Образование
#Руководства

Как преподавать, поддерживая автономию учащихся: 7 советов

Вот семь советов преподавателя вуза, которые он применяет и сам.

Иллюстрация: Bryce Carithers / Pexels / Studio Romantic / Shutterstock / Freepik / Annie для Skillbox Media

Мотивация учащихся — вечно насущный вопрос для тех, кто их учит. Теория самодетерминации гласит, что в основе нашей внутренней мотивации лежат три основные психологические потребности — в автономии, в компетентности и во взаимодействии с другими. Чем больше автономии, тем выше уровень внутренней мотивации, наиболее благоприятной в том числе и для обучения. Иными словами, больше шансов, что человек будет учиться не из-под палки, а потому что ему и правда самому это важно. Соответственно, и на результатах обучения это скажется позитивно.

Считается, что внутреннюю мотивацию студентов развивает преподавание, которое поддерживает их автономию. В чём оно заключается? Об этом рассказал в своём блоге доцент кафедры психологии и координатор учебных программ Государственного университета Олбани (США) и автор книги «Преподавание, поддерживающее автономию студентов, в высшем образовании» Патрик Уайтхэд.

Но для начала разберёмся, как автономия работает на мотивацию. Это хорошо объяснил австралийский психолог Джонмаршалл Рив.

Как автономия учащихся связана с их мотивацией

Долгое время преподаватели и учителя склонялись к вполне типичным способам мотивации: например, обещанию неприятностей и плохих отметок в случае невыполнения задания, стандартным указаниям в повелительном тоне: «Делайте так-то». Всё перечисленное относится к средствам внешней мотивации. Суть в том, что человек руководствуется каким-то внешним стимулом, чтобы выполнить то, что от него требует педагог. Но если этот внешний стимул исчезнет, то и мотивация «растает» вместе с ним.

Противоположность внешней мотивации — мотивация внутренняя. В этом случае человек делает что-то, потому что чувствует потребность в этом (например, ему просто интересно или у него включается азарт — хочется попробовать свои силы). Но для развития внутренней мотивации необходимо ощутить определённую свободу действий, поверить в то, что выбор — например, учиться или нет, — он совершает самостоятельно. Проще говоря, ему нужна автономия.

Джонмаршалл Рив выделяет два основных преимущества преподавания, поддерживающего автономию учащихся:

  • Результаты обучения получаются лучше — согласно исследованиям, автономия приводит к большему вовлечению, развитию внутренней мотивации, ощущению благополучия. Это влияет не просто на то, какие отметки получает студент или школьник, но и в целом на его стремление к учёбе.
  • Сами преподаватели получают больше удовлетворения от преподавания — они становятся более эффективными и меньше склонны к выгоранию.

Преподаватель, давая автономию студентам, преследует две цели. Первая — удовлетворить их психологические потребности и развить в них мотивацию к обучению. Вторая цель заключается в том, чтобы через дружелюбные отношения с учащимся пробудить в нём интерес к своему предмету, так, чтобы он поддерживал мотивацию к обучению в самом себе (и не было необходимости внешнего давления) и даже в других.

Как же поддержать автономию учащихся? Патрик Уайтхэд даёт семь советов.

Взгляните на обучение с точки зрения студента

Большинство преподавателей, конечно, постоянно задумываются, получится ли лекция или учебная активность интересной. Однако поддерживающий автономию подход предполагает, что предположение требует подтверждения — то есть стоит спросить самих учащихся, что они думают об этой лекции или уроке, можно ли что-то улучшить в подаче материала (понятно, что судить о самом содержании они пока не могут). Причём вопрос о впечатлениях и пожеланиях должен быть искренним, не для галочки.

«Это учит смирению, поскольку преподаватель признаёт, что зависит от чего-то, что могут дать только студенты, — от их точки зрения. Но попробовав это пару раз, вы будете задаваться вопросом, неужели когда-то было по-другому», — комментирует Патрик.

Учитывайте интересы студентов

Обычно, отмечает эксперт, преподаватели склонны использовать собственные интересы в основе программы — это вполне естественно. Автор статьи признаётся, что и сам регулярно так делал. Но если цель в том, чтобы дать студентам автономию, то важно задействовать и их интересы — любимые темы, книги, активности и ресурсы. Благодаря этому они будут больше вовлекаться в занятия.

Кстати, ряд зарубежных вузов предлагает студентам старших курсов или выпускникам разрабатывать самостоятельно целые учебные программы, как раз в соответствии с их интересами. Порой выбранные темы таких программ у опытных преподавателей вызовут удивление, однако эксперты отмечают — это отличный способ разнообразить стандартный академический подход. В США пробуют привлекать к разработке образовательных программ даже школьников — такая практика есть в округе Хэмптон-Сити штата Вирджиния. И она показывает хорошие результаты.

Удовлетворяйте потребности студентов

Удовлетворение потребностей студентов вовсе не означает, что надо «плясать вокруг них с бубном» — речь идёт о создании такой учебной среды, которая позволит развивать автономию, компетентность и связь друг с другом. То есть об удовлетворении трёх психологических потребностей, которые лежат в основе теории самодетерминации.

Автономия — это потребность в самостоятельном выборе. Компетентность — потребность в вызове, но посильном, то есть таком, чтобы с ним можно было справиться. Если вы дадите слишком сложное задание, то студенты быстро в себе разочаруются и сдадутся, а если слишком лёгкое — заскучают. Так что в идеале нужно либо давать небольшие задания, либо постоянно держать руку на пульсе, чтобы эту сложность регулировать, отмечает Патрик.

Связь учащихся друг с другом означает потребность во взаимодействии — эту потребность помогает удовлетворить групповая работа, обсуждения, задания в парах.

Обосновывайте свои действия

Преподавателям важно доносить до студентов, что и почему они делают, подчёркивает Патрик Уайтхэд. Он приводит такие примеры: «Мой силлабус занимает 19 страниц, потому что юридический отдел университета требует этого» и «В этом семестре вы будете слушать 45 часов моих лекций, потому что я глубоко убеждён, что студенты учатся лучше всего, когда слушают нудные объяснения».

Может оказаться, что у вас на самом деле нет рациональных причин делать свою работу так, как вы привыкли, отмечает эксперт, — и открытое обсуждение со студентами как раз приведёт к изменениям.

Принимайте негативные чувства

«Преподаватели, которые поддерживают автономию, не дуются, когда их студенты устали, заскучали, рассердились или расстроились. Они принимают, что у студентов очень разнообразная жизнь за пределами аудитории, и в аудиторию часто попадают их эмоции из той жизни», — объясняет Патрик.

Проще говоря, поддерживать автономию — это признать тот факт, что каждый имеет право на свои эмоции, а не только на те, выражение которых мы хотим видеть. Это никому не сделает лучше, а тревога студентов, возможно, возрастёт. Кстати, исследования подтверждают, что на учёбе это сказывается негативно.

Будьте приветливее

Патрик предлагает сравнить два обращения в начале занятия:

  • «Я подумал, что сегодня мы обсудим наши основные принципы в небольших группах по 3–4 человека. Что думаете?»;
  • «Вы сейчас обсудите свои основные принципы с 2–3 другими студентами. Вам нужно ответить как минимум на один из предложенных вариантов. Вы должны назвать как минимум один принцип».

Конечно, первый вариант кажется куда приветливее — однако, предупреждает автор статьи, важно понимать: когда преподаватель задаёт студентам вопрос «Что думаете?», он должен быть готов к любому ответу. Если студенты думают, что не очень-то хотят сегодня заниматься такой работой, а преподаватель их всё равно заставит, — такой вопрос будет неискренним и странным, ведь никакой реальной автономности он не предполагает. Поэтому лучше задавать его только в том случае, если вы действительно готовы к обсуждению и к разным вариантам.

Проявите терпение

Терпение в данном случае относится не только и не столько к самим студентам, сколько к учебному процессу в целом. Патрик приводит такие примеры: не пытайтесь втиснуть как можно больше активностей в одно занятие, не становитесь рабом графика занятия, если задали вопрос — подождите немного, дайте студентам хотя бы секунд десять подумать, не торопите их.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована