Образование
#статьи

Какие личные качества и софт-скиллы школьников влияют на их учёбу

Результаты международного исследования ОЭСР, в котором Россия тоже участвовала.

tesla / youtube

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) недавно опубликовала результаты исследования, посвящённого влиянию социальных и эмоциональных навыков школьников на обучение. В докладе «За пределами академического обучения» исследователи рассказали:

Что это за исследование

Опрос о социальных и эмоциональных навыках (Survey on Social and Emotional Skills или SSES) — первый этап большого международного опроса, который проводился в 2019 году в рамках многопланового исследования ОЭСР «Образование с первого взгляда — 2021» (Education at a Glance 2021), посвящённого образованию во всём мире.

Участие в опросе про навыки принимали школьники из 11 городов в девяти странах:

  • Богота (Колумбия),
  • Тэгу (Южная Корея),
  • Хельсинки (Финляндия),
  • Хьюстон (США),
  • Стамбул (Турция),
  • Манисалес (Колумбия),
  • Москва (Россия),
  • Оттава и Онтарио (Канада),
  • Синтра (Португалия),
  • Сучжоу (КНР).

Исследователи случайным образом подбирали в столицах или крупных городах учебные заведения, а в самих школах — учеников. Всего в каждом городе к опросу привлекли по три тысячи 10-летних детей и по три тысячи 15-летних подростков. Их ответы сравнивали с данными, полученными от учителей, администрации школ и родителей, чтобы составить полное представление о ситуации.

Исследователи изучали, как социальные и эмоциональные навыки школьников различаются в зависимости от пола, социально-экономических условий и возраста и как они влияют, например, на учебную успеваемость, высокий уровень тревоги из-за контрольных или взаимоотношения с учителями.

Для систематизации навыков использовали адаптированную модель «большой пятёрки» индивидуальных черт:

  1. Непредвзятость (open-mindness) — толерантность, любознательность, креативность.
  2. Работоспособность (task performance) — самоконтроль, ответственность, упорство.
  3. Взаимодействие с окружающими (engaging with others) — общительность, уверенность в себе, настойчивость.
  4. Склонность к коллаборации (collaboration) — эмпатия, доверие, кооперация.
  5. Умение управлять эмоциями (emotional regulation) — стрессоустойчивость, оптимизм, эмоциональный контроль.

Исследователи также оценивали два дополнительных навыка: уверенность в себе (self-efficacy) и мотивацию к достижениям (achievement motivation).

Переходный возраст характеризуется уменьшением некоторых навыков

Когда исследователи провели параллель между возрастом, полом и социально-экономическим статусом школьников, оказалось, что 15-летние подростки менее склонны к оптимизму и доверию, а также менее энергичны, чем десятилетние дети. Причём эта тенденция наблюдалась во всех городах, где проводилось исследование.

Фото: DoctorKan / Shutterstock

Но есть и навыки, уровень которых у подростков оказался, наоборот, выше, — это эмпатия, толерантность и настойчивость. Такое различие наблюдалось в большинстве городов, в том числе и в Москве. Правда, по уровню развития этих трёх навыков наши столичные подростки — «середнячки»: судя по опросу, самыми толерантными и эмпатичными чувствуют себя их сверстники из Стамбула, а самыми настойчивыми — школьники из Хельсинки.

Результаты опроса ОЭСР подтвердили уже существующие гипотезы: переход к подростковому возрасту может характеризоваться уменьшением социальных и эмоциональных личных качеств и навыков, особенно это относится к покладистости, сознательности и открытости новому опыту. Однако авторы доклада отмечают, что, согласно исследованиям, уровень этих качеств и навыков снова растёт, когда подростки постепенно переходят ко взрослой жизни.

Ещё одной общей тенденцией для всех стран оказался гендерный разрыв. Так, данные показали, что мальчики-подростки ощущают себя более стрессоустойчивыми, оптимистичными и способными контролировать эмоции, чем девочки. Зато последние оказались более ответственными, терпимыми и эмпатичными.

Исследователи также выяснили, что:

  • уменьшение навыков больше характерно для девочек, чем для мальчиков (кроме толерантности и напористости);
  • при этом навыки, которые у девочек превалируют, уже сформированы у них к десяти годам, а вот у мальчиков доминирующие навыки улучшаются только с возрастом;
  • у десятилетних девочек более высокие показатели самоконтроля и настойчивости в сравнении с мальчиками того же возраста, чем у девочек-подростков с их сверстниками. Интересно, что среди московских школьников ситуация обратная — там уровень этих навыков у мальчиков оказался выше.

Какая связь между социально-экономическим статусом и навыками

В рамках опроса также выяснилось, какое влияние оказывает социально-экономический статус учащихся на развитие их навыков.

«Как для пятнадцатилетних, так и для десятилетних школьников высокий социально-экономический статус связан с более высоким уровнем социальных и эмоциональных навыков, которые измерялись в опросе. Разница между учащимися с низким и высоким социально-экономическим статусом особенно ярко проявляется в навыках, относящихся к области непредвзятости, таких как терпимость, любознательность и креативность, а также сочувствие, напористость и самоэффективность», — говорится в докладе.

Учёные также выяснили, что:

  • различия в социальных и эмоциональных навыках в зависимости от социально-экономического статуса учащихся более выражены, чем различия, связанные с полом (особенно среди младших школьников);
  • среди десятилетних куда сильнее, чем среди подростков, видны различия социальных и эмоциональных навыков в зависимости от их статуса. Исключение составляют толерантность и напористость — среди подростков зависимость этих качеств от статуса становится ещё больше.
  • самая незначительная разница у детей с высоким и низким социально-экономическим статусом наблюдается в уровне стрессоустойчивости. Таковы результаты во всех городах, кроме Хельсинки: здесь дети с меньшими социально-экономическими возможностями отмечали у себя значительно большую стрессоустойчивость, чем их сверстники, которым повезло больше.

Влияют ли школы на развитие социальных и эмоциональных навыков детей? Исследователи утверждают, что уровень навыков различается и в зависимости от типа школ, и даже от обстановки в отдельном классе.

Фото: fotosparrow / Shutterstock

«Школьники при оценке собственных компетенций ориентируются на свою среду обучения. Например, ученики высокоэффективных школ обычно имеют более низкую академическую самооценку по сравнению с учениками с аналогичными способностями, которые посещают школы попроще, а это означает, что быть „большой рыбой в маленьком пруду“ полезно для академической самооценки», — говорится в докладе.

Авторы исследования отмечают, что потенциально разница в уровне навыков может зависеть и от разных педагогов внутри одной школы, и от отсутствия системного подхода к развитию этих навыков.

Какие личные качества и навыки связаны с успеваемостью

Исследователи изучили оценки школьников по математике, литературе и художественным дисциплинам. Оказалось, что наибольшее влияние на успеваемость оказывают такие навыки, как любознательность и настойчивость (persistence). Чуть меньше, но всё равно значительно влияют на оценки упорство и ответственность.

В рамках опроса также выяснилось, что:

  • У старших школьников, которые оценили себя более стрессоустойчивыми и общительными, низкие отметки по литературе. Можно предположить, что более ранимые и склонные к интроверсии больше любят читать художественную литературу.
  • У тех подростков, которые высоко оценивают свою креативность, обычно хуже оценки по математике. Объяснений этому явлению исследователи не дали.
  • В семи из десяти городов, где проводился опрос, успеваемость старших школьников по математике связана также с их уровнем доверия. По мнению исследователей, причина этого кроется в том, что во время занятий математикой нормально делать ошибки, и важно не бояться этого. Если же учитель или родитель ругают ребёнка за ошибки, он не воспринимает их как нормальный образовательный опыт и становится более ранимым. Это снижает уровень доверия и веры в собственные способности по предмету, а в итоге влияет и на оценки.

Исследователи также оценили, как социальные и эмоциональные навыки влияют на успеваемость школьников в отдельных городах. Вот что оказалось характерным для Москвы:

  • На успеваемость по литературе среди старших школьников влияют любознательность, настойчивость, уверенность в себе. Схожая ситуация и в младшей школе, но последний навык там не имеет особого значения.
  • С высокими отметками по математике у подростков больше связаны любознательность, чуть меньше — ответственность, настойчивость, доверие и уверенность в себе. А вот у десятилетних детей ответственность и доверие не имеют отношения к успеваемости по этому предмету.
  • По художественным дисциплинам ситуация, схожая с математикой: с успеваемостью связаны любознательность, ответственность, настойчивость и уверенность в себе.

Как мы видим, любознательность, настойчивость и уверенность в себе оказались значимым для успехов по всем трём предметам, но для успеваемости по математике и художественным дисциплинам также важна ответственность, а ещё для математики имеет значение уровень доверия.

Школьники с какими качествами меньше тревожатся из-за контрольных и тестов

Один из разделов опроса также касался общего благополучия школьников. В его рамках исследователи оценили, как взаимосвязана с личными качествами тревожность из-за проверочных работ (тестов и контрольных). Кстати, оказалось, что и с возрастом тревога тоже связана: подростки тревожатся традиционно чаще, чем десятилетние. Исключение составила только Москва — здесь младшие ребята больше переживали за результаты контрольных, чем старшие школьники.

В остальном результаты оказались вполне очевидными: меньше тревожатся ребята с высокой стрессоустойчивостью — это характерно для обеих возрастных групп во всех городах. От тревоги спасает ещё и оптимизм, но если у подростков такая связь выявилась в большинстве городов, то у десятилетних детей — только в четырёх городах из десяти.

Любопытно, что высокий уровень тревожности показали те ребята, которые любят взаимодействовать с другими, — это, отметили авторы доклада, подтверждается и результатом другого исследования, проведённого в США и Великобритании в 2008 году. Тогда учёные обнаружили, что стрессоустойчивые и независимые ученики испытывают меньше тревоги на проверочных работах. Возможно, это связано с тем, что более общительные «заражают» друг друга тревогой, а самодостаточные интроверты этому эффекту подвержены меньше.

Кадр: фильм «Привет, Джули!»

Уровень тревоги также связан со школьной средой и конкуренцией. Например, десятилетние дети, которые ощущали соперничество в школе и сталкивались с высокими ожиданиями родителей и учителей, чувствовали себя в целом благополучнее, но в то же время и тревожнее, чем те их сверстники, в чьих школах среда была более расслабленной. Для подростков конкуренция также была связана со стрессом, однако она не оказывала влияния на удовлетворённость жизнью.

«Когда конкурентная учебная среда и высокие внешние ожидания не сопровождаются адекватной социальной и эмоциональной поддержкой и обучением стратегиям, позволяющими справиться с тревогой во время проверочных, школьники могут чувствовать подавленность и неспособность противостоять трудностям. Это может привести к тому, что они будут браться только за те задачи, с которыми, по их мнению, хорошо справятся, а не за те, которые им больше всего интересны, что ограничит их в возможности совершать ошибки, учиться и расти», — заключили исследователи.

Что влияет на желание продолжать учёбу

Исследование вполне предсказуемо показало, что чем выше социально-экономический статус школьников, тем выше их амбиции. А вот среди учащихся с одинаковым бэкграундом желанное будущее зависит от различий именно в навыках — и особенно значима тут интеллектуальная любознательность. Чем её больше, тем больше надежд возлагали школьники на своё дальнейшее образование. Такая характерная тенденция была особенно заметна в пяти городах — Хьюстоне, Стамбуле, Москве, Оттаве и Синтре. Кстати, в Москве на перспективы продолжить образование сильно повлиял ещё и уровень самоуверенности — схожая ситуация наблюдалась ещё в Хьюстоне.

Исследователи при этом не нашли взаимосвязи между желанием продолжить обучение и такими навыками, как настойчивость и самоконтроль. Связи между креативностью и планами получить высшее образование тоже в большинстве городов не выявили (кроме Москвы и Синтры — у школьников из этих городов такая связь есть).

