Как преподавать, поддерживая автономию учащихся: 7 советов
Вот семь советов преподавателя вуза, которые он применяет и сам.
 
 
Мотивация учащихся — вечно насущный вопрос для тех, кто их учит. Теория самодетерминации гласит, что в основе нашей внутренней мотивации лежат три основные психологические потребности — в автономии, в компетентности и во взаимодействии с другими. Чем больше автономии, тем выше уровень внутренней мотивации, наиболее благоприятной в том числе и для обучения. Иными словами, больше шансов, что человек будет учиться не из-под палки, а потому что ему и правда самому это важно. Соответственно, и на результатах обучения это скажется позитивно.
Считается, что внутреннюю мотивацию студентов развивает преподавание, которое поддерживает их автономию. В чём оно заключается? Об этом рассказал в своём блоге доцент кафедры психологии и координатор учебных программ Государственного университета Олбани (США) и автор книги «Преподавание, поддерживающее автономию студентов, в высшем образовании» Патрик Уайтхэд.
Но для начала разберёмся, как автономия работает на мотивацию. Это хорошо объяснил австралийский психолог Джонмаршалл Рив.
Как автономия учащихся связана с их мотивацией
Долгое время преподаватели и учителя склонялись к вполне типичным способам мотивации: например, обещанию неприятностей и плохих отметок в случае невыполнения задания, стандартным указаниям в повелительном тоне: «Делайте так-то». Всё перечисленное относится к средствам внешней мотивации. Суть в том, что человек руководствуется каким-то внешним стимулом, чтобы выполнить то, что от него требует педагог. Но если этот внешний стимул исчезнет, то и мотивация «растает» вместе с ним.
Противоположность внешней мотивации — мотивация внутренняя. В этом случае человек делает что-то, потому что чувствует потребность в этом (например, ему просто интересно или у него включается азарт — хочется попробовать свои силы). Но для развития внутренней мотивации необходимо ощутить определённую свободу действий, поверить в то, что выбор — например, учиться или нет, — он совершает самостоятельно. Проще говоря, ему нужна автономия.
Джонмаршалл Рив выделяет два основных преимущества преподавания, поддерживающего автономию учащихся:
- Результаты обучения получаются лучше — согласно исследованиям, автономия приводит к большему вовлечению, развитию внутренней мотивации, ощущению благополучия. Это влияет не просто на то, какие отметки получает студент или школьник, но и в целом на его стремление к учёбе.
- Сами преподаватели получают больше удовлетворения от преподавания — они становятся более эффективными и меньше склонны к выгоранию.
Преподаватель, давая автономию студентам, преследует две цели. Первая — удовлетворить их психологические потребности и развить в них мотивацию к обучению. Вторая цель заключается в том, чтобы через дружелюбные отношения с учащимся пробудить в нём интерес к своему предмету, так, чтобы он поддерживал мотивацию к обучению в самом себе (и не было необходимости внешнего давления) и даже в других.
Как же поддержать автономию учащихся? Патрик Уайтхэд даёт семь советов.
 
Взгляните на обучение с точки зрения студента
Большинство преподавателей, конечно, постоянно задумываются, получится ли лекция или учебная активность интересной. Однако поддерживающий автономию подход предполагает, что предположение требует подтверждения — то есть стоит спросить самих учащихся, что они думают об этой лекции или уроке, можно ли что-то улучшить в подаче материала (понятно, что судить о самом содержании они пока не могут). Причём вопрос о впечатлениях и пожеланиях должен быть искренним, не для галочки.
«Это учит смирению, поскольку преподаватель признаёт, что зависит от чего-то, что могут дать только студенты, — от их точки зрения. Но попробовав это пару раз, вы будете задаваться вопросом, неужели когда-то было по-другому», — комментирует Патрик.
Учитывайте интересы студентов
Обычно, отмечает эксперт, преподаватели склонны использовать собственные интересы в основе программы — это вполне естественно. Автор статьи признаётся, что и сам регулярно так делал. Но если цель в том, чтобы дать студентам автономию, то важно задействовать и их интересы — любимые темы, книги, активности и ресурсы. Благодаря этому они будут больше вовлекаться в занятия.
Кстати, ряд зарубежных вузов предлагает студентам старших курсов или выпускникам разрабатывать самостоятельно целые учебные программы, как раз в соответствии с их интересами. Порой выбранные темы таких программ у опытных преподавателей вызовут удивление, однако эксперты отмечают — это отличный способ разнообразить стандартный академический подход. В США пробуют привлекать к разработке образовательных программ даже школьников — такая практика есть в округе Хэмптон-Сити штата Вирджиния. И она показывает хорошие результаты.
Удовлетворяйте потребности студентов
Удовлетворение потребностей студентов вовсе не означает, что надо «плясать вокруг них с бубном» — речь идёт о создании такой учебной среды, которая позволит развивать автономию, компетентность и связь друг с другом. То есть об удовлетворении трёх психологических потребностей, которые лежат в основе теории самодетерминации.
Автономия — это потребность в самостоятельном выборе. Компетентность — потребность в вызове, но посильном, то есть таком, чтобы с ним можно было справиться. Если вы дадите слишком сложное задание, то студенты быстро в себе разочаруются и сдадутся, а если слишком лёгкое — заскучают. Так что в идеале нужно либо давать небольшие задания, либо постоянно держать руку на пульсе, чтобы эту сложность регулировать, отмечает Патрик.
Связь учащихся друг с другом означает потребность во взаимодействии — эту потребность помогает удовлетворить групповая работа, обсуждения, задания в парах.
Обосновывайте свои действия
Преподавателям важно доносить до студентов, что и почему они делают, подчёркивает Патрик Уайтхэд. Он приводит такие примеры: «Мой силлабус занимает 19 страниц, потому что юридический отдел университета требует этого» и «В этом семестре вы будете слушать 45 часов моих лекций, потому что я глубоко убеждён, что студенты учатся лучше всего, когда слушают нудные объяснения».
Может оказаться, что у вас на самом деле нет рациональных причин делать свою работу так, как вы привыкли, отмечает эксперт, — и открытое обсуждение со студентами как раз приведёт к изменениям.
Принимайте негативные чувства
«Преподаватели, которые поддерживают автономию, не дуются, когда их студенты устали, заскучали, рассердились или расстроились. Они принимают, что у студентов очень разнообразная жизнь за пределами аудитории, и в аудиторию часто попадают их эмоции из той жизни», — объясняет Патрик.
Проще говоря, поддерживать автономию — это признать тот факт, что каждый имеет право на свои эмоции, а не только на те, выражение которых мы хотим видеть. Это никому не сделает лучше, а тревога студентов, возможно, возрастёт. Кстати, исследования подтверждают, что на учёбе это сказывается негативно.
Будьте приветливее
Патрик предлагает сравнить два обращения в начале занятия:
- «Я подумал, что сегодня мы обсудим наши основные принципы в небольших группах по 3–4 человека. Что думаете?»;
- «Вы сейчас обсудите свои основные принципы с 2–3 другими студентами. Вам нужно ответить как минимум на один из предложенных вариантов. Вы должны назвать как минимум один принцип».
Конечно, первый вариант кажется куда приветливее — однако, предупреждает автор статьи, важно понимать: когда преподаватель задаёт студентам вопрос «Что думаете?», он должен быть готов к любому ответу. Если студенты думают, что не очень-то хотят сегодня заниматься такой работой, а преподаватель их всё равно заставит, — такой вопрос будет неискренним и странным, ведь никакой реальной автономности он не предполагает. Поэтому лучше задавать его только в том случае, если вы действительно готовы к обсуждению и к разным вариантам.
Проявите терпение
Терпение в данном случае относится не только и не столько к самим студентам, сколько к учебному процессу в целом. Патрик приводит такие примеры: не пытайтесь втиснуть как можно больше активностей в одно занятие, не становитесь рабом графика занятия, если задали вопрос — подождите немного, дайте студентам хотя бы секунд десять подумать, не торопите их.
Читайте также:
- Что такое саморегулируемое обучение и почему это важно для EdTech и вузов
- Как умение настраивать свою мотивацию влияет на успеваемость студентов
- Внутренняя и внешняя мотивация: как они связаны у учащихся
- Цифры: взрослые россияне чаще учатся из-за страха потерь, чем ради выгод
- Студентам важнее, чтобы у преподавателя было мышление роста, а не дружелюбный характер
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    


 
                     
				 
                                     
                                     
                                     
                                    