Образование
#статьи

Как результаты PISA-2022 подсветили 6 факторов, которые снижают успехи в учёбе

В этот раз баллы школьников в тестах этого международного исследования упали как никогда сильно. Организаторы PISA постарались выявить причины.

Иллюстрация: Andrea Piacquadio / Max Fischer / Craig Adderley / Pexels / Pixabay / Annie для Skillbox Media

В декабре 2023 года Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) обнародовала результаты международного исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA, состоявшегося годом ранее.

В PISA-2022 приняли участие около 690 тысяч подростков из 81 страны и территории. Россия в этой волне PISA не участвовала, но познакомиться с мировыми трендами любопытно и полезно. Как минимум потому, что это исследование подсветило типичные причины, которые снижают образовательные успехи подростков (напомним, в PISA принимают участие 15-летние школьники). Эти причины могут иметь место в любой стране, и Россия не исключение. А зная причины, можно думать, как решать проблему.

В этот раз исследование было сфокусировано на математической грамотности — на решение математических задач выделяли половину тестового времени. А ещё, как всегда, проверяли уровень естественно-научной и читательской грамотностей, а также финансовой грамотности (задания по последней включали в тест опционально) и креативное мышление.

Насколько плохи результаты последней волны PISA

Организаторы PISA, безусловно, ожидали, что результаты этой волны исследования будут хуже, чем у волны 2018 года, из-за дистанционной работы школ в период пандемии. Но падение оказалось беспрецедентным.

По сообщениям ОЭСР, за все предыдущие годы исследования средний балл участников PISA ни по одному из видов грамотности не менялся сильнее, чем на четыре-пять баллов от волны к волне.

В 2022 году по сравнению с 2018-м результаты оказались ниже почти на 15 баллов по математической и примерно на 10 баллов по читательской грамотности. Показатели естественно-научной грамотности остались на прежнем уровне.

При этом важно учитывать, что упавшие на 10–15 пунктов баллы — это средние показатели по всем странам-участницам. За ними скрывается практически всеобщее ухудшение результатов, и во многих странах оно оказалось ещё более серьёзным.

Подробнее о результатах PISA сообщается в первом томе отчёта ОЭСР по исследованию.

По математической грамотности:

  • В Албании, Иордании, Исландии, Норвегии и Малайзии средний балл по математической грамотности по сравнению с 2018 годом упал больше чем 30 пунктов.
  • Более чем на 20 баллов (но менее чем на 30) снизились результаты по математике в Баку (Азербайджан), Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Черногории, Нидерландах, Польше, Португалии, Словакии, Словении, Швеции и Таиланде.

По читательской грамотности:

  • Более чем на 30 пунктов снизились средние баллы школьников в Албании, Исландии и Северной Македонии.
  • От 20 до 30 баллов в среднем потеряли в Баку, Финляндии, Гонконге, Малайзии, Марокко, Нидерландах, Норвегии, Польше и Словении.

И хотя в среднем по миру уровень естественно-научной грамотности участников PISA оценили практически так же, как в 2018-м, в ряде стран средний балл по ней тоже упал более чем на 20 пунктов. Это Албания, Исландия, Малайзия и Северная Македония.

Фото: LStockStudio / Shutterstock

Считается, что 20 баллов PISA отражают объём знаний и навыков, которые школьник осваивает за один учебный год. То есть во многих странах участники, по сути, потеряли год обучения или больше. Вероятным причинам снижения результатов PISA посвящён второй том отчёта ОЭСР об исследовании.

Причина 1


«Шоковый эффект» пандемии

PISA-2022, как отмечают в ОЭСР, стала первым масштабным международным образовательным исследованием, которое позволяет сопоставить данные об обучении школьников незадолго до и сразу после пандемии. И отчасти именно с закрытием школ в этот период в организации связывают падение результатов PISA.

Например, в топ-5 стран с наиболее высокими баллами по всем трём видам грамотности вошли Япония и Тайвань, где продолжительность закрытия школ составила, по данным PISA, менее двух месяцев. А в США, где средний балл по математической грамотности снизился на 13 пунктов, проблему связывают именно с закрытием школ и на правительственном уровне предлагают планы по повышению успеваемости учащихся.

С более высокими результатами PISA также связана доступность помощи учителя при закрытии школ, то есть лучшая организация удалённого обучения. В тех странах, где участники сообщили, что во время дистанта могли обратиться к педагогу, оказались выше баллы по математике.

Однако анализ всех данных PISA показал, что падение результатов наблюдалось во множестве стран — как там, где дистанционный режим действовал более трёх месяцев (как в Бразилии, Ирландии и на Ямайке), так и там, где школы закрывались ненадолго (как в Исландии и Швеции). То есть одним только фактором длительности закрытия школ во время пандемии нельзя объяснить успехов или провалов разных образовательных систем.

В целом эксперты ОЭСР формулируют вывод так: спад в результатах можно отнести на счёт коронавируса лишь частично. Влияние пандемии соединилось с более системными и долгосрочными факторами.

Это можно доказать, проследив, как менялись средние баллы учащихся из разных стран в предыдущие волны PISA. Например, по математике негативные тенденции наблюдались ещё до 2018 года в таких странах, как Бельгия, Канада, Чехия, Финляндия, Франция, Венгрия, Исландия, Нидерланды, Новая Зеландия и Словакия.

Причина 2


Образовательное неравенство

В PISA-2022, как и ранее в подобных исследованиях, проявились различия в достижениях учащихся из семей с разным социально-экономическим статусом.

Участники исследования, происходящие из более обеспеченных семей в странах ОЭСР, в среднем набрали в тесте по математике на 93 балла больше, чем их сверстники из бедных семей. В 22 странах этот разрыв ещё выше.

Для детей из семей с низким социально-экономическим статусом в ОЭСР, как посчитали эксперты, в семь раз выше вероятность не достичь базового уровня грамотности по математике. Для читательской грамотности вероятность получить низкий балл в пять раз выше.

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

В большинстве стран ОЭСР ситуация осталась такой же, как в 2018-м, но в двенадцати государствах разрыв в результатах между группами детей с разным экономическим положением вырос.

Есть ещё и неравенство между странами — самые обделённые учащиеся в некоторых странах обогнали по баллам тех, кто растёт в обеспеченных семьях в других странах. Например, показатели 20% самых привилегированных участников PISA в Узбекистане, Иордании и Доминиканской Республике оказались ниже тех, которые набрали школьники из семей с самым сложным социально-экономическим положением из Сингапура, Японии и Эстонии.

Причина, вероятно, в разных уровнях расходов образовательных систем на одного учащегося. Расчёты ОЭСР показали, что этот фактор объясняет 51% различий между средними баллами школьников из разных стран. Но после определённого порога — когда расходы на одного учащегося превышают 75 тысяч долларов США за все годы школьного обучения — связь между финансированием образования и результатами исчезает.

На самых высоких позициях предметных рейтингов PISA — страны с разными уровнями образовательных расходов. Например, в Ирландии, которая вошла в тройку лучших по читательской грамотности, расходы на школьное обучение одного ребёнка оцениваются в 94 тысячи долларов, в Сингапуре, стране-лидере по трём направлениям, — в 166 тысяч, а в Макао (КНР) — 195 тысяч.

Причина 3


Проблемы с безопасностью и дисциплиной в школах

Аналитики ОЭСР обнаружили, что в странах, где учащиеся в опросе 2022 года реже сообщали о буллинге, чем в 2018-м, результаты PISA по математической грамотности улучшились. Получается, безопасность обстановки в школе сказывается на учебных успехах.

Например, в Брунее, Доминиканской Республике и Саудовской Аравии доля школьников, которые сообщили о том, что их травят в школе, снизилась на 5–12%. А средние баллы по математике в этих странах выросли на 12–16 пунктов (у учащихся из бедных семей даже сильнее — на 13–27 баллов).

То есть ранее небезопасная обстановка в школе ограничивала потенциал учащихся из этих стран, а когда обстановка улучшилась, выросли и баллы. В целом среди стран, где о небезопасной обстановке в школе сообщили менее 5% участников PISA-2022, получилось больше лидеров исследования. Например, такие показатели в Сингапуре, на Тайване, в Ирландии и Корее, а также в Бельгии, Хорватии, Нидерландах, Португалии, Сербии, Швейцарии.

Почему так происходит? Буллинг и другие проблемы в школе могут привести к тому, что ученики перестают посещать уроки. В среднем по ОЭСР баллы прогульщиков по математике на 27 пунктов ниже, чем у тех, кто сообщил о регулярном посещении занятий.