«Вызывает беспокойство тот факт, что в некоторых городах — с учётом любознательности и других навыков — пятнадцатилетние, считающие себя наиболее креативными, с меньшей вероятностью планируют получить высшее образование. Для этих студентов долгое и формальное образование может показаться слишком заурядным», — отмечается в докладе.

Что имеет значение для любознательности и креативности

Креативность и любознательность особенно заинтересовали авторов исследования — ведь именно от этих навыков зависит будущее благосостояние школьников и необходимое сегодня умение обучаться на протяжении всей жизни.

В результате опроса выяснилось, прежде всего, что креативность снижается во время переходного возраста: у десятилетних во всех городах уровень был выше, чем у подростков. Интересно, что данные, полученные от самих ребят и полученные от взрослых (родителей и учителей), могли значительно различаться. Например, хельсинкские школьники этих двух возрастных групп оценили свою креативность на схожем уровне, а вот учителя посчитали, что пятнадцатилетние значительно менее креативные и любознательные, чем младшие школьники.

На любознательность и креативность, как оказалось, влияет социально-экономический статус.

Учащиеся с самым высоким социально-экономическим статусом чаще считали себя любознательными и креативными, чем ребята с самым низким статусом. Особенно ярко это было заметно в оценке любознательности: значительный разрыв среди подростков был заметен в пяти городах, в том числе и в Москве.

Исследователи также решили выяснить, как уровень креативности и любознательности влияет на восприятие школы самими школьниками. Им предложили оценить чувство принадлежности к школе, опыт буллинга и отношения между учениками и учителями.

Вот что выяснилось:

  • школьники, высоко оценивающие свою креативность, часто также считали себя любознательными и настойчивыми;
  • те, кто считал себя любознательными и ладил с большинством своих учителей, чаще любили изучать новое;
  • уровень любознательности и креативности был выше у тех подростков, которые чувствовали свою причастность к школьному сообществу;
  • ниже этот уровень был у тех, кто сталкивался с травлей;
  • оптимистичные и любознательные ученики комфортнее ощущали себя в школе. С чувством сопричастности к учебному заведению также оказались связаны уверенность в себе, самоконтроль и способность к взаимодействию.
Фото: sydarikova_foto / Shutterstock

Отношения с учителями и навыки школьников: как это связано

Исследователи также решили изучить внутришкольные взаимоотношения, в том числе между учениками и преподавателями. Школьникам дали три утверждения:

  • «Большинство учителей обращались со мной справедливо»;
  • «Я нахожу общий язык с большинством педагогов»;
  • «Большинство моих учителей заинтересованы в моём благополучии».

Респондентам нужно было оценить, как часто за последний год эти утверждения были для них верными (и были ли вообще). Оценка делалась по шкале от «никогда или почти никогда» до «один раз в неделю или чаще».

Вот какие получились результаты:

  • 79% подростков и 78% десятилетних детей отметили справедливое отношение и заинтересованность в их благополучии со стороны учителей;
  • 22% участников опроса никогда не имели позитивного опыта общения с учителями либо этот опыт был у них редким.

«Восприятие учащимися своих отношений с учителями меняется по мере того, как они взрослеют и достигают зрелости. В большинстве городов подростки чаще сообщали, что они хорошо ладят с большинством своих учителей, тогда как младшие ученики чаще сообщали, что большинство их учителей заинтересованы в их благополучии. Это говорит о том, что отношения развиваются, переходя от более заботливых с десятилетними к равным отношениям между учителями и пятнадцатилетними», — отметили авторы исследования.

Социально-экономический статус ученика тоже сказывается на его отношениях с учителями. Школьники из благополучной социальной среды чаще отмечали, что учителя справедливы к ним и интересуются их благополучием.

Что касается навыков, то ключевыми во взаимоотношениях учеников и педагогов оказались оптимизм, любознательность и мотивация к успеху. Ребята, которые ладили с учителями, выше оценивали в себе эти качества. Также выяснилось, что школьники, у которых были хорошие отношения с учителями, чаще испытывали эмпатию. У десятилетних участников исследования эта связь заметнее, чем у подростков.

Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована