Образование
#новости

Как студенты выбирают майноры? Результаты исследования НИУ ВШЭ

Если в вузе есть дополнительные курсы по выбору, то далеко не все студенты понимают, для чего они нужны и как рационально подойти к их выбору.

В некоторых университетах в рамках индивидуальных образовательных траекторий студенты бакалавриата изучают не только основной блок профессиональных дисциплин (его в таком случае называют «мейджор»), но и так называемый майнор. Это дополнительный учебный цикл по выбору. Как правило, формально он относится к ДПО, а тематически может быть вообще не связан со специализацией учащегося. Допустим, студент экономического направления может выбрать в качестве майнора психологию, интегрированные маркетинговые коммуникации или UX-дизайн — что угодно из списка программ, которые есть в вузе.

В НИУ ВШЭ майноры — обязательная часть подготовки бакалавров. Университет составляет общий каталог доступных майноров, и в конце первого курса студент выбирает из этого списка один профиль, который будет изучать на втором и третьем курсе.

Какими мотивами руководствуются студенты при выборе майноров? Как подходят к процессу принятия решения? Об этом на XIV Международной конференции исследователей высшего образования (ИВО 2023), которая состоялась 25–27 октября, рассказала Ксения Тенишева, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Она с коллегами провела исследование на эту тему.

Три стратегии выбора майноров

Выбор майноров в ВШЭ происходит в марте. Студентов оповещают об этом заранее, и они могут ознакомиться с прошлогодним списком майноров на сайте университета. Окончательный список для текущего года публикуется примерно за две недели до открытия записи. Исследование проходило с января по март 2022 года, в нём приняли участие первокурсники Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ.

Как рассказала Ксения, у 14 первокурсников взяли интервью по методу think-aloud (буквальный перевод с английского — «мысли вслух»). Этот метод качественных исследований на небольших выборках помогает детально изучить мотивы и установки респондентов, обнаружить проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются при взаимодействии с объектом изучения.

Так, студентам предложили просмотреть официальный прошлогодний каталог майноров и выбрать из них наиболее интересные, вслух проговаривая свои действия и ход мыслей. «Что именно заинтересовало в этом профиле?», «Почему пропустили этот тематический блок?», «Почему кликнули на ссылку с общим описанием майнора, но не стали углубляться в детальное описание?»

Проанализировав интервью, исследователи выделили три основные стратегии выбора майноров. Оказалось, что они во многом зависят от успеваемости студентов.

Первая стратегия — «профессионализация». Её выбирали преимущественно наиболее успешные в учёбе студенты, чьи родители при этом имеют высшее образование. Такие ребята фокусируются на внешней полезности майнора: думают, как он дополнит их основной профиль, как поможет в трудоустройстве и карьере. Сложность майнора их не отталкивает — усилия и время, которые понадобятся для обучения, успешные студенты воспринимают как инвестиции в будущий результат. Также исследователи заметили, что для испытуемых из этой группы «полезное» очень часто синонимично «интересному».

Вторая стратегия под названием «диверсификация» свойственна студентам со средней успеваемостью. Оказалось, что они, в отличие от ребят из наиболее успевающей группы, ещё не определились с профессиональной траекторией и отдают предпочтение майнорам, на которых можно получить универсальные навыки, полезные в разных профессиях. При этом главный критерий выбора для них — личный интерес. Однако предполагаемая сложность майнора тоже имеет значение — её, как правило, сопоставляют с уровнем интереса.

И третья стратегия выбора — «уклонение». По словам спикера, она свойственна наименее успевающим студентам, чьи родители чаще всего не имеют высшего образования. Ребята из этой группы проявляют противоречивые мотивы при выборе майноров. Выяснилось, что им не очень нравится их основной профиль обучения. Они озвучивали желание «отвлечься», заняться чем-то «крутым» и «креативным», далёким от основной специализации. Но при этом они редко рассматривают майноры, сильно отличающиеся от их профиля, — например, из-за опасений, что интерес к новой для них теме окажется мимолётным, а выбранный майнор придётся изучать следующие два года. Также такие студенты склонны ограничивать свой выбор из-за стереотипов о себе: «Я скорее гуманитарий по складу ума», «Что-то мне подсказывает, что мне это не очень подойдёт». В итоге они не решаются отойти далеко от знакомых вариантов, хотя и испытывают желание попробовать что-то новое.

При этом все участники исследования отмечали, что им не хватает информации из описаний майноров — например, о конкретных темах, которые будут изучаться, и формате занятий. Также, по словам первокурсников, им хотелось бы видеть отзывы других студентов, в которых была бы указана их основная программа обучения.

По словам Ксении Тенишевой, полученные данные могут говорить о том, что существующая система выбора майноров усугубляет образовательное неравенство. Хорошо ориентируются в ней только изначально преуспевающие студенты, которым к тому же могут помочь родители, сами окончившие университет. А другим первокурсникам зачастую сложно использовать инструменты индивидуализации обучения и принимать взвешенные решения из-за недостатка поддержки.

Как связаны выбор курсов и удовлетворённость обучением

Из другого исследования, о котором тоже рассказали на конференции ИВО 2023, стало известно, что студенты, у которых есть возможность выбирать курсы, больше удовлетворены своим образовательным опытом, чем студенты, у которых возможности выбора нет. Но это касается только курсов, относящихся к основному профилю обучения. Возможность выбирать курсы дополнительного профиля (то есть те самые майноры) никак не сказывается на удовлетворённости студентов.

Это исследование провели директор Центра социологии образования ТГУ Мария Абрамова, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев и главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Хавенсон — они изучили связь между выбором курсов и удовлетворённостью обучением.

Как рассказали Мария и Евгений, данные исследователи собирали в 2021 году с помощью онлайн-опроса почти 29 тысяч студентов из 473 университетов. Около 40% опрошенных ответили, что имели возможность выбора курсов в течение последнего учебного года. При этом только 27% студентов фактически проходили курсы по выбору.

Причину того, что возможность выбора майноров не повышает удовлетворённость студентов учёбой, исследователи тоже видят в нехватке поддержки — видимо, университеты недостаточно чётко доносят до учащихся ценность выбора майноров и не помогают им эффективно использовать этот инструмент.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована