Образование
#статьи

Как стать методистом курсов

Опытные методисты рассказали, где они учились, чему учатся сейчас и нужен ли проектировщику обучения диплом педагога.

Иллюстрация: Tim Alex / Unsplash / Freepik / Annie для Skillbox Media

Методист — профессия очень многопрофильная. Содержание работы методистов может сильно отличаться в зависимости от той сферы, в которой они заняты. В этой статье мы не будем касаться тех методистов, которые трудятся в школах, колледжах и вузах, а рассмотрим путь в профессию тех, кто работает в неформальном секторе образования — делает онлайн-курсы для EdTech-платформ, заказчиков из инфобизнеса и для внутреннего корпоративного обучения.

Поскольку сами эти сферы появились не так давно, профессия методистов, которые в них работают, тоже, по сути, новая. Подробнее об этом мы говорили в интервью с Евгенией Ращупкиной, экс-руководителем Школы методистов Skillbох и автором телеграм-канала о проектировании образовательной среды LX notes.

В вакансиях таких специалистов называют по-разному — методистами, методологами, педагогическими дизайнерами, разработчиками и даже сценаристами онлайн-курсов. Но суть одна: они проектируют учебные программы.

Разберёмся, как можно стать методистом курсов и какое для этого нужно образование. Своим опытом с нами поделились руководители методических команд, а также независимые методисты и методологи.

Где учат на методиста

Как уже упоминалось выше, профессия методиста в неформальном образовании появилась относительно недавно. Система высшего и среднего профессионального образования довольно медленно реагирует на новые явления кадрового рынка: соответствующие специалисты уже нужны работодателям, но программ их обучения в колледжах и вузах ещё нет. Такая ситуация произошла и с методистами — поначалу специальных программ для их подготовки в колледжах и вузах просто не было (обычные педагогические программы нацелены на подготовку учителей — это совсем иная деятельность).

Такие программы высшего образования до сих пор — редкость, но всё же встречаются. Например, в МГПУ есть бакалавриат «Проектирование образовательных программ», однако, судя по описанию, там фокус сделан на программах именно детского образования. В ВятГУ тоже существует программа с таким названием, и, кроме обучения навыкам проектирования и реализации образовательных программ различного уровня, она включает также основы управления образовательной организацией.

Фото: Pressmaster / Shutterstock

Выбор профильных магистерских программ гораздо шире. Вот несколько таких вариантов:

Кроме того, в некоторых вузах можно найти профильные программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и переквалификация). Например, «Методист онлайн-курса» в МГПУ, «Создание и продвижение образовательных продуктов» в Институте образования НИУ ВШЭ, «Цифровые компетенции преподавателя вуза: проектирование электронного образовательного ресурса» в РГПУ им. А. И. Герцена. В ИТМО Online есть целый набор курсов такой тематики.

То есть первый способ стать методистом — это получить соответствующее высшее или дополнительное образование в педагогическом вузе.

Второй способ — выучиться на курсах крупных EdTech-платформ или маленьких онлайн-школ, которые открывают опытные методисты. Некоторые курсы существуют давно и выпустили уже не одно «поколение» методистов. Это легко объяснимо: методисты требовались прежде всего молодой и быстро растущей индустрии EdTech, а поскольку готовых специалистов на рынке не было, эта индустрия стала готовить их для себя самостоятельно, обучая на собственных кейсах.

Программы под названием «Методист онлайн-курсов» или «Методист образовательных программ» есть у Skillbox, «Нетологии» (EdMarket), School of Education, Eduson Academy, «Международной школы профессий», Interra и других.

Вообще, курсы для методистов бывают трёх видов. Есть короткие, которые за 1–3 месяца обучения позволяют узнать азы профессии и понять, интересна она вам или нет. Другой вариант — длинные курсы, обучающие профессии более основательно и углублённо, с большим количеством практики. Обучение на таких программах длится около года. И третий вариант — узкоспециализированные курсы разной продолжительности, посвящённые конкретным направлениям методической работы — например, основам педагогического дизайна, проектному обучению, геймификации, работе с конкретными цифровыми инструментами, которые полезны методисту, технологиям вовлечения в обучение и так далее. Их, как правило, выбирают те, кто уже работает по профессии и хочет развить новые навыки.

Как пришли в профессию те, кто уже давно работает методистом

Чтобы выяснить, где учились и как начинали карьерный путь методисты, которые относительно давно работают по профессии, мы обратились к руководителям методических команд в EdTech, а также к независимым методистам и методологам.

Как оказалось, все они начали проектировать образовательные программы ещё до того, как прошли обучение на методистов. Так, руководитель методического отдела Skillbox Марина Харахордина рассказала, что сначала приступила к работе в этой сфере, а уже потом добирала знания на курсах Coursera, School of Education, Dedu Center, EdMarket и Skillbox. Кстати, в команде Марины есть и педагоги с профильным образованием, и выпускники онлайн-курсов, в том числе программ Skillbox — в частности, «Профессия Методист с нуля до PRO».

Продюсер образовательного контента (в прошлом — старший методист) Skyeng и Skysmart Анастасия Гичева вспомнила, что, даже несмотря на наличие педагогического вузовского образования, ей приходилось буквально по крупицам собирать необходимые знания, когда она начала работать в EdTech.

«На тот момент у меня не одно было высшее, а три, два из которых — педагогические. И ещё к тому моменту я уже успела поработать и преподавателем, и руководителем учебного центра. Но и этого оказалось недостаточно для того, чтобы стать профессионалом в EdTech. Поэтому приходилось добирать знания везде, где только можно», — поделилась Анастасия.

Позже она прошла программу магистратуры «Методика преподавания иностранных языков» в ЮФУ. Все методисты Skyeng и Skysmart, по словам Анастасии, сейчас имеют педагогическое образование, однако среди них есть и люди, которые начинали работу с непрофильным дипломом, пройдя методические курсы.

Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

Ольга Чигаева, старший методист направления «Дизайн» в GeekBrains, по образованию педагог, и начинала она с разработки очных образовательных программ — сначала в школе, а потом в корпоративном секторе, как бизнес-тренер. Когда она решила развивать карьеру в EdTech, прошла курс «Методолог образовательных программ» в «Нетологии», чтобы обобщить и структурировать знания, полученные на практике. Методисты из её команды, по словам Ольги, тоже в основном учились на онлайн-курсах, у некоторых также есть базовое педагогическое образование.

Методолог, создатель «Коллегии методологов» и «Сообщества методистов» в Telegram, идейный вдохновитель и организатор «Форсайта рынка онлайн-образования» Светлана Толубеева тоже несколько лет работала в корпоративном сегменте. Начинала она в 2008 году, и в то время слова «методист» и «методолог» в сфере обучения сотрудников не употреблялись вообще, а проектированием корпоративных программ обучения занимались менеджеры по обучению и развитию персонала, тренинг-менеджеры, бизнес-тренеры. Сама Светлана и многие её коллеги в этой сфере проходили обучение именно как тренеры и коучи, развивали профессиональные навыки проектирования обучения на практике, изучали профильную литературу. С годами опыта развивалась и насмотренность.

С практики начинал методическую карьеру и Михаил Осипов, методолог, образовательный консультант и автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения». Сейчас он руководит командой, разрабатывающей курсы для разных сегментов обучения. Михаил рассказал, что когда он начинал свой путь, ни одна образовательная программа по проектированию обучения не могла закрыть все вопросы, в которых ему хотелось разобраться. Поэтому он прошёл множество курсов на узкоспециализированные темы — как в онлайн-школах, так и в вузовском дополнительном профессиональном образовании. Сейчас Михаил занимается собственным образовательным продуктом по разработке учебных презентаций для методистов. Коллеги из его команды тоже учились и продолжают учиться на различных онлайн-курсах.

Преподаватель в НИУ ВШЭ, руководитель лаборатории образовательных продуктов MetodLab, автор телеграм-канала «Методология, котики и рок-н-ролл» Варвара Егорова разрабатывает образовательные программы как для академического образования, так и для инфобизнеса. Создатели курсов, марафонов и прочих учебных продуктов в этом сегменте далеко не сразу стали уделять внимание их качеству и чаще всего проектировали их как придётся. Однако сейчас ситуация меняется, и на рынке инфобизнеса появляется всё больше продуктов, в проектировании которых участвуют профессиональные методисты и методологи — их знания и опыт стали здесь востребованы.

Имея педагогическое образование, Варвара работала в Институте образования Высшей школы экономики, и когда там начали внедрять аспирантуру, её привлекли к проектированию программы. Как рассказала Варвара, учиться этому приходилось на практике, с помощью книг и наставников — опытных педдизайнеров. Позже, начиная работать в инфобизнесе, она прошла несколько методических онлайн-курсов, чтобы погрузиться в контекст и увидеть, как строится обучение в неформальном сегменте.

Значат ли эти истории, что начинать карьеру методиста через практику, добирая знания уже в процессе — совершенно нормальный путь? В настоящее время — скорее уже нет, сначала придётся поучиться. Дело в том, что наши герои приходили в профессию в то время, когда полноценных образовательных программ по проектированию онлайн-обучения попросту ещё не было. Работать и учиться в процессе тогда было единственно возможным путём, и в таком положении находились все.

Сейчас же ситуация на рынке онлайн-обучения иная. Во-первых, есть множество профильных курсов, появляются даже программы высшего образования. Независимые методологи и методисты, как Светлана Толубеева, тоже обучают будущих коллег. То есть возможностей для обучения много, и вряд ли в такой ситуации работодатель предпочтёт начинающего специалиста, который нигде не учился.

Во-вторых, как в EdTech, так и в корпоративном секторе сейчас стараются повышать качество обучения, а значит, растут и требования к компетенциям методистов, которые это обучение проектируют. Как заметила Ольга Чигаева, сейчас даже владельцы крошечных онлайн-школ, у которых всего-то пара курсов, бывают знакомы с базовыми принципами андрагогики и разработки курсов, поэтому ожидают от методиста, к которому обращаются за услугами, соответствующей профильной подготовки.

Методисты постоянно учатся чему-то новому

Все представители профессии, которых мы опросили, единодушно сходятся в одном: что бы ни окончил методист, ему всё равно регулярно приходится учиться чему-то новому где-то ещё. Анастасия Гичева процитировала слова Джона Коттона Дана, известного музейного и библиотечного деятеля: «Кто осмеливается учить, никогда не перестаёт учиться». По её словам, сейчас методисты Skyeng и Skysmart осваивают, например, применение нейросетей в проектировании обучения. Об этом же упомянула и Варвара Егорова:

«Учиться приходится чаще всего тому, как использовать технологии в образовательных продуктах. Появились чат-боты — надо учиться тому, как их эффективно применять в разработке образовательных программ и реализации продуктов. Появились нейросети, ChatGPT — надо придумать, как можно это использовать».

Марина Харахордина рассказала о том, что она регулярно обращается к новым книгам и курсам, научным статьям, интервью с экспертами. «Не всё моё обучение связано именно с методической деятельностью, но оно в любом случае помогает в работе», — отметила она.

Ольга Чигаева поделилась, что постоянно углубляет свои знания в андрагогике, психологии и нейронауках, следит за трендами в образовании и в обществе в целом. Похожий ответ дал и Михаил Осипов — он среди актуальных для себя тем обучения назвал также педагогический дизайн, мультимедийную дидактику (то, как люди учатся и как их можно учить с помощью мультимедийных инструментов) и ТРИЗ. Кроме того, он призвал обращать внимание на развитие не только специализированных навыков, но и универсальных компетенций:

«Я просматриваю десятки резюме методистов — многие пишут о развитых у них навыках коммуникации, системного и креативного мышления, обучаемости и так далее. А во время работы над проектами оказывается, что навыки эти не развиты. Поэтому обращать внимание только на „жёсткие“ навыки (hard skills) недостаточно», — говорит Михаил.

К слову, методисту курсов действительно приходится в процессе работы много общаться с людьми. И не только с членами команды и заказчиками обучения, но и с предметными экспертами, которые предоставляют фактологическую информацию для курса. Так что гибкие навыки общения и работы в команде действительно очень важны.

Обязательно ли методисту иметь педагогическое образование

Если говорить о страхе «Без диплома педагога меня не возьмут на работу методистом», то он беспочвенный: далеко не у всех методистов, работающих в EdTech и корпоративном обучении, как мы убедились, есть базовое педагогическое образование. А если ставить вопрос о том, нужны ли методисту те знания, которые дают в педвузе (мы говорим сейчас не о профильных программах подготовки именно методистов, а о «классических» педагогических программах подготовки учителей), то теория, конечно, будет полезной, но одной её недостаточно — всё равно придётся осваивать именно методическую «кухню». По уже упоминавшейся причине: методист и педагог — разные профессии. Кроме того, глубокие знания подходов к обучению детей и детской психологии не пригодятся там, где нужно проектировать обучение для взрослых (здесь действуют свои подходы).

К тому же современная профессия методиста требует знаний из очень разных сфер деятельности, и быстро, за один курс, их нигде не получишь. «Ещё года четыре назад на позицию junior-методиста в Skyeng мы могли взять просто хорошего преподавателя английского. Теперь этот портрет устарел, и нам нужен больше, чем просто опытный преподаватель», — отметила Анастасия Гичева. Сейчас методисту важно владеть основами UX-дизайна, продуктового менеджмента и маркетинга, быть технологически подкованным (проектировщики онлайн-обучения используют в работе много разных цифровых инструментов). Поэтому каждому методисту, особенно начинающему, в любом случае придётся постоянно добирать и актуализировать знания и навыки.

Словом, если педагогического образования нет, это не помешает освоить методическую профессию с помощью курсов, профильной литературы и наставников. И наоборот, если педобразование есть, оно не закроет всех потребностей в знаниях, которые нужны для проектирования онлайн-курсов. Вот несколько историй начинающих методистов, которые поделились своими первыми впечатлениями от профессии. У некоторых из них было базовое педагогическое образование и опыт преподавания, а другие пришли из совершенно других сфер деятельности.

Как подчёркивают эксперты, в любом случае профессиональное обучение должно быть глубоким и систематическим, особенно если будущий методист начинает с нуля. Без структурированных знаний педагогики и андрагогики, моделей проектирования учебных курсов, психологии обучения и даже открытий нейронаук невозможно проектировать по-настоящему качественные образовательные программы.

«Человек, который всему этому учился, прекрасно понимает, например, почему люди выполняют задания и почему не выполняют. Есть законы, которые это объясняют. Если же начинающий методист с ними не знаком, он не учитывает их в проектировании учебной траектории, не закладывает в программу соответствующие механики. А потом удивляется, почему его программа не работает: „Может, эксперта поменять или геймификацию добавить?“ Учёные провели уже миллиард исследований о том, как люди учатся, выявили закономерности и рассказывают о них. Не надо изобретать велосипед, не надо пытаться геймификацией или чем-то ещё, как пластырем, залепить свою некомпетентность», — предостерегает Светлана Толубеева.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована