Как превратить тесты в инструмент запоминания, а не только оценивания
Частые тесты с низкими ставками помогают лучше запомнить материал. Но для этого их нужно правильно применять.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Тесты давно обрели, как изящно пишут авторы статьи, о которой мы хотим рассказать, «негативную ауру» и среди студентов, и среди преподавателей. У первых — из-за связанного с ними стресса, у вторых — потому что тесты часто ассоциируют с игрой в угадайку, не имеющей ничего общего с реальной проверкой знаний.
А вот учёные-исследователи, наоборот, раз за разом доказывают, что от тестов может быть немалая польза: ведь они хороши не только для оценивания результатов обучения, но и как инструмент обучения. Чем полезны тесты и как превратить их в инструмент именно для учёбы, описали американские исследователи Диллон Х. Мёрфи, Джери Л. Литтл, Элизабет Л. Бьорк в статье «Ценность использования тестов в образовании в качестве инструментов обучения — не только для оценивания» (The Value of Using Tests in Education as Tools for Learning — Not Just for Assessment). Все их аргументы подтверждены ссылками на конкретные научные исследования. Кратко пересказываем суть.
В чём польза тестов
Тесты, объясняют авторы статьи, обычно связывают с суммативным оцениванием, которое используется для выставления оценок и вынесения суждений об успеваемости учащихся. Однако они могут быть и инструментом формирующего оценивания, смысл которого в информировании как учащихся, так и преподавателей о текущем уровне понимания темы учащимися и их знаний по ней.
Тесты могут быть полезным инструментом в создании так называемых желаемых трудностей (или полезных сложностей) — когда вы немного усложняете задание специально для того, чтобы учащиеся лучше запомнили материал. К ним относят, например, интерливинг и практику припоминания (retrieval practice). Ключевое в таких трудностях или сложностях — не сам факт усложнения, а способность вызвать определённый тип когнитивной обработки информации, который позитивно повлияет на обучение.
Возможно, трудности немного замедляют учебный процесс, но зато они усиливают его эффект. Тесты способны сделать это двумя путями:
- Непосредственно. Когда учащиеся успешно «вытаскивают» информацию из памяти через разные промежутки времени во время тестирования, это служит одним из способов интервального повторения и способствует лучшему запоминанию.
- Косвенно. Если в тесте обратная связь даётся сразу (то есть тестируемый видит, где ошибся, а где дал правильный ответ), то благодаря этому действию человек понимает, что он знает и чего не знает по теме. Если периодически решать тесты с мгновенными результатами в процессе (а не только в конце) учебного курса, это позволяет лучше планировать своё обучение. Тогда и результаты улучшаются, и время на повторение хорошо изученного тратить не нужно — можно повторить только то, где благодаря тестированию обнаружились пробелы.
Впрочем, такая стратегия обучения требует предварительной подготовки — важно, чтобы учащиеся не боялись тестирования (избавились от страха совершить ошибку), чтобы плохие результаты тестов их не демотивировали, и чтобы они в целом осознавали ценность тестирования.
Практика частых тестирований с низкими ставками (когда результаты теста слабо влияют на итоговую оценку за курс) снижает тревожность учащихся перед большими экзаменами (это тоже подтверждено исследованиями).
Получается, если студенты понимают преимущества частого тестирования, они могут считать его ценным инструментом, а не поводом для стресса, заключают авторы статьи.
Чтобы тестирование было действительно эффективным инструментом обучения, необходимо учитывать целый ряд факторов при его организации:
- количество проведённых тестов и их вес (ставка) во влиянии на финальную отметку за учебный курс (частые тесты с низкими ставками для обучения эффективнее, чем редкие тесты с высокими ставками);
- объём материала, по которому проводится тестирование (лучше проводить тесты, опять же, чаще и по небольшому количеству изученного материала, чем редко и сразу по большому объёму);
- формат тестов (например, тест может быть с множественными вариантами ответов или возможностью вписать свой ответ).
Исследователи дают в статье несколько рекомендаций, как сделать из теста действительно полезный инструмент, мы перескажем их ниже.
При этом авторы делают оговорку: совсем не обязательно понимать под полезными тестами формальные практики тестирования. Это запросто могут быть и онлайн-викторины, и быстрые опросы в жанре кликеров, и прочие игровые форматы. Главное — вовлечь учеников в практику припоминания, чтобы укрепить их знания в памяти.
Совет 1
Проводите тесты часто
Тестирование как инструмент суммативного оценивания проводят после завершения определённого блока учебного материала или учебного периода. При этом значимость результатов каждого теста для финальной отметки за курс высокая (то есть это тест с высокими ставками), а вот именно на запоминание информации такой тест не работает.
Авторы статьи предлагают такую альтернативу стандартному процессу: после каждой лекции или занятия проводить квизы (короткие тесты) с вопросами по разным разделам одной темы или же по разным темам. Это должны быть тесты с низкими ставками, чтобы в них не страшно было ошибиться. Объёмные тесты с множеством вопросов в середине и конце курса при этом отменять необязательно, просто нужно учесть, что именно на запоминание работают более частые и короткие тесты. Схематично это выглядит так:
- лекция по теме «A»;
- квиз по теме «A»;
- лекция по теме «Б»;
- квиз «A» + часть по теме «Б»;
- лекция по теме «В»;
- квиз «В» + по темам «A» и «Б»;
- тест по темам «A–В»;
- лекция по теме «Г»;
- квиз по теме «Г» + часть по темам «A–В»;
- лекция по теме «Д»;
- квиз «Д» + часть по темам «A–Г»;
- лекция по теме «Е»;
- квиз по теме «Е» + часть по темам «А–Д»;
- финальный тест по всем темам.
Может показаться, что настолько частые тестирования — уже перебор. Однако ряд научных исследований, проанализированных авторами статьи, позволяют преодолеть эти опасения:
- Частое тестирование улучшает результаты и позитивно влияет на усвоение информации.
В пример можно привести эксперимент, который провёл американский исследователь Фрэнк Лиминг в 2002 году со студентами собственного курса по психологии (в общей сложности его проходили 192 бакалавра). В начале каждого занятия преподаватель проводил мини-экзамен, в противоположность стандартной практике, когда за весь семестр студенты сдавали всего четыре экзамена. Лиминг выяснил, что постоянные проверки привели к лучшим отметкам в конце курса. Да и студентам на удивление понравилось: по итогам анонимного опроса оказалось, что так они упорнее учились, понимали материал лучше, чем на других курсах, и в целом остались довольны стратегией.
Анализ научной литературы показывает: долгосрочная память улучшается, если учащиеся готовятся к тестам или опросам регулярно, а не за один присест накануне большого экзамена. Конечно, стратегия регулярных проверок прекрасно подойдёт и для самоподготовки, просто большинству не хватает самодисциплины, чтобы ей следовать.
- Лучше не называть тесты тестами.
Как это? Очень просто: слово «тест» вызывает тревогу, потому что ассоциируется со стрессом на экзамене. Замените его на что-то нейтральное, не связанное со страхом. Это могут быть «квизы», «упражнения на повторение» или «измерение прогресса» — в общем, любое новое название, отражающее не столько оценочную суть, сколько полезную проверочную.
- Тестирование можно использовать как инструмент вовлечения.
В этом помогут инструменты вроде опросов Mentimeter или игр Kahoot! — в общем, таких, где нет ничего формального (в России для них есть аналог — myQuiz). Это также отличный способ проверить, насколько усвоен материал, распознать заблуждения и быстро поправить ошибки, если они есть. Учёные уверены, что такие простые тесты-игры потенциально станут неплохой мотивацией — ведь учащиеся увидят, что эти проверки повод не понервничать, а лучше усвоить новую тему.
- Тестирование может позитивно влиять и на усвоение новых знаний — если проводить его до изучения темы.
Конечно, учащиеся вряд ли ответят даже на минимум вопросов. Но исследователи приходят к выводу, что это подтолкнёт их лишний раз подумать о новой информации или новом материале, повысит концентрацию. Больше того, после предварительного тестирования мозг начинает иначе такую информацию обрабатывать.
Совет 2
Формулируйте «конкурентные» варианты ответов
Тесты бывают разных типов. Исследователи убеждены, что в идеале лучше составлять тесты с несколькими вариантами ответа. Причём варианты должны быть «конкурентоспособной альтернативой» — то есть все они должны выглядеть достаточно убедительно, чтобы, во-первых, распознать верный было не так просто, а во-вторых, сам поиск ответа побуждал бы вспоминать дополнительную информацию.
При этом не все конкурентные альтернативы правдоподобны, но и не все правдоподобные альтернативы конкурентоспособны. Последние требуют от экзаменуемых вспомнить информацию о каждом варианте, чтобы получить правильный ответ. Такое активное вовлечение и приведёт к улучшению результатов. Эксперты рекомендуют делать так, чтобы каждый альтернативный вариант ответа был тесно связан с правильным, но при этом и не запутывать учащихся слишком уж сильно.
Есть и другие формы вопросов теста, которые уже показали свою эффективность, например, с пропущенным словом — то есть такие, которые уже подсказывают ответ. Однако с ними нужно обращаться осторожно: дело в том, что они могут привести к феномену «забывания, вызванного вспоминанием» (retrieval-induced forgetting) — это когда в дальнейшем без подсказки человек уже не может воспроизвести правильную информацию.
Исправить такой недостаток позволяют вопросы в духе «Правда или вымысел?», в которых также заложены конкурирующие варианты ответа. Например, вы спрашиваете: «Правда или вымысел: Марс больше, чем Венера» — в этом случае человеку придётся вспомнить, что он знает об обеих планетах.
Совет 3
Совмещайте индивидуальные и групповые тесты
Учёные пока не пришли к однозначному выводу, что полезнее — индивидуальные или групповые тесты. Иногда групповые показывают лучшие результаты, но можно столкнуться и с эффектом «коллективного торможения» — люди хуже вспоминают (и запоминают тоже) нужный ответ, если делают это вместе.
Поэтому исследователи пришли к выводу, что лучше всего совмещать индивидуальный и групповой подходы. Например, можно сначала попросить учащихся самостоятельно выполнить задание, а уже потом вместе ответить на те же вопросы. При этом формулировка вопросов тоже важна: лучше брать для групповой работы вопросы с несколькими вариантами ответов и подсказками. А вот «открытые» вопросы (например, «Какая планета в солнечной системе самая большая?») работать будут хуже.
Кроме того, эксперты рекомендуют почаще вдохновлять людей использовать тесты и в самостоятельной подготовке. Вот какие стратегии можно предложить для начала:
- Краткое конспектирование материала по памяти — сразу после занятия или чтения учебника (конечно, без подсказок и подглядываний).
- Взаимное тестирование друг друга в небольших группах.
- Самопроверка по вопросам из учебника.
Чем чаще случаются проверка и самопроверка, тем больше шансов, что люди увидят преимущества тестирования, несмотря на трудности.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!