Причина 4


Смартфоны и другие гаджеты

30% всех участников PISA-2022 в странах ОЭСР сообщили, что на большинстве уроков математики они отвлекаются на гаджеты. Четверть участников отметили, что проблемой для них становится также использование гаджетов другими учениками: даже если отвлекается не сам подросток, а кто-то из его одноклассников, учитель тратит общее время урока на то, чтобы призвать школьников к порядку.

В странах ОЭСР показано, что учащиеся, которые сообщили, что регулярно отвлекаются на гаджеты, получили в среднем на 15 баллов меньше в тесте по математической грамотности.

В отчётах ОЭСР отмечено, что школы (и целые образовательные системы), где действуют чёткие правила использования гаджетов на занятиях, меньше сталкиваются с невнимательностью учащихся.

Фото: AnnaStills / Shutterstock

Речь о том, что ученики чаще отвлекаются, если от них требуется держать цифровые устройства на своём столе во время урока, например для ведения конспекта или поиска информации. Удержаться в рамках учебных задач у детей не получается — если гаджет доступен, они регулярно отвлекаются на сообщения или игры. Если же в большинстве учебных ситуаций гаджеты не требуются (или полностью запрещены), у учащихся попросту меньше шансов отвлечься.

Напомним, что в 2023 году практику запрещения смартфонов в школах поддержали также в ЮНЕСКО. Но авторы отчёта о результатах PISA предупреждают, что хотя такой подход кажется разумным, доказательств эффективности у него пока немного. Например, 30% учащихся тех школ, где смартфоны запрещены, в ОЭСР сообщили, что всё-таки использовали гаджеты несколько раз в день. То есть сам по себе запрет не означает, что практика применяется.

При этом учащиеся, которые отметили, что используют цифровые устройства в учебных целях в школе около часа в день, получили в среднем на 24 балла больше в тесте по математической грамотности. А вот если такие учебные активности занимают больше часа в день, успеваемость страдает.

Причина 5


Математическая тревожность

Поскольку математика была главным направлением на PISA-2022, в опросе отдельно замеряли математическую тревожность. Участников спрашивали, насколько они согласны с утверждениями вроде таких: «Я чувствую беспомощность, когда решаю математические задачи», «Я переживаю по поводу того, что получу плохие оценки по математике».

По ответам на шесть таких вопросов исследователи вывели индекс математической тревожности и сопоставили его с данными о том, как участники справились с математическими заданиями в тесте. Оказалось, что повышенная математическая тревожность действительно связана со сниженными результатами по этому предмету.

С каждым баллом индекса математической тревожности балл по математической грамотности снижался на 18 пунктов. А среди 17 стран с наиболее высокими показателями математической тревожности оказались 13 таких, где средний балл по математической грамотности был ниже 400.

Но это правило не универсально: высокие показатели математической тревожности выявили также у участников из Гонконга, Японии, Макао и на Тайване, хотя эти страны вошли в число лидеров PISA по математической грамотности. Получается, математическая тревожность школьников из этих стран не мешает им достигать высоких результатов.

Фото: SeventyFour / Shutterstock

Причины, по которым так получается, ещё предстоит понять: предыдущие исследования, напротив, показывали, что в азиатских странах высокая математическая тревожность сильнее связана с плохой успеваемостью по предмету, чем в Европе.

Причина 6


Отсутствие социальной и семейной поддержки в учёбе

На результаты PISA-2022 повлияло и то, была ли у учащихся возможность обсуждать с кем-то учебные задания или выполнять их совместно.

Как оказалось, в тех школах, где ученики оставались выполнять домашние задания в специальном помещении (по сути, на «продлёнке»), баллы по математической грамотности на 13 пунктов выше, чем там, где такой возможности не было.

Авторы отчёта ОЭСР предполагают, что если ученики могут обращаться за помощью друг к другу и время от времени к учителям, это помогает им лучше разобраться в заданиях, а значит, и достичь более высоких результатов.

Также со стабильными результатами в математике связаны положительные ответы учащихся на вопросы о том, интересуются ли в семье их успехами в школе, и о том, проводят ли они время вместе с родителями.

Например, ученики с наиболее высокими баллами по математике сообщали, что в их семьях регулярно (раз в неделю или чаще) ужинают вместе или проводят время за общей беседой. В странах ОЭСР участники, которые отметили, что в их семьях таких практик нет, получали на 16–28 баллов меньше в тесте по математической грамотности.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована