Как с помощью эмоций мотивировать учеников пройти курс до конца
Опыт основателя дистанционной IT-школы для подростков и создателя конструктора эмоциональных образовательных программ.
Когда мы запускали компьютерные курсы четыре года назад, первый урок по 3D-графике выглядел так:
Учеников вводили в теорию 3D, подробно знакомили с интерфейсом программы и предлагали самостоятельно сделать простую фигуру. Давали основы, объясняли элементарные вещи, и у нас не было мысли, что можно сделать по-другому.
И тогда мы столкнулись с тем, что на самом раннем этапе ученики стали покидать курс. Мы начали анализировать проблему и искать причину и в итоге интуитивно нащупали, в какую сторону нужно двигаться.
Теперь наш первый урок компьютерной графики выглядит так:
Это фрагмент сцены из мультфильма «Корпорация монстров». На первом же занятии ученики не слушают теорию, а делают что-то интересное и видят результат. Хитрость в том, что все элементы заранее готовы, так что от учащегося требуется только изменить масштаб фигур, правильно их повернуть и разместить.
В результате такого подхода процент отказов стал гораздо ниже. Длительность нашего курса — два года, и у него 80% доходимости. При этом принципы, о которых пойдёт речь, работают не только в IT, но и в любых других сферах, и подходят к любому типу образования — от дошкольного до корпоративного.
Универсальные эмоциональные состояния во время обучения
Что удерживает внимание ученика на протяжении курса? Не информация, которую он получает, и даже не авторитет преподавателя. Главную роль в вовлечении играют эмоции. И если вы их обеспечиваете, то ученик будет с вами до конца.
Дело в том, что во время обучения человек проходит через разные эмоциональные состояния. С помощью специальных приёмов вы можете ими управлять, а в результате — влиять на показатели вовлечения и доходимости.
На основе существующих теорий обучения (модели мотивации SSDL, ТРИЗ-педагогики, работы Роберта Ганье «Условия обучения» и других) и своего опыта мы выделили универсальную схему состояний, через которые проходит ученик.
- Начинается обучение со стадии «У меня получается». Именно на первом уроке важно не отпугивать учащегося сложной теорией, а дать ему заряд мотивации и интереса, показать, что он может достичь результата.
- Следующее состояние — «Я понимаю». Только здесь, подготовив почву из мотивации, можно давать фундаментальные основы изучаемой дисциплины, погружать ученика в теорию того, как это всё работает и почему именно так.
- Третья ступень — «Я экспериментирую». На этом этапе у ученика уже есть минимальный набор знаний, которые он может применять на практике. И здесь многие создатели курсов совершают катастрофический промах — не оставляют учащемуся поля для экспериментов. Позвольте ученику пробовать и ошибаться, использовать полученные знания по-разному. На курсах программирования дайте учащемуся все необходимые инструменты и предложите написать, скажем, программу-будильник — при этом функциональность, архитектуру и внешний вид он должен придумать сам. На курсах кулинарии предоставьте набор ингредиентов и поручите студенту приготовить из них своё блюдо. Проявление собственной воли — это важная составляющая вовлекающего обучения.
- За экспериментами следует состояние «Я делаю для себя». К этому моменту ученик обладает довольно глубоким пониманием предмета и может использовать знания и навыки для решения своих задач: например, создать инструмент для личного использования (тот же будильник) или отработать новые модели поведения.
- И последний этап обучения — «Я делаю для других». Если на предыдущей стадии целью было влияние на самого себя, то сейчас речь идёт о влиянии на других. Учащийся способен применять новые знания и навыки для того, чтобы менять окружающий мир — например, в профессиональной деятельности. Это цель любого обучения и финальная точка, к которой должен прийти курс.
Эти универсальные стадии применимы абсолютно к любому курсу. В зависимости от цели и содержания состояния могут меняться (скажем, «Я получаю пользу» вместо «У меня получается»), но общий принцип, с точки зрения ученика, остаётся неизменным: «Сначала я понимаю, для чего мне нужен этот курс, затем постигаю основы, экспериментирую с новыми знаниями, применяю их для решения личных задач и, наконец, — влияю на окружающий мир».
Основные причины низкой вовлечённости
Исходя из концепции эмоциональных состояний, можно выделить три причины трудностей с вовлечением:
- Слишком быстрая смена состояний. В таком случае ученик просто не успевает осмыслить очередной этап. К сожалению, нельзя дать универсальных рекомендаций по продолжительности каждой из стадий обучения. Поэтому советуем экспериментировать и запрашивать у учеников обратную связь. Если делать это регулярно и своевременно, проблемы с таймингом скоро станут очевидными.
- Слишком медленная смена состояний. Когда ученик уже готов двигаться дальше, например, к стадии экспериментов, а ему всё ещё объясняют теорию, возникает ощущение скуки.
- Неверный выбор состояния. В подавляющем большинстве курсов в самом начале делается акцент на состояние «Я понимаю» — объяснение фундаментальных основ. Однако ученик ещё не может эффективно усвоить информацию, ведь он пока не понимает, для чего ему эти знания.
Мы убеждены, что самое важное состояние — это «У меня получается». Если вы создадите хорошую «приманку» на первых уроках, то обеспечите такую сильную мотивационную базу, что её может хватить до конца курса. И наоборот: если во всём остальном у вас отличный курс, но его начало не вызывает интереса и чувства «У меня получается», то вряд ли вы добьётесь долговременного вовлечения.
Поэтому сейчас подробно разберём именно этот этап.
Быстрый результат как вовлекающий приём
Для тех, кто ведёт или создаёт курсы, очень важно отказаться от мысли, что раз ученик пришёл на первое занятие, то ему уже интересен курс. А если человек «отваливается» вскоре после начала, значит, курс ему просто не подходит.
Это работает не так. Когда ученик посещает первый урок, вы всё ещё должны воевать за его внимание и интерес. Ваша задача — «продать» ему весь курс. И самый эффективный способ этого достичь — в самом начале показать практический результат, который мотивирует знакомиться с предметом дальше, глубже погружаться в тему.
Чтобы добиться такого эффекта, можно использовать два способа.
Сверху вниз
Самый действенный способ — в первую очередь старайтесь применять его. Суть метода в том, что на первом уроке мы даём большой материал, который при этом не заставляет ученика глубоко погружаться в основы. Вместо этого в начале учащийся фокусируется на маленьких шагах.
Приведём наглядный пример из кулинарии. На первом уроке дайте ученику готовые коржи, крем и украшения и поручите ему собрать из этого целый торт. На следующем занятии — то же самое, только ученик уже самостоятельно готовит крем. Затем — выпекает коржи. И, наконец, вы доберётесь до стадии, когда учащийся делает всё сам из сырых ингредиентов.
Однако такой подход возможен не на всех курсах. В таком случае придётся использовать второй способ.
Снизу вверх
Иногда при обучении можно двигаться только от частного к общему, от меньшего к большему. Например, в курсе программирования для начинающих нельзя дать человеку готовый код и ожидать, что он тут же в нём разберётся.
В таком случае для первого урока придумайте серию небольших, интересных и близких ученику заданий, чтобы он мог выполнить их сразу и почувствовать удовлетворение.
Стандартное упражнение на первых занятиях по HTML-вёрстке — сделать на странице радугу и подписать каждый цвет. Это очень скучно. Мы даём ученикам задание вставить на страницу кадр из любимого фильма и добавить подпись-подсказку, чтобы остальные участники группы могли угадать картину. Теоретические основы те же самые, что и в упражнении с радугой, но такая упаковка задания гораздо интереснее для учеников.
Чек-лист: приёмы вовлечения, которые стоит взять на заметку
1. Быстрый результат
Давайте короткие, простые, актуальные для ученика задачи с наглядным результатом.
2. «Доделай»
Для выполнения задачи предоставляется частично готовый материал. Ученик его просто дорабатывает.
3. Близкое ученику
Используйте хорошо знакомый ученику контекст. Это может быть поп-культура, а если речь о корпоративном образовании — среда самой компании. Главное, чтобы это было близко и понятно учащемуся.
4. Аналогия
Преподаватель показывает, как выполняется задание, а ученики, действуя по алгоритму, завершают эту задачу или выполняют другую.
5. Демонстрация результата
Перед каждый уроком ученик должен понимать, на что он потратит это время, какую пользу получит от занятия: что узнает, что научится делать.
Разрабатывая новую программу обучения или корректируя существующую, помните о важности эмоций, не загружайте учеников теорией в самом начале, используйте приёмы вовлечения — и делайте хорошие курсы, которые захочется проходить до конца. Успехов!