Образование
#статьи

Как поддержка со стороны педагогов, семьи и сверстников влияет на учебные успехи

Поддержка помогает такому явлению, как саморегуляция, а уже та приводит школьников и студентов к успеху. Объясняем, какая именно поддержка нужна.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

В психологии и педагогике есть такое понятие — «учебная саморегуляция». Под ним принято понимать циклический процесс, в котором учащиеся сами ставят себе цели обучения и затем отслеживают их достижение, при этом контролируют свои действия и подстраиваются под окружающую среду.

Например, благодаря саморегуляции человек вовремя замечает, что стал меньше стараться, когда выполняет задания, — и убеждает сам себя прилагать больше усилий, напоминает себе, зачем ему нужно образование (например, подросток может говорить себе: «Я же хочу поступить в престижный IT-вуз, мне нужно для этого отлично сдать математику», студент: «Я хочу, чтобы меня пригласили на работу в крутую компанию, для этого мне нужно быть среди лучших студентов курса» и так далее).

Исследования раз за разом подтверждают, что саморегуляция повышает учебную вовлечённость, помогает учащимся адаптироваться к требованиям курса и в конечном счёте улучшает их учебные результаты. Получается, то, что благотворно влияет на саморегуляцию, в конечном счёте приводит и к успехам в учёбе. А благотворно повлиять на саморегуляцию, то есть помочь развить её у детей, подростков и взрослых людей, может среди прочего поддержка со стороны преподавателей, семьи и даже одноклассников и однокурсников.

Как конкретно работает этот механизм и в чём именно должна выражаться такая поддержка? Это решил выяснить коллектив исследователей из Университета Сантьяго-де-Компостела (Испания). Для этого они проанализировали 32 научные работы, в которых изучалось, как воспринимаемая поддержка (то есть то, какую поддержку от других людей ощущают школьники и студенты) действует на их учебную саморегуляцию в целом и конкретно — на то, какие учебные стратегии они применяют.

Результаты этого метаанализа исследователи в 2023 году опубликовали в журнале International Journal of Educational Research Open. Коротко пересказываем, к каким выводам они пришли.

Для начала немного теории: от чего вообще зависит саморегуляция

Считается, что саморегуляция в обучении происходит благодаря тому, что учащийся знает и применяет четыре типа учебных стратегий:

  • Когнитивные стратегии включают в себя обработку и усвоение информации, решение различных типов задач, соответствующих целям обучения (то есть, попросту говоря, это умственные усилия, которые прилагают учащиеся).
  • Метакогнитивные стратегии подразумевают управление самим процессом обучения — то есть планирование, контроль и оценку эффективности (когда учащиеся анализируют свой процесс учёбы и делают выводы, где у них всё хорошо, а где стоит «поднажать»).
  • Мотивационные стратегии помогают сознательно усиливать и поддерживать свою мотивацию на разных этапах обучения.
  • Стратегии управления ресурсами нужны для контроля образовательной среды, управления своим временем и усилиями, для поиска помощи при затруднениях.

Активно исследовать тему учебной саморегуляции начали относительно недавно — этому способствовало распространение онлайн-образования, когда всё больше людей стали учиться самостоятельно, без контроля преподавателя. Оказалось, что успехов в такой учёбе достигают (да и вообще хотя бы добираются до конца курса) те, кто обладает способностью к саморегуляции. Но на самом деле саморегуляция важна и для школьников, и для студентов, и вообще для всех, кто учится.

Фото: ​​Miljan Zivkovic / Shutterstock

У исследователей этого явления уже есть понимание, что важную роль в развитии и проявлении у учащихся навыков саморегуляции играют социальные факторы, то есть отношения с окружающими. Об этом говорит, например, теория самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана. Согласно ей, чтобы у человека во время обучения включались и работали самомотивация и саморегуляция, у него должны быть удовлетворены три базовые потребности:

  • в автономии, то есть в ощущении самостоятельности (это возможность принимать решения и брать на себя ответственность);
  • в чувстве собственной компетентности («Я могу, у меня получается разбираться в этом»);
  • в чувстве принадлежности к сообществу (например, школы, вуза, класса, группы), то есть в ощущении связанности с окружающими людьми, ощущения себя частью этого коллектива.

Третья потребность — целиком про отношения с другими людьми, но на самом деле отношения могут влиять и на другие два фактора тоже. Например, отношения могут придать человеку ощущение самостоятельности или, наоборот, лишить этого чувства («Я ни на что не влияю, я только делаю то, что мне скажут»), могут дать почувствовать свою компетентность или, наоборот, внушить чувство неполноценности («У меня не получается, я ни на что не способен»).

Поддерживающая социальная среда важна для учебной вовлечённости также с точки зрения развития мотивации.

Как на саморегуляцию влияет поддержка из разных источников

Практически все исследования, которые учёные включили в свой анализ, рассматривали разные источники поддержки по отдельности. Исключением была работа 2015 года немецких исследователей — они сравнивали, как на эффективность традиционного и проблемно-ориентированного обучения студентов-медиков влияют разные факторы, включая то, как студенты воспринимали внешнюю поддержку.

Оказалось, что чем больше поддержки ощущают студенты, тем лучше они относятся к учебной среде и тем больше верят в свою способность достичь успеха в определённой деятельности. В свою очередь, отношение к учебной среде и вера в свои способности располагают их к тому, чтобы применять метакогнитивные стратегии (то есть планировать и контролировать свою учебную деятельность), а также прилагать больше усилий для учёбы.

Это самое простое и общее объяснение. А теперь посмотрим подробнее, как влияет на саморегуляцию поддержка со стороны разных людей.

Поддержка со стороны педагога

Вообще, наука неоднократно подтверждала, что поддержка педагогов помогает развивать у учащихся саморегуляцию. Например, исследование 2014 года, в котором приняли участие более 5000 старшеклассников из Австралии, показало: чем больше поддержки от учителя чувствуют школьники, тем регулярнее они применяют когнитивные и метакогнитивные стратегии в обучении. Проще говоря, благодаря поддержке педагогов дети учатся более вдумчиво, более осознанно и организованно.

При этом разные виды поддержки, которые применяет педагог, могут действовать по-разному. Лучше всего изучена поддержка учителем автономии, то есть самостоятельности учеников, — это когда учитель проявляет уважение к личности учеников, относится к ним как к тем, кто способен принимать решения и брать ответственность за свой процесс обучения.

Поддержка автономии приводит к тому, что старшеклассники и студенты используют когнитивные и метакогнитивные стратегии (то есть прилагают больше умственных стараний и относятся к своей учёбе более осознанно), и им становится легче обращаться за помощью, когда сами они не справляются. А у учеников начальной и старшей школы поддержка автономии развивает умение настраивать собственную мотивацию. Об этом пишут, например, испанские исследователи.

Также есть данные, что связь между поддержкой автономии и учебной саморегуляцией двусторонняя: чем больше самостоятельности и вовлечённости в обучении проявляет школьник, тем больше поддержки готов предоставить ему учитель. И наоборот, если ученик не проявляет навыков саморегуляции, то педагог, вероятнее всего, станет меньше его поддерживать.

На младших и старших школьников также хорошо влияют эмоционально тёплые отношения с учителем, это вдохновляет их прилагать больше умственных усилий для учёбы. А учеников средних классов такие отношения поощряют обращаться за помощью в случае учебных трудностей.

Умение управлять своим процессом обучения у учеников старших классов улучшается и в том случае, если действия педагога способствуют развитию чувства принадлежности к классу и школе, то есть подростки чувствуют себя комфортно в этом коллективе и достойными его (нет ощущения «эта школа не для меня», «я тут лишний»). А школьников помладше это поощряет обращаться за помощью.

Здесь связь тоже двунаправленная — вовлечённые ученики с навыками саморегуляции обычно получают больше эмоциональной поддержки от учителя, чем их менее заинтересованные в учёбе сверстники.

Повышает учебную саморегуляцию младшеклассников, старшеклассников и студентов также восприятие учителя как наставника, который с помощью своего опыта и знаний помогает достигать целей. По словам авторов метаанализа, это можно объяснить тем, что поддержка такого рода закрывает потребность ученика в компетентности, то есть в ощущении «Я могу, я разбираюсь в этом». Работает это, по всей видимости, так: когда ученик благодаря наставничеству учителя достигает целей и хороших результатов в учёбе, это способствует вере в свои способности, что важно для мотивации и дальнейших успехов.

Проще говоря, чтобы помочь школьникам и студентам проявлять саморегуляцию в учёбе и тем самым достигать успехов, школьным педагогам и преподавателям вузов и колледжей нужно:

  • давать им больше самостоятельности;
  • выстраивать с ними эмоционально тёплые отношения;
  • вести себя как наставник, помогающий поверить в себя;
  • работать над тем, чтобы в целом отношения в коллективе учебного заведения были здоровыми и комфортными, никто не чувствовал себя изгоем.

Поддержка со стороны семьи

Эффект от поддержки со стороны семьи заметен у учащихся на разных уровнях образования. Учеников средних и старших классов, а также студентов вузов это побуждает больше стараться. Учащиеся средних классов, которых поддерживают родители, также чаще регулируют свой процесс обучения.

Как и в случае поддержки со стороны педагогов, самый изученный аспект семейной поддержки касается поощрения автономии, то есть самостоятельности ребёнка. Например, известно, что это улучшает умение настраивать свою мотивацию у младшеклассников и старшеклассников, а также помогает старшеклассникам и студентам вузов прилагать больше интеллектуальных усилий во время учёбы.

Также поддержка самостоятельности ребёнка в семье повышает у учеников средних классов и студентов способность управлять своим процессом обучения.

Авторы метаанализа пришли к такому выводу: учителя, поддерживая автономию учеников, тем самым формируют для них особую образовательную среду, которая способствует развитию учебной самостоятельности. А вот влияние родителей более общее — от семейных установок и методов воспитания зависит, насколько ребёнок управляет собой и своими действиями в целом, а не только при обучении.

Другие виды поддержки исследованы гораздо меньше. Но есть данные о том, что наставничество (как помощь в достижении учебных целей) со стороны родителей и эмоциональная близость в семье способствуют когнитивной и метакогнитивной саморегуляции подростков, а также эффективному использованию ресурсов.

То есть родителям, которые хотят, чтобы их дети достигали успехов в учёбе, стоит:

  • давать больше самостоятельности детям;
  • выстраивать с ними эмоционально тёплые отношения;
  • вести себя как помогающие наставники, а не как авторитарные требовательные фигуры.

Поддержка со стороны сверстников

О влиянии этого источника поддержки на развитие саморегуляции известно совсем мало. Есть данные, что в целом поддержка сверстников помогает школьникам, начиная со средних классов, а также студентам применять когнитивные стратегии, то есть прилагать больше умственных усилий в учёбе. Также она способствует метакогнитивной саморегуляции учеников средней школы, то есть управлению самим процессом обучения.

Наставничество в классе идёт на пользу и младшеклассникам. Как считают исследователи, если дети часто вместе работают над учебными задачами, они учатся саморегуляции друг у друга, подхватывая те или иные учебные стратегии, развивая фокус на мастерстве и повышая самоэффективность. А тёплые отношения в классе помогают развитию метакогнитивной саморегуляции у учеников средних классов.

Всё это для учителей тоже сигнал о том, что очень важно выстраивать в классе такие отношения и такую атмосферу, которая в целом поощряет интерес и сознательное отношение к учёбе (не секрет, что в подростковом возрасте может возобладать мода на противоположное поведение — «Хорошо учиться — не круто»), давать больше групповых заданий.

Какая поддержка педагогов, родителей и сверстников помогает учиться

Для наглядности представили выводы, к которым испанские исследователи пришли по результатам метаанализа, в виде таблицы.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована