Как заинтересовать школьников технологическими профессиями: опыт проекта «Наука в регионы»
Расспросили, как получается открывать профильные классы даже там, где пока нет сильных учителей-предметников, и что мотивирует самих школьников.


Иллюстрация: freepik / Freepik / Colowgee / Midjourney / Colowgee для Skillbox Media

Юлия Андреева
Руководитель Центра образовательных инноваций и технологий Института биофизики будущего МФТИ — организатора проекта «Наука в регионы».
Программа «Наука в регионы» стартовала в 2017 году по инициативе Фонда развития Физтех-школ, Физтех-Союза, МФТИ и Физтех-лицея имени П. Л. Капицы и при поддержке негосударственного института развития «Иннопрактика».
С 2017 по 2019 год в рамках проекта развивались технологические кружки в региональных школах: вначале педагоги и старшеклассники приезжали в МФТИ на очные занятия, а потом в течение года осваивали разработанную совместно с вузовскими экспертами программу дополнительного образования.
С 2020-го проект сменил фокус и стал поддерживать открытие в регионах классов физико-математического, химико-биологического и математико-информатического профилей. Преподаватели МФТИ и Физтех-лицея помогали педагогам в таких классах создавать программы, делились методическими материалами.
В 2023 году начался новый этап проекта, «Наука в регионы 3.0». Специалисты из Физтеха по-прежнему помогают школам открывать профильные классы, но при этом выросла роль региональных партнёров: вузов, предприятий, научных центров. В 2024 году проект «Наука в регионы» был поддержан Министерством науки и высшего образования. Оператором проекта стал МФТИ.
Из этого интервью вы узнаете:
- что такое система Физтеха и как её пытаются перенести в обычные региональные школы;
- в чём особенности технологических классов, которые открывает «Наука в регионы», и как школы попадают в этот проект;
- кого набирают в технологические классы и что можно сделать, чтобы вовлекать школьников ещё раньше;
- как проект помогает учителям-предметникам.
«Со школьниками в технологических классах сразу начинают разговаривать как со взрослыми»
— Одна из заявленных целей проекта «Наука в регионы» — масштабирование системы Физтеха. В чём её суть и какие её элементы вы стремитесь перенести в школы регионов?
— Систему Физтеха можно назвать образовательной моделью, потому что Пётр Леонидович Капица в 1946 году, при основании МФТИ, осознанно её проектировал. Ключевые принципы такие.
Во-первых, это чётко видимая практическая значимость обучения. Его суть не в заучивании формул или прорешивании задач — студенты Физтеха выполняют свои практики и лабораторные работы на партнёрских предприятиях или в базовых для кафедр научных центрах, погружаются в актуальное содержание профессий. Благодаря этому выпускники МФТИ, наверное, никогда не слышат на первом месте работы фразу: «Забудьте всё, чему вас учили, сейчас мы вас будем переучивать».
Во-вторых, упор делается на понимание, а не заучивание. Сергей Петрович Капица говорил: «Надо учить не знанию, а пониманию». Можно вызубрить физику и математику для сдачи ЕГЭ, но если не понимать сути, заученное быстро выветрится. А для понимания нужны личная заинтересованность и мотивация: если их нет, сложные задачи вызывают сопротивление. Поэтому исторически при поступлении в МФТИ всегда проводили собеседование с дополнительными вопросами — независимо от того, насколько блестяще сданы экзамены.

— Какой была цель собеседования?
— Для приёма на обучение было важно увидеть мотивацию и понимание, что человек знает, какие темы ему интересны, в каком направлении он хочет развиваться, какие у него жизненные приоритеты. И сейчас на экзаменах уже во время обучения студентам задают так называемый вопрос по выбору, ответ на который должен продемонстрировать личный научный или практический интерес.
И третий принцип системы Физтеха: поскольку так важна личная мотивация студента, то, что сейчас называют образовательной траекторией, на Физтехе существовало с самого начала его работы. В зависимости от личных приоритетов, целей и интересов набирался индивидуальный маршрут из курсов, дополнительных консультаций, семинаров.
— Это прекрасная система для вуза, но насколько эти принципы можно перенести в школу? Ведь профессиональное образование и среднее — очень разные вещи.
— У Физтеха на самом деле многолетний опыт работы со школьниками, мы выращиваем своих. Ещё в 1966 году это оформилось в формат заочной физико-технической школы (ЗФТШ): школьники со всей страны присылали в вуз тетради с нарешанными заданиями, а преподаватели это проверяли. Это был очень трудоёмкий процесс, сейчас с цифровыми инструментами стало гораздо проще. Но очень важно, что Физтех брал под крыло этих будущих абитуриентов. Многие учёные, в том числе Нобелевский лауреат Константин Новосёлов, вспоминают, что начинали путь в науку с ЗФТШ.
По сравнению с вузом в школах, естественно, меньший объём практики, но принципы те же — со школьниками в технологических классах сразу начинают разговаривать как со взрослыми, показывают им реальные лаборатории и предприятия. Это важно, чтобы потом не было разочарования из-за отличий реальности от отвлечённых представлений о том, чем ты будешь заниматься в профессии.
Вообще, взаимодействие с региональными вузами и предприятиями в проекте «Наука в регионы» имеет большое значение. Вузы заинтересованы в том, чтобы их учёные и специалисты брали наставничество над школьниками. Наукоёмкие проекты, которые разворачиваются в вузах программы «Приоритет-2030» или в Передовых инженерных школах, требуют хорошей фундаментальной подготовки. И времени на переучивание первокурсников нет — важно, чтобы они приходили в вуз с крепкой базой.
— В чём цели работы технологических классов, которые вы помогаете открывать в регионах? И как оценивается достижение этих целей?
— Во-первых, поскольку мы говорим о системе формального образования, важно, чтобы дети хорошо сдавали промежуточную и итоговую аттестацию по профильным предметам, чтобы они выбирали эти предметы в качестве выпускных экзаменов и выполняли в старшей школе итоговые проекты, непосредственно связанные с технологическими направлениями.
Есть статистика, что после окончания созданных в рамках проекта профильных классов примерно 80% детей поступают в региональные вузы на программы технологической направленности.
Во-вторых, для нас важно личностное развитие, проявление метапредметных результатов. Здесь мы смотрим на то, как формируется готовность к самостоятельному обучению, как ребята проявляют критическое мышление, как они умеют работать с информацией, с источниками, как развиваются их навыки самоорганизации.

В 2024 году на нашей онлайн-платформе появились инструменты для оценки таких навыков, их могут использовать и педагоги. В дальнейшем мы надеемся отслеживать динамику таких результатов.
— А если оценивать пользу проекта менее формально, причём как со стороны педагогов и школ, так и со стороны школьников, то в чём она для них заключается?
— Главный эффект для нас — в формировании сообщества и экосистемы, где есть возможность и результаты предъявить, и обменяться опытом, и что-то обсудить, и запустить совместные проекты, и повысить качество образования. А для ребят — возможность осваивать углублённое содержание, выстраивать свои профессиональные образовательные маршруты с чётким пониманием, чего они хотят в жизни.
Уверенность, которую даёт качественное фундаментальное образование, им в жизни пригодится, потому что повышает устойчивость в нашем изменчивом мире.
И это, конечно, то, чего многие хотели бы достичь в жизни. Уверенность в том, что ты можешь адаптироваться, что ты можешь строить свой маршрут и перестраивать его по необходимости, имея чёткий фундамент.
«Идея в том, чтобы школьник понимал, для чего ему физика и математика»
— Что собой представляют профильные классы технологической направленности, которые вы открываете?
— Мы опираемся на концепцию профильного обучения, которая действует в системе основного и среднего общего образования. Всего в ней выделены шесть направлений, и мы работаем с технологическими — это профильные классы с углублённым изучением физики и математики.
Они могут называться по-разному: инженерными, технологическими, классами «Росатома» или ещё как-то, но суть одна. Профильными становятся 10–11-е классы, однако 8–9-е мы тоже затрагиваем: в старшей школе невозможно погружаться в углублённую физику и математику, если до этого не нарастить базу. Для этого в 8–9-м можно делать предпрофильные классы.
В любом случае модель профильного класса подразумевает плотное взаимодействие с региональными вузами, предприятиями, научными центрами и организациями дополнительного образования. Задача не только в углублённом изучении физики и математики, но и в системном подходе, который позволяет школьнику сформировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Идея в том, чтобы школьник понимал, для чего ему физика и математика, где он будет их применять в инженерной профессии. Такое понимание ведёт к тому, что образовательный маршрут разворачивается за пределы школы — появляются элективные курсы, программы дополнительного образования, тематические события.
— А роль организаторов проекта в этом случае в том, чтобы связать партнёров в регионе между собой?
— Да, у нас организационная и методическая роль. Мы проводим занятия по профориентации вместе с региональными вузами, совместные вебинары, методические тренинги, мастер-классы с педагогами и с управленцами, которые участвуют в проекте, разрабатываем методические материалы и инструменты для организации работы. Весной 2025-го планируем и очные интенсивы для педагогов.
Для работы в классах мы даём партнёрам пакет сценариев и материалов по организации профессионального самоопределения. Школьники при этом получают такие рабочие тетради — дневники-навигаторы, с помощью которых картируют для себя региональное образовательное пространство.
Там они фиксируют, какие есть важные внутришкольные мероприятия, экскурсии, профессиональные пробы, взаимодействие с наставниками, проектная деятельность. И сам школьник тоже может туда что-то добавить: подписаться на научпоп-блогера, найти себе дополнительные курсы на платформах.

За счёт этого школьник учится проектировать свой образовательный, а в дальнейшем и профессиональный маршрут развития.
— Школьникам просто дают этот дневник-навигатор или как-то помогают и мотивируют с ним работать?
— Конечно, с ними работают педагоги — в профильных классах для этого есть классные часы и внеурочные занятия. И если традиционно для таких мероприятий учителям приходится самим что-то придумывать, то мы даём готовые сценарии, организуем встречи с представителями региональных вузов. Педагоги выступают только в роли координаторов и помогают ребятам разобраться с этим дневником, заполнить, организовать работу в группах — у нас в классах школьники обязательно делятся на группы по интересам.
— Что чисто организационно нужно сделать школе, учителю или инициативным родителям, чтобы такой класс открылся у них?
— Мы берём в проект всех, кто заинтересован и смог обосновать мотивацию своего участия, по конкурсу заявок. В заявке школы описывают свои материальные возможности, кадровый потенциал, опыт партнёрского взаимодействия. А решающий фактор — мотивационное письмо. Школе может чего-то не хватать, но если чётко обоснована мотивация, она войдёт в проект.
И неважно, открыт ли уже в конкретной школе к моменту заявки класс технологического профиля: мы помогаем это сделать, предоставляем пакет типовых нормативных актов, выдаём методические материалы (это готовые программы элективных курсов, готовые программы дополнительного образования, разработки самих занятий).
— Сколько всего сейчас таких профильных классов под кураторством «Науки в регионы»?
— Всего за время существования проекта с 2017 года открылось (или зашло в наше сопровождение, если такие классы в школе уже были) более 500 профильных классов в 58 регионах. Более 17 тысяч детей стали участниками этого проекта, 155 директоров и 700 педагогов прошли обучение онлайн, а 500 педагогов — на очных интенсивах. В обновлённом проекте при поддержке Минобрнауки сейчас участвуют 11 регионов, 13 региональных вузов, 157 школ и более 2000 обучающихся.
— Это в основном школы из крупных городов или среди них есть и сельские?
— В большинстве регионов сельские школы малокомплектные, поэтому обычно там нельзя открыть профильный класс — недостаточно учеников в параллели, чтобы была возможность выбора между универсальным и профильным классами. Но есть возможность сделать мультипрофильное обучение.
К новому запуску конкурса мы готовим пакет методических рекомендаций для такого формата. Нужно, чтобы в нескольких школах нашлось определённое количество ребят, заинтересованных в обучении по одному из профилей — в нашем случае в технологическом — и тогда эти школы совместно могут запустить сетевую программу, которую дети будут осваивать в основном в дистанционном формате. Это неидеальный вариант, но мы считаем, что нельзя закрывать перед сельскими школьниками возможности для получения профильного углублённого образования.
— Как относятся региональные вузы к вашему проекту? Не опасаются ли, что МФТИ перетянет сильных абитуриентов из их регионов в Москву?
— Мы последовательно позиционируем МФТИ как посредника в этом проекте, и вузы воспринимают нас как партнёров, которые на себя берут ряд важных задач и, собственно, помогают сильным абитуриентам увидеть возможности в региональном вузе, узнать, какие профессиональные перспективы есть именно в их регионе.

Кроме того, если говорить про МФТИ, то у нас проходной балл настолько высок, что про массовый отток к нам говорить невозможно. Проект помогает повысить баллы ЕГЭ по профильным предметам, но количество ребят, способных набрать 300 баллов, всё равно невелико — так что качество приёма повышается прежде всего в самих региональных вузах.
«Знаю случай, когда ребёнок себя никак не проявлял до 9-го класса, учился на тройки, но потом заинтересовался»
— Есть ли какие-то особые требования к ученикам технологических классов по участию в олимпиадах и конкурсах?
— В качестве цели проекта это не зафиксировано, но обязательно возникает как эффект. Потому что когда ребёнок чувствует свою уверенность в предмете, он начинает смотреть по сторонам и понимает, что для поступления в университет ему могут понадобиться индивидуальные достижения. Поэтому практически во всех регионах, участвующих в проекте, повышается количество ребят, которые начинают участвовать в олимпиадах, конкурсах, проектных фестивалях, хакатонах и так далее.
— А при поступлении в профильный класс школьнику нужно демонстрировать какие-то достижения?
— Набор может быть организован по-разному, но общих требований по тому, чтобы уже к поступлению были какие-то победы на олимпиадах, у нас нет. Главное, чтобы набор шёл по желанию учеников. Дело в том, что профильное образование предполагает возможность выбора, нельзя всех детей «загнать» в профильный и сказать: «Теперь вы будете углублённо изучать математику». Обычно туда приходят те ребята, которые сами (или их родители) видят в этом какой-то смысл.
— Если в профильные классы поступают ребята, уже так или иначе заинтересованные математикой и физикой, получается, проект не рассчитан на помощь тем, у кого уже накопились сложности с математикой?
— Ситуации на самом деле бывают разные. По диагностике, которую школьники проходят на нашей платформе «Наука в регионы», видно, что уровень знаний на входе в проект очень разный. Даже в одном классе он может различаться — например, у подростка, который только что перевёлся и от остальных отстаёт. Это вполне поправимо, главный движущий фактор — внутренняя мотивация восполнять свои дефициты. Но если её нет, если он не видит смысла, то внутренне будет сопротивляться обучению.
— Можете привести примеры, когда внутренняя мотивация помогала ребёнку, который до этого не проявлял особых способностей, выйти на высокий уровень знаний?
— Конечно, такую статистику массово мы не собираем, но локальные примеры есть. Я лично знаю случай, когда ребёнок себя никак не проявлял до девятого класса, учился на тройки, но потом благодаря научпоп-блогам заинтересовался одним технологическим направлением и стал искать возможности, как им заняться. Пошёл в профильный класс, занимался по дополнительным программам, победил в одном из треков Национальной технологической олимпиады (НТО) и смог поступить в ведущий вуз на инженерное направление.

— А нет ли у вас планов на то, чтобы спускаться на предыдущий уровень воронки вовлечения школьников в математику и физику? Пойти, например, в 5–7-е классы или даже в началку? Ведь то, насколько дети готовы в средней школе изучать эти предметы, во многом определяется тем, как их учили в началке.
— Да, у Фонда развития Физтех-школ есть проект «Классы Физтех ХХI». Это и обучение математике, и такая пропедевтика инженерного образования — программа дополнительного образования в духе занимательной физики. Про профессиональное самоопределение в этом возрасте говорить, конечно, очень рано, но можно сформировать интерес.
Даже на уровне младших подростков речь ещё не о профориентации, а о пространстве возможностей и проб. Мы всегда говорим с ребятами о том, как важно не отказываться от возможностей углублённого обучения. Даже если ребёнок ещё не сделал выбор, важно, чтобы в начальной школе была хорошая математика — без этого в старших классах будет трудно реализовать интерес к какой-либо технологической специальности, если он появится.
«Если где-то не хватает учителей, мы всё равно такую заявку поддержим»
— А как вы работаете с учителями? Сильных предметников, особенно по математике и физике, даже в столицах не хватает. Без них профильный класс открывать, кажется, не имеет смысла. Как вы решаете эту проблему?
— Во всём проекте фокус сделан именно на развитие кадрового потенциала, который есть в школе. Если где-то не хватает учителей, мы всё равно такую заявку поддержим: как я говорила, главное — это мотивация коллектива. В дальнейшем мы готовы работать с управленческой командой школы, чтобы понять, как в этой ситуации можно помочь. И, конечно, мы в некоторой степени облегчаем работу самих педагогов тем, что предоставляем готовый пакет типовых нормативных актов, готовые программы, разработки сценариев занятий, проводим методические вебинары.
— Как именно выстроена эта работа, есть какой-то обязательный курс, который учитель проходит, если школа присоединяется к вашему проекту?
— Да, при входе в проект у нас запланировано интенсивное обучение: большое количество вебинаров, мастер-классов. А после передачи всех материалов мы проводим раз в две недели методические вебинары, где разбираем с коллегами сложные моменты. Многие учителя до запуска профильного класса могли вести математику или физику только на базовом уровне, и с углублённым им бывает непросто разобраться. Помимо сложностей с предметами, бывает нужна поддержка по встраиванию тем в учебный план, по проектированию образовательных возможностей для детей. Очень важно, что проект объединяет школы из разных регионов, и коллеги также могут делиться своими проверенными вариантами.
— А зачем это всё самим учителям? Есть ли для участвующих в проекте педагогов какая-то финансовая мотивация?
— Финансовых бонусов для учителей в самом проекте нет, но возможности увеличить доход у них появляются. Есть благотворительные фонды и другие региональные партнёры, заинтересованные в поддержке педагогов. Кроме того, благодаря проекту педагог может повысить квалификацию и начать вести дополнительные занятия.

И во многих школах есть система дополнительного стимулирования: если дети начинают участвовать в чём-то, если педагог начинает участвовать в каких-то проектах, конкурсах, то он тоже, соответственно, получает за это надбавки.
— Как вы относитесь к онлайн-образованию в школьном возрасте? Можно ли, например, в те же сельские школы, где не хватает педагогов, добавить профильных часов углублённого изучения за счёт онлайн-уроков из какой-то другой, сильной школы или из университета?
— К онлайн-образованию мы обращаемся по необходимости. Например, для разворачивания сетевых программ в мультипрофильных классах сельских школ у нас других возможностей, кроме онлайна, скорее всего, и не будет — свозить детей из нескольких школ куда-то в одно время ради очного занятия практически нереально. Или, например, использование дополнительных онлайн-курсов, если ребёнок видит в этом необходимость, — тоже иногда единственная возможность получить знания напрямую у преподавателей ведущего университета.
Но важно помнить, что физика — это не просто передача учебного контента, а ещё и экспериментальная лабораторная работа, что очень сложно организовать в онлайн-формате. Даже если демонстрировать опыт, даже если подключить на месте какой-то VR-симулятор или приложение на смартфоне, напрямую преподаватель в таком режиме не контролирует и не проверяет, что ребёнок делает у себя на площадке. То есть у ребёнка должны быть и высокий уровень самоорганизации, и вообще понимание того, правильно ли он продвигается по алгоритму реализации эксперимента.
А ещё образование — это же в целом не просто передача контента, это целое пространство, в котором организуется мышление.
В этом плане онлайн-пространство достаточно бедное, и закрыть полностью им все задачи образования, конечно, нельзя. Так что его можно использовать как дополнительный элемент или как вынужденный инструмент, когда ничего другого в доступе нет.
— Что ещё нового, кроме возможности запускать сетевые программы в мультипрофильных классах, вы собираетесь привнести в проект?
— Мы начнём больше работать с родителями школьников. Планируем разработать ряд сценариев классных часов для школ, в том числе совместных с вузами. Задача в том, чтобы родители знали о кадровых и образовательных приоритетах государства и региона. Многие в это не погружены и мыслят достаточно стереотипно: «Пойдёшь учиться на юриста, юристы всегда много зарабатывают».
Рынок труда постоянно меняется, возникают какие-то возможности в регионах, и хотелось бы, чтобы представители региональных вузов могли на классных часах рассказать непосредственно родителям будущих абитуриентов о технологических приоритетах и своих проектах. Нам кажется, это очень важный момент.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее