Как школьники наследуют учебные привычки своих родителей
Оказывается, семейные традиции распространяются даже на то, как люди учатся.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Учиться можно разными способами — более и менее эффективными. Скажем, кто-то будет откладывать на последний момент и вызубрит ответы на вопросы лишь за ночь перед экзаменом, но вряд ли что-то из этого останется в голове надолго. А кто-то постарается распределить нагрузку равномерно и учить заранее, постепенно, тему за темой, пересказывая её членам семьи или даже воображаемому слушателю.
Научно доказано, что бывают эффективные и малоэффективные стратегии для запоминания изученного, но большинство школьников, студентов, да и взрослых учащихся мало осведомлены о том, какие подходы помогают глубоко усвоить учебный материал, а какие почти бесполезны. Об этом вообще мало кто задумывается, если учителя и преподаватели не берут на себя ещё функцию «научить правильно учиться» (что тоже происходит далеко не в каждом учебном заведении). А как же тогда дети и взрослые выбирают «свой» способ учёбы?
Учёных исследователей в области образования тоже заинтересовал этот вопрос. Особенно любопытно, почему некоторые учащиеся, пусть они и в меньшинстве, чаще, чем другие, выбирают более трудоёмкие учебные стратегии и добиваются успеха. Что на них влияет и можно ли задействовать эти факторы, чтобы больше студентов и школьников использовали эффективные способы обучения?
Исследователи из Германии, Японии и Великобритании предположили, что дети могут буквально наследовать учебные привычки от родителей. Научная статья об этом вышла в конце 2023 года в Learning and Instruction. Рассказываем о её основных выводах.
Почему исследователи решили изучить взгляды родителей
Как и полагается в научной работе, авторы новой статьи провели обзор предыдущих исследований по теме. Вот что из них было известно:
- Высокая мотивация к обучению и интерес к конкретной теме способствуют тому, что учащиеся глубоко погружаются в материал, то есть «копаются» в этой теме.
- Если же учащимся неинтересно, и они лишь мечтают, чтобы занятие поскорее закончилось, это стимулирует их максимум перечитать тему, механически позубрить её и использовать другие поверхностные методы.
- Ограничения по времени и чувство тревоги тоже способствуют выбору неэффективных учебных стратегий.
- Важны мнения самих учащихся об эффективности стратегий. Логично, что они стремятся выбирать такие способы обучения, которые позволят запомнить материал лучше при минимуме усилий.
Проблема с последним фактором — представлениями учащихся — в том, что у них чаще всего нет объективного понимания, какие учебные стратегии наиболее эффективны. Например, интуитивно кажется, что лучше прочитать параграф несколько раз подряд, чем тратить время и силы на то, чтобы пытаться самостоятельно, не подглядывая в текст, что-то выудить о нём из своей памяти (ведь можно в чём-то ошибиться, что-то упустить). Хотя на самом деле эффективнее как раз второе — это называется практикой извлечения.
Из предыдущих исследований известно, что на выбор учебных стратегий влияют преподаватели. Если у педагога, например, репутация того, кто добивается понимания и независимых мнений, а не зубрёжки, его ученики более склонны действительно разбираться в предмете.
Влияние семьи в вопросе выбора способов обучения практически не изучали раньше. Было известно, что мнения родителей о способностях ребёнка, к примеру, к математике, отчасти определяют его собственную самооценку в этой сфере — а она, в свою очередь, влияет на реальные успехи. То же касается убеждений в важности образования вообще и в значимости отдельных дисциплин. Например, в одном эксперименте учёным удалось повысить долю школьников, записавшихся на STEM-курсы, информируя о значимости этих курсов и их связи с будущими перспективными профессиями не самих учащихся, а их родителей.
В новом исследовании решили выяснить, как родители влияют на мнения детей не о том, чему учиться, а о том, как именно учиться правильно.
Как проводили исследование
Данные собирали в Японии в две волны. Всего в исследовании участвовали 200 пар «родитель — ребёнок в возрасте 13–15 лет». При этом в 161 паре родителей представляли матери. Респондентов привлекали по почте через частную исследовательскую фирму, так что они находились в разных частях Японии.
Оба раза родители и дети заполняли одинаковый опросник, в котором нужно было оценить по пятибалльной шкале эффективность различных учебных стратегий (но во второй раз откликнулись только 102 семьи из 200). Всего в опроснике на примере изучения математики была описана 21 учебная стратегия. Дети также оценивали, как часто они используют ту или иную стратегию, тоже по пятибалльной шкале.
В список вошли, к примеру, такие стратегии:
- Я перечитываю учебники и свои заметки, фокусируясь на важных понятиях и формулах.
- Я пытаюсь решать задачи, с которыми раньше не мог справиться.
- Я читаю задачи в учебнике, а потом сразу смотрю на ответ, не пытаясь решить их самостоятельно.
- Когда я учу математику, я повторяю связанные с новой темы, изученные ранее.
- Когда я учу математику, я думаю о её связи с повседневной жизнью.
- Я пропускаю темы, которые не понимаю.
- Я фокусируюсь на темах, которые, наверное, будут на экзамене.
Помимо основного опросника, все участники заполняли короткий тест на общий интеллект, а родители — анкету о родительском поведении и о доходах семьи. Учитывались также школьные успехи детей по пяти основным предметам, включая математику, и их учебное время (со слов самих школьников). Отдельно оценивали склонность респондентов давать социально желательные ответы — она могла повлиять на то, как учащиеся оценивали свою добросовестность в учёбе.
Какие результаты обнаружили и почему на них стоит обратить внимание
Обобщение собранных данных показало, что родители и дети зачастую оценивают как эффективные одни и те же учебные стратегии, и именно их школьники используют чаще.
Это подходы с опорой на учебник: проработка заданий из него, перечитывание с фокусом на важных понятиях и формулах, повторение наиболее трудных тем и тех разделов, которые будут на экзамене, разбор объяснений к готовым ответам.
Такую стратегию, как самостоятельное написание математических упражнений, мало кто считал полезной, и школьники её почти не использовали. То же относится к заведомо провальным привычкам — например, мало кто признался, что пропускает непонятные темы. Авторы считают, что самые высокие оценки эффективности получили традиционные для школьной математики подходы, направленные на интенсивное решение задач, — то, чему и родителей, и теперь их детей учили в школе.
Но основные выводы исследователи сделали, проследив связь между тем, какие стратегии родители в каждой паре называли эффективными при первом опросе, и какие стратегии дети использовали чаще на момент второго опроса. Зависимость между этими данными действительно нашлась: чем выше оценивали родители эффективность стратегии при первом опросе, тем чаще их дети использовали эту стратегию в учёбе на момент второго опроса.
Если учесть убеждения самих детей насчёт эффективности тех или иных стратегий, связь их поведения с родительскими оценками ослабевала, но не исчезала. То есть отчасти родители влияли на детей, меняя их мнения, но не только. Другие характеристики семей — например, опекающий или автономный родительский стиль — на учебные стратегии детей не влияли.
Почему это важно? Передача детям знаний о том, какие способы обучения наиболее эффективны, может быть одним из факторов, благодаря которым в более образованных семьях и дети достигают более высокого уровня образования. У этого явления есть и более очевидные причины: например, более образованные родители в ряде стран и зарабатывают больше, и более склонны оплачивать детям дополнительные занятия. А ещё у родителей с разным уровнем образования могут различаться мнения по поводу способностей своих детей и доступности им того или иного вида деятельности. Иногда родительские установки на этот счёт бывают ограничивающими — в духе «мы университетов не оканчивали, и тебе не надо».
Новое исследование показывает, что родители могут непосредственно влиять на учебное поведение детей. О конкретном механизме этого влияния работа, правда, ничего не сообщает. Но можно предположить, что родители делятся своими представлениями об эффективности тех или иных способов обучения и дают советы, когда помогают детям с домашним заданием.
Согласно исследованию НИУ ВШЭ, в России более половины родителей школьников так или иначе помогают детям выполнять домашку, например с поиском информации или с решением самых сложных задач. И, похоже, при этом школьники усваивают не только математику или английский, но и понимание того, какие способы обучения стоит использовать.
Исходя из этого, можно предположить, что эффективным учебным стратегиям стоит обучать не только самих школьников, но и их родителей, чтобы те транслировали правильные приёмы детям.
Читайте также: