собой:

  • Неуверенность — например, человек может думать, что он недостаточно умён, недостоин чего-то.
  • Жертвенность — когда человека научили, что сначала он должен помочь другим или сделать что-то для них, прежде чем помочь себе, быть альтруистом.
  • Чувство вины — то, с чем люди сталкиваются постоянно. Например, в детстве вы могли случайно разбить чашку и получить нагоняй от родителей — вы, может, об этом уже и не вспомните, а установка, чувство вины даже за случайные вещи, в которых вы никак не виноваты, останется и будет «всплывать» во взрослом возрасте.
  • Воспитание — это когда хорошие манеры удерживают человека от того, что помогло бы ему расти и развиваться. Например, его приучили, что быть навязчивым нехорошо, потому что это мешает другим, а потом он стесняется обратиться к коллегам даже с элементарной просьбой, чтобы не показаться назойливым.
  • Лотерейная ментальность — тот случай, когда человеку кажется, что всё придёт к нему само по себе, на блюдечке с голубой каёмочкой. Часто лотерейную ментальность принимают за лень, но на самом деле это просто глубокое убеждение, что достижения не требуют каких-то особенных действий.

С глубинными установками невозможно работать массово — то есть на уровне организации или, например, учебного курса вы не сможете их побороть. Это ошибка, которую порой допускают бизнес-тренеры: они честно пытаются что-то с такими убеждениями делать в рамках тренинга или занятия. Их усилия зачастую тщетны, ведь у этих установок очень глубокие корни — работа с ними должна быть индивидуальна, требует тщательного разбора, так что справиться с ней могут только профессионалы.

Приобретённые установки

Приобретённые установки — это установки опыта, те, что люди получают уже во взрослом возрасте. Их хорошо описывают фразы, которые мы регулярно слышим в практике корпоративного обучения:

  • «Я и так всё знаю»;
  • «Ничего не работает»;
  • «У нас всё по-другому»;
  • «Я уже это делал, и ничего не вышло»;
  • «Всё равно ничего не изменится»;
  • «У меня нет времени».

С приобретёнными установками вполне можно работать массово, а обращать на них внимание нужно уже на этапе общения с заказчиком и анализа аудитории. Такие установки могут проявляться и в рабочих процессах, и в отношении к обучению — например, если человек уверен, что «ничего не сработает», то у него просто не будет мотивации узнавать что-то новое.

Часто такие установки подсказывают, зачем вообще требуется обучение, где возник сбой, да и в принципе станут хорошим индикатором того, можно ли решить поставленную задачу именно курсом или тренингом. Именно поэтому так важно понимать причину появления приобретённых установок.

Приведу пример из своей практики: в одной компании внедрили новую систему, которая позволила бы сотрудникам сократить время на решение рабочих задач и повысить эффективность. Только ей никто не пользовался. Руководство думало, что сотрудникам нужно просто помочь разобраться в принципах работы этой системы — сделать тренажёр, попрактиковаться. Но анализ ситуации показал, что люди просто не видели пользы в этой системе и не хотели её применять. Это, конечно, существенно повлияло на то, как мы построили обучение: начали совсем не с тренажёра, а с вебинара, где демонстрировали все плюсы и преимущества нововведения, и только потом эффективно внедряли обучение по работе с этой системой.

Как методистам работать с установками

Первый шаг в работе с установками — понять их суть. Для этого есть много инструментов: например, вы можете понаблюдать за сотрудниками «в поле», то есть непосредственно на рабочем месте, посмотреть, почему они не используют технику, инструмент, навык — в общем, всё то, чему их предстоит научить. Другой вариант — фокус-группы или опросы. Последние можно провести и письменно, но я рекомендую всё же лично общаться с людьми — так вы получите от них больше нужной информации и инсайтов, лучше поймёте их установки. В любом случае стоит поговорить с руководством — не только для анализа этих установок, но и чтобы в целом прийти к пониманию, куда дальше двигаться. Конечно, в каждой ситуации установки свои, но базовые трудности определить можно достаточно быстро — и даже эта информация даст хороший результат.

Кадр: фильм «Девушка без комплексов» / Apatow Productions

Следующий шаг — реверсирование, то есть замена негативной установки на позитивную. Представьте продавца в магазине, который общается только с теми покупателями, что сами к нему обратились. Других клиентов он игнорирует, просто потому что не хочет показаться навязчивым, раздражать людей предложениями и вопросами — он уверен, что именно с такой реакцией столкнётся. Возможно, он и сам стал «жертвой» навязчивого коллеги в обычной жизни или на первом этапе карьеры ему повстречался недовольный клиент, отчитавший за предложение о помощи. Теперь продавец тот свой опыт распространил как принцип на всю работу в целом, а магазин из-за такого подхода упускает клиентов. Как побороть эту установку?

Ключевая задача на этом этапе — поколебать уверенность в его точке зрения, показать альтернативу. Например, человеку можно показать разницу между навязчивостью и внимательностью, и что клиент, который не всегда сразу принимает решение о покупке, вернётся, если деликатно проявить к нему участие. Для этого нужно привести аргументы, показать другой исход ситуации на примерах, воспользоваться убеждением (то есть обращением к опыту учащегося).

Финальный шаг — закрепление, то есть практика. Нужно дать упражнение, которое поможет закрепить новую установку. Для этого хорошо подойдут и кейсы, и особенно метафорические деловые игры. Например, вы погружаете человека в свободный придуманный мир, где не действуют привычные правила, — благодаря этому теряется контроль, приходит расслабленность, и установки отходят на второй план. А когда возвращаете его в реальность, ему уже легче принять то, что он увидел и почувствовал в игровой ситуации. Иными словами, вы не напролом боретесь с его убеждениями, а аккуратно показываете новые возможности.

Важно не только бороться с деструктивными установками, но и формировать полезные. Особенно важно уделять внимание тому, что связано с умением учиться: ведь взрослые приходят на любой курс со своим багажом опыта, в отличие от детей, которые буквально начинают с чистого листа. Так что взрослым нужно побольше инструментов, которые помогут воспринять новую информацию и применить её в работе.

Порой приходится формировать и просто поддерживающие установки. Приведу пример: однажды я готовила электронный курс по охране труда для компании с опасным производством. За безопасностью там вроде бы неплохо следили, сотрудников постоянно тестировали на знание правил, а несчастные случаи всё равно повторялись довольно часто. Оказалось, что у сотрудников нет понимания, что они несут ответственность за собственную жизнь на рабочем месте. Так что в программу мы добавили специальный блок об этом, активно напоминали и разговаривали с учащимися, закладывали эту мысль во все учебные материалы и задания.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована