Образование
#Руководства

Как снизить стресс учащихся: советы преподавателям и методистам

Изменения в программе и образовательной среде помогут уменьшить влияние стресса на учащихся.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Краткая справка

Соня Смыслова

Сооснователь и куратор программ School of Education, автор книги «Проектирование образовательного опыта».

Статья написана на основе лекции «Обучение и стресс. Как поддерживать учащихся в условиях кризисного контекста?», организованной School of Education.


Что собой представляет стресс и какой он бывает

Стресс — это не обязательно негативное состояние. Оно может быть как вредным, так и полезным.

В науке полезный вид стресса называют эустрессом. Он возникает, когда человек воспринимает стрессовую ситуацию как новый вызов, ощущает приятное волнение. Например, это может быть покупка квартиры или первый день на новой интересной работе.

Если же ситуация воспринимается как угроза, она связана с лишением, неудачей, травмой или насилием, то возникает дистресс — отрицательный стресс. Он не приносит организму ничего хорошего, особенно если долго не проходит. Дальше речь пойдёт именно о вредном стрессе, который вызывают различные факторы за пределами процесса обучения.

При этом важно учитывать, что стресс возникает не только под влиянием внешних обстоятельств. Сам процесс какой-либо деятельности (в нашем случае — обучения) тоже способен вызывать у человека стресс.

Этот механизм описывает так называемый закон Йеркса — Додсона. Психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон в начале XX века обнаружили, что результаты выполнения каких‑либо задач улучшаются, когда человек испытывает давление — возбуждение, напряжение. Однако этот эффект становится отрицательным, когда давление слишком велико — и результаты начинают ухудшаться.

Модель, изображающая закон Йеркса — Додсона
Инфографика: Skillbox Media. Источник данных: статья The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation, Роберт Йеркс и Джон Додсон

Если очень упростить, то учащийся скучает, когда обучение не представляет собой никакого вызова. А вот умеренное давление вызывает полезный стресс — повышает мотивацию, побуждает сфокусироваться на задаче и достичь результата. Но в какой-то момент, если давление усиливается и нагрузка не снижается, этот стресс становится вредным. Состояние учащегося ухудшается, замедляется его прогресс.

Как стресс влияет на когнитивные способности и поведение

Стресс воздействует на несколько ключевых составляющих, которые важны в обучении. Это память, усвоение информации, концентрация и социально-эмоциональное поведение.

Краткосрочный физиологический стресс (повышение уровня гормона стресса кортизола, учащение сердцебиения), который возникает в какой-то момент и быстро проходит, может влиять по-разному.

Например, представим, что учащийся переживает краткосрочный стресс на уроке — именно в процессе обучения. Как считают учёные из Амстердамского университета, это поможет его мозгу эффективнее перенести информацию из оперативной памяти в долговременную. То есть в результате он лучше, чем контрольная группа, запомнит то, что изучал в стрессовый момент.

Однако, если человек испытал стресс до того, как приступил к учёбе, запомнить изученное ему будет гораздо сложнее. Его мозгу просто не хватит ресурсов, чтобы перенести информацию из оперативной памяти в долговременную.

Со стрессом, который продолжается длительное время (его принято называть хроническим), ситуация гораздо сложнее. Он однозначно вреден для организма, а с точки зрения обучения, как доказали исследователи из Гамбурга, воздействует в первую очередь на концентрацию внимания.

Фото: Zamrznuti tonovi / Shutterstock

Так, если учащийся не испытывает влияния длительного стресса, его оперативная память вполне способна фильтровать отвлекающие факторы. В итоге он может, например, вдумчиво прочесть главу из учебника и запомнить главные тезисы.

У человека в состоянии хронического стресса оперативная память уменьшается. Ей не хватит «мощности», чтобы отсеять отвлекающие факторы, поэтому он вряд ли сможет сфокусироваться на занятии. Более того, способность переносить новую информацию в долговременную память (то есть запоминать) тоже ухудшается. Как и способность вспоминать изученное — «доставать» из долговременной памяти.

Чем дольше это продолжается, тем больше страдает способность учиться.

Можно ли что-то с этим сделать? К счастью, да — мы можем в какой-то степени уменьшить ущерб, адаптировав образовательную среду и изменив то, как учащийся взаимодействует с учебным материалом.

Какие учебные практики снижают влияние стресса

Есть несколько способов уменьшить воздействие хронического стресса, то есть разгрузить оперативную память, помочь процессу запоминания и вспоминания, а также научить учащегося контролировать свои эмоции и состояние. Вот что стоит сделать.

Снизить уровень полезного стресса

Да, в обычной учебной ситуации краткосрочный стресс действительно улучшает результаты и помогает запоминанию. Однако человек, находящийся в хроническом стрессе, и так испытывает давление и напряжение. Поэтому дополнительное стрессовое воздействие только усугубит сложности в обучении.

То есть если вы знаете, что в текущих условиях многие из тех, для кого вы проектируете обучение, испытывают хронический стресс, то лучше отказаться от стрессовых методик.

Например, одна из таких методик — обучение от ошибки. Её суть в том, что учащемуся без соответствующей подготовки предлагается новая для него задача. При попытке её решить он, вероятно, допустит ошибку. Затем студент отрефлексирует и разберёт с преподавателем эту ошибку, а в результате получит знание. Однако решение задачи без подготовки — само по себе стресс. Учащемуся в кризисной ситуации такой подход скорее навредит, чем принесёт пользу.

Также стоит снизить уровень автономности учащегося. Самостоятельное принятие решений, ситуация поиска или выбора — это тот самый позитивный стресс, который в благоприятной ситуации мотивирует ученика. Но при хроническом стрессе лучше его объём сократить. Насколько — зависит от того, какой уровень автономности был у ученика раньше, потому что идеальный для всех параметр определить невозможно.

И наконец, будет полезен плавный рост сложности учебного материала. Некоторые программы обучения построены так, что от ступени к ступени сложность возрастает довольно резко. Поэтому каждый переход на следующий этап становится стрессом для ученика. В таком случае, вероятно, стоит пересмотреть эту динамику — добавить где-то промежуточный шаг, что-то упростить.

Разгрузить оперативную память

Чтобы вернуть учащимся способность концентрироваться, понадобится снизить их когнитивную нагрузку — то есть количество информации, которую им необходимо удерживать в оперативной памяти.

Во-первых, лучше не давать открытых заданий, особенно новичкам в теме обучения. Полезнее будут чётко сформулированные задания с понятными целями, а также инструкциями по выполнению.

Во-вторых, стоит предложить примеры выполнения или частичные решения. Вместо того чтобы самостоятельно разбираться, как выполнить то или иное задание, учащиеся смогут просто сделать его по аналогии, не испытывая дополнительного стресса.

И в-третьих, рекомендуется избегать избыточности. С когнитивной нагрузкой тесно связан эффект разделения внимания. Он возникает в случае, когда человеку нужно получать и соотносить информацию из разных источников. Например, иллюстрация размещена на доске, а пояснения к ней находятся в учебнике. Если соединить всё в одном месте, это поможет разгрузить оперативную память.

Говоря об избыточности, полезно также исключить всё, что не требуется для достижения образовательного результата. Информация, которую просто «было бы неплохо знать», отвлечённые истории, любопытные факты — если людям и так трудно сфокусироваться на теме, без этого всего лучше обойтись.

Также не помешает научить самих учащихся разгружать свою оперативную память. В первую очередь — устранять отвлекающие факторы, например, отключать уведомления на смартфоне на время занятий. А ещё наблюдать, в каких ситуациях им проще сконцентрироваться, а в каких сложнее. Скажем, кому-то фоновая музыка помогает сосредоточиться на чтении, а кому-то, наоборот, мешает.

Активизировать процесс усвоения информации

Чтобы запоминание и вспоминание информации были эффективнее, стоит использовать интервальное повторение. Эта практика подразумевает, что одна и та же информация встречается во время обучения несколько раз, с достаточно длинными промежутками между повторами. Условно говоря, студент знакомится с темой и решает задачу в сентябре, возвращается к этой теме и задаче в декабре, а потом в марте. Это помогает закрепить знания и навыки, а также развивает способность вспоминать изученное. Кстати, учёные не так давно выяснили механизм, благодаря которому при интервальном повторении информация запоминается лучше.

Также полезно разбивать большие сложные задачи на более мелкие составляющие. То есть вместо одного объёмного проекта может быть лучше дать ученикам набор заданий, который позволит несколько раз повторить изученное и отработать это на практике.

И опять же, для эффективного запоминания лучше не оставлять учащегося наедине с задачей. Хорошо, когда он может обсудить её с преподавателем или другими студентами, вместе с ними вникнуть в задание, поразмышлять над темой.

Внедрять стратегии поддержки

Реакция человека на стресс достаточно индивидуальна. Поэтому имеет смысл включить в образовательный процесс рефлексию учащихся на тему их текущего состояния и способности учиться. Это ещё один аргумент в пользу того, что не стоит бросать студентов одних, лучше избегать изолированного обучения полностью в одиночку. На асинхронных курсах, конечно, в любом случае многое строится на самостоятельности, но организаторы обучения могут хотя бы устроить общение в группе — скажем, в чате потока.

И ещё стоит внедрить практики индивидуальной поддержки. Поддержку может обеспечивать психолог, тьютор или куратор курса, который отреагирует на запрос студента, обсудит с ним, как проходит обучение, поможет при возникших сложностях.

Помогать учащимся справляться с эмоциями

Стресс нередко ухудшает социально-эмоциональные навыки человека — те, которые позволяют управлять своими эмоциями и приемлемо проявлять их в обществе. Поэтому люди в стрессе могут, например, реагировать на что-то агрессивно даже в обстоятельствах, в которых обычно так себя не ведут.

Здесь может помочь наличие позитивных ролевых моделей. На их примере можно демонстрировать и напоминать учащимся, какое поведение желаемо в данной среде.

Мы не способны повлиять на хронический стресс, вызванный внешними обстоятельствами в жизни учащихся. Но можем проводить для них занятия по управлению учебным стрессом и помогать им хотя бы немного разгрузиться.

Важно — не стоит игнорировать и полностью исключать эмоции из учебного процесса. Подход «сейчас мы учимся, а потом сами как хотите разбирайтесь, что с вами происходит» вреден, а порой даже опасен. Поэтому, как бы ни было сложно, придётся иметь дело с негативными эмоциями, которые испытывают учащиеся.

Как стресс влияет на ценности и установки человека

Любая осмысленная деятельность, которая приносит человеку удовлетворение и счастье, проистекает из внутренней мотивации. То есть не от внешних стимулов, вроде награды или наказания, а от личностного порыва, осознанного стремления.

Это касается и обучения. Если мы находим личный смысл в образовательном процессе, понимаем его ценность, то чувствуем себя хорошо. В обычных обстоятельствах найти этот смысл и сформировать внутреннюю мотивацию помогают практики метаобучения — например, рефлексия над вопросами: «Как я учусь? Зачем мне это нужно? Почему это важно? Каких целей я достигаю с помощью обучения?»

Но сильный или хронический стресс способен разрушить внутреннюю мотивацию. Поэтому человек может перестать видеть смысл в обучении — и даже в жизни. Но, к счастью, человеческая психика обладает специальными механизмами, позволяющими ей адаптироваться к самым страшным обстоятельствам.

Свою модель «производства смысла» в стрессовых ситуациях представила исследовательница Кристал Пак. Она предлагает отделить глобальные смыслы — ценности, взгляды, установки человека — от ситуативных. Под ними Пак понимает выводы, которые мы делаем при столкновении с какой-либо значимой ситуацией, проблемой, вызовом.

Если ситуативные выводы противоречат нашим ценностям и установкам, то, по словам исследовательницы, в дело вступают механизмы адаптации. Мы когнитивно и эмоционально обрабатываем ситуативные смыслы, чтобы на этой основе пересмотреть и модифицировать смыслы глобальные — совсем немного или значительно, в зависимости от ситуации. Если психика успешно с этим справляется, человек проходит некую трансформацию, ощущает внутренние изменения и снова обретает цельные глобальные смыслы.

При этом образование само по себе (если речь идёт не только об обучении, например, прикладным навыкам) — стрессовый процесс, который человека трансформирует. И если в эту ситуацию включается внешнее событие, заставляющее пересмотреть глобальные ценности, то психика испытывает двойной удар. Как его можно смягчить? Об этом дальше.

Как образовательная среда поможет адаптироваться

В ответ на двойной стресс у человека проявляются два стремления, которые во многом противоречат друг другу и которые одновременно очень важны для ощущения благополучия.

Первое из них связано с включением в сообщество (англ. communion), с пониманием и поддержкой со стороны других людей. А второе — это агентность (англ. agency), то есть стремление проявить своё влияние, сделать что-то значимое.

Чтобы помочь учащимся удовлетворить оба этих стремления и успешно адаптироваться к стрессу, образовательная среда должна поощрять как самореализацию, так и сотрудничество, быть пространством поддержки и принятия.

Образовательная среда как пространство агентности

Ключевая идея в том, чтобы дать учащемуся почувствовать себя субъектом в образовательном процессе. А для этого обучение должно стать в какой-то степени горизонтальным. Степень этой горизонтальности во многом зависит от возраста учащихся — например, младшеклассникам всё же необходима фигура значимого взрослого, который направляет их обучение.

Чтобы усилить агентность учащихся, можно использовать самые простые методы, такие как «открытый микрофон». То есть предоставить пространство для того, чтобы студенты могли презентовать свои проекты, рассказывать о своих интересах, поднимать важные для них вопросы и так далее.

Также полезно совместное проектирование образовательной программы. То есть между разработчиком программы (методистом, преподавателем) и учащимися происходит диалог о том, как должна выглядеть учебная программа, из чего она состоит, что в ней нужно изменить.

Агентность ярко проявляется в учебной деятельности, связанной с реальной жизнью. И наоборот — если предполагается, что учащиеся отключаются от внешнего мира и фокусируются только на происходящем в классе или аудитории, это развитию агентности не поможет. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы включить в программу проектное обучение. А в развитии сотрудников вместо выездных тренингов применять обучение на рабочем месте.

Ещё стоит учитывать, что агентности вредит строго заданный учебный маршрут. И здесь есть противоречие. Чёткий маршрут снижает автономность учащегося, и ему не нужно долго размышлять о том, как и куда двигаться. Это, как мы помним, полезно для того, чтобы снизить влияние стресса на когнитивные способности. Но это одновременно мешает достижению агентности. Так что в конкретной ситуации придётся выбирать, что важнее.

Образовательная среда как пространство сообщества

Логично, что для построения сообщества понадобится применить кооперативные практики.

Будут полезны групповые проекты, в которых учащиеся совместно что-то создают, и другие виды взаимодействия внутри группы — например, peer-to-peer-обучение и наставничество. Кстати окажутся разные виды поддержки — тьюторство, коучинг.

Образовательная среда как пространство принятия

Также очень важно, чтобы образовательная среда стала пространством принятия, где приветствуется выражение своих взглядов и где каждый получает поддержку.

Фото: 4 PM production / Shutterstock

Чтобы такое пространство действительно сформировалось, над отношениями в группе стоит поработать отдельно. Стоит обратить внимание на метод дебатов — так учащиеся привыкнут высказывать своё мнение и прислушиваться к другим. Можно добавить групповое обсуждение личных кейсов — условный «вечер неудач», где каждый рассказывает о том, что у него не получилось и что хочется исправить, и получает поддержку.

А вот излишней шаблонизации стоит избегать. То есть если дать учащимся образец и сказать: «Делайте только вот это и вот так, ни шага в сторону», это лишит их пространства для творчества и самовыражения.

Две стратегии управления стрессом на уровне организации

Названные выше подходы и методы складываются в две стратегии, которые распространяются не только на образовательные программы, но и на уровень всей организации.

Первая стратегия — контейнирующая. В ней образовательная организация представляет собой островок спокойствия и в первую очередь заботится о комфорте учащегося. Такую стратегию характеризуют:

  • надпрограммная деятельность — совместные мероприятия, выезды, походы, конференции;
  • социальное пространство — библиотека или другое помещение, где всегда можно встретиться с кем-то и пообщаться, открытая в любое время онлайн-переговорка;
  • пространство самовыражения — поощрение творческой деятельности, организация выставок и других мероприятий, где учащиеся могут установить личный контакт, узнать больше об интересах друг друга.

И вторая стратегия — агентирующая, где образовательная организация выступает как платформа для деятельности и самореализации. Для неё характерны:

  • рефлексия о зоне своего влияния — учащийся размышляет, как он может применить свои силы в рамках обучения (например, участвовать в экологических инициативах);
  • учебная деятельность, которая отражается на внешнем мире, — скажем, социальные проекты, связанные с жизнью локального сообщества;
  • пространство размышления и диалога на уровне учебного заведения.

На первый взгляд, это две противоположные стратегии. Но мне кажется, ничто не мешает заимствовать подходы из обеих и комбинировать их в разных сочетаниях — в зависимости от целей и обстоятельств.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована