Образование
#статьи

Как сделать текст курса понятным и вовлекающим

Как эффективно доносить до студентов информацию в текстовом формате?

Фото: urbazon / Getty Images

Эту тему обсудили участники онлайн-митапа под названием «Методические приёмы в электронных курсах. Новые и хорошо забытые старые», организованного центром «e‑Learning Мастер». В дискуссии приняли участие:

  • Александр Воробьёв — руководитель «SRC Мультимедиа», основатель платформы Argument, ведущий эксперт «e-Learning Мастер»;
  • Виктория Савицкая — эксперт по электронному обучению в Корпоративном центре компетенций «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард»;
  • Оксана Черных — основатель и управляющий директор LearnFlix;
  • Анна Смирнова — ведущий педагогический дизайнер LabMedia.

Вот несколько советов, которыми поделились эксперты. Они будут полезны всем, кто составляет текст учебного курса.

Правильно структурировать

Если текст представляет собой сплошное полотно, читателю потребуется приложить много усилий, чтобы выделить в нём ключевые тезисы. К тому же существуют исследования читательской грамотности, которые показывают, что современным подросткам и даже взрослым чаще всего бывает тяжело понять смысл текста, если тот не максимально простой.

Чтобы облегчить задачу понимания, важно структурировать текст. То есть разбить его на подтемы, разделы и параграфы. Причём не делать абзацы слишком длинными. Вместо перечислений в одном абзаце лучше использовать нумерованные или маркированные перечни.

Подзаголовки должны быть информативными, то есть читатель должен сразу понять, о чём пойдёт речь в конкретном текстовом блоке (это поможет ему ориентироваться в тексте, в частности искать нужную информацию). В идеале человек должен составить общее правильное представление, о чём этот текст, просто пробежавшись взглядом по названиям подразделов.

Фото: Alliance Images / Shutterstock

Придерживаться принципа «чем проще, тем лучше»

Даже самая идеальная структура не спасёт текст, написанный заумно. А что значит «заумно»? Это когда текст представляет собой нагромождение причастий, деепричастий и отглагольных существительных, которые так часто встречаются в официальных документах просто для солидности (такие обороты речи называют канцеляризмами). Если их переформулировать, смысл от этого не пострадает, а воспринимать текст будет легче. Ниже представлено несколько примеров:

ПлохоЧто не такХорошо
«Для осуществления преподавательской деятельности необходимо…»Использовано отглагольное существительное «осуществление», не принципиальное для понимания смысла (его лучше убрать)«Для преподавательской деятельности необходимо…»
«Необходимо освоение специальных навыков»Использовано отглагольное существительное, что усложняет восприятие текста (лучше заменить глаголом)«Необходимо освоить специальные навыки»
«Если вы осуществляете рассмотрение заявки, то...», «Тот, кто производит управление процессом…»Сказуемое искусственно расщепляется на глагол и отглагольное существительное (лучше убрать лишний глагол и существительное превратить в глагол)«Если вы рассматриваете заявку, то...», «Тот, кто управляет процессом…»

В написании текста для курса будет очень полезен приём «Как бы вы объяснили это ребёнку». Помните: целевая аудитория курса, как правило, ещё не разбирается в теме. А значит, раскрывать её азы надо максимально доступно. А вот тематический эксперт, который даёт информацию для курса, наоборот, профессионал в ней, и ему может быть трудно оценить, как воспринимается то, что он описывает, с точки зрения новичков. Так что такую оценку и «перевод» с экспертного языка на «простой человеческий», как правило, приходится брать на себя редакторам (если в команде создателей курса есть редактор) или методистам.

Давать словарь понятий и выделять главное

Конечно, упрощение работает лишь до определённой степени — если это курс на профессиональную тему, бывает невозможно избавиться от специализированной лексики, да и не нужно — ведь учащийся должен её освоить. Кроме того, некоторые термины необходимы для объяснения более сложных понятий в дальнейшем.

Здесь поможет визуальное выделение новых понятий, которые необходимо запомнить. Для этого можно использовать жирный шрифт, цветной фон, выносить ключевые тезисы и определения в отдельные блоки — например, с пометкой «Важно».

И конечно, для запоминания необходимо повторение. Важный тезис или объяснение сложного термина стоит повторять в разных подразделах, переформулировать, добавлять в видеоматериалы и проверочные задания.

Вызывать эмоции

Человеческий мозг устроен так, что мы лучше всего запоминаем то, что вызвало у нас эмоциональный отклик. Причём особенно хорошо запоминаются негативные эмоции — это тоже иногда используют в тексте курса.

Например, составляя курс по охране труда, можно просто сухо перечислить правила безопасности. А можно рассказать о последствиях, к которым приводит их нарушение, — и второй вариант, вероятно, запомнится гораздо лучше. Конечно, не стоит шокировать читателя яркими описаниями увечий из-за неправильной эксплуатации какого-то станка, но важно честно донести до студента: «Нужно делать вот так, иначе случится вот это».

Использовать сторителлинг там, где это уместно

Создавать эмоциональное воздействие на учащихся и объяснять сложные понятия и явления «на пальцах» хорошо помогает сторителлинг — примеры и истории, описание реальных жизненных и рабочих ситуаций. Это действительно эффективный инструмент, но он уместен не всегда.

Если студенты изначально высокомотивированные и начинают обучение осознанно, да и в теме они уже не новички, то элементы сторителлинга могут оказаться лишними и даже раздражать.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована