Образование
#статьи

Как поддержка со стороны педагогов, семьи и сверстников влияет на учебные успехи

Поддержка помогает такому явлению, как саморегуляция, а уже та приводит школьников и студентов к успеху. Объясняем, какая именно поддержка нужна.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

В психологии и педагогике есть такое понятие — «учебная саморегуляция». Под ним принято понимать циклический процесс, в котором учащиеся сами ставят себе цели обучения и затем отслеживают их достижение, при этом контролируют свои действия и подстраиваются под окружающую среду.

Например, благодаря саморегуляции человек вовремя замечает, что стал меньше стараться, когда выполняет задания, — и убеждает сам себя прилагать больше усилий, напоминает себе, зачем ему нужно образование (например, подросток может говорить себе: «Я же хочу поступить в престижный IT-вуз, мне нужно для этого отлично сдать математику», студент: «Я хочу, чтобы меня пригласили на работу в крутую компанию, для этого мне нужно быть среди лучших студентов курса», и так далее).

Исследования раз за разом подтверждают, что саморегуляция повышает учебную вовлечённость, помогает учащимся адаптироваться к требованиям курса и в конечном счёте улучшает их учебные результаты. Получается, то, что благотворно влияет на саморегуляцию, в конечном счёте приводит и к успехам в учёбе. А благотворно повлиять на саморегуляцию, то есть помочь развить её у детей, подростков и взрослых людей, в том числе могут поддержка со стороны преподавателей, семьи и даже одноклассников и однокурсников.

Как конкретно работает этот механизм и в чём именно должна выражаться такая поддержка? Это решил выяснить коллектив исследователей из Университета Сантьяго-де-Компостела (Испания). Для этого они проанализировали 32 научные работы, в которых изучалось, как воспринимаемая поддержка (то есть то, какую поддержку от других людей ощущают школьники и студенты) действует на их учебную саморегуляцию в целом и конкретно — на то, какие учебные стратегии они применяют.

Результаты этого метаанализа исследователи в 2023 году опубликовали в журнале International Journal of Educational Research Open. Коротко пересказываем, к каким выводам они пришли.

Для начала немного теории: от чего вообще зависит саморегуляция

Считается, что саморегуляция в обучении происходит благодаря тому, что учащийся знает и применяет четыре типа учебных стратегий:

  • Когнитивные стратегии включают в себя обработку и усвоение информации, решение различных типов задач, соответствующих целям обучения (то есть, попросту говоря, это умственные усилия, которые прилагают учащиеся).
  • Метакогнитивные стратегии подразумевают управление самим процессом обучения — то есть планирование, контроль и оценку эффективности (когда учащиеся анализируют свой процесс учёбы и делают выводы, где у них всё хорошо, а где стоит «поднажать»).
  • Мотивационные стратегии помогают сознательно усиливать и поддерживать свою мотивацию на разных этапах обучения.
  • Стратегии управления ресурсами нужны для контроля образовательной среды, управления своим временем и усилиями, для поиска помощи при затруднениях.

Активно исследовать тему учебной саморегуляции начали относительно недавно — этому способствовало распространение онлайн-образования, когда всё больше людей стали учиться самостоятельно, без контроля преподавателя. Оказалось, что успехов в такой учёбе достигают (да и вообще хотя бы добираются до конца курса) те, кто обладает способностью к саморегуляции. Но на самом деле саморегуляция важна и школьникам, и студентам, и вообще всем, кто учится.

Фото: ​​Miljan Zivkovic / Shutterstock

У исследователей этого явления уже есть понимание, что важную роль в развитии и проявлении у учащихся навыков саморегуляции играют социальные факторы, то есть отношения с окружающими. Об этом говорит, например, теория самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана. Согласно ей, для того, чтобы у человека во время обучения включались и работали самомотивация и саморегуляция, у него должны быть удовлетворены три базовые потребности:

  • в автономии, то есть ощущении самостоятельности (это возможность принимать решения и брать на себя ответственность);
  • в чувстве собственной компетентности («Я могу, у меня получается разбираться в этом»);
  • в чувстве принадлежности к сообществу (например, школы, вуза, класса, группы), то есть в ощущении связанности с окружающими людьми, ощущения себя частью этого коллектива.

Третья потребность — целиком про отношения с другими людьми, но на самом деле отношения могут влиять и на другие два фактора тоже. Например, отношения могут придать человеку ощущение самостоятельности или, наоборот, лишить этого чувства («Я ни на что не влияю, я только делаю то, что мне скажут»), могут дать почувствовать свою компетентность или, наоборот, внушить чувство неполноценности («У меня не получается, я ни на что не способен»).

Поддерживающая социальная среда важна для учебной вовлечённости также с точки зрения развития мотивации.

Как на саморегуляцию влияет поддержка из разных источников

Практически все исследования, которые учёные включили в свой анализ, рассматривали разные источники поддержки по отдельности. Исключением была работа 2015 года немецких исследователей — они сравнили эффективность традиционного и проблемно-ориентированного обучения студентов-медиков в зависимости от разных критериев, включая то, как студенты воспринимали внешнюю поддержку.

Оказалось, что чем больше поддержки ощущают студенты, тем лучше они относятся к учебной среде и тем больше верят в свою способность достичь успеха в определённой деятельности. В свою очередь, отношение к учебной среде и вера в свои способности располагают их к тому, чтобы применять метакогнитивные стратегии (то есть планировать и контролировать свою учебную деятельность), а также прилагать больше усилий для учёбы.

Это самое простое и общее объяснение. А теперь посмотрим подробнее, как влияет на саморегуляцию поддержка со стороны разных людей.

Поддержка со стороны педагога

Вообще, наука неоднократно подтверждала, что поддержка педагогов помогает развивать у учащихся саморегуляцию. Например, исследование 2014 года, в котором приняли участие более 5000 старшеклассников из Австралии, показало: чем больше поддержки от учителя чувствуют школьники, тем регулярнее они применяют когнитивные и метакогнитивные стратегии в обучении. Проще говоря, благодаря поддержке педагогов дети учатся более вдумчиво, более осознанно и организованно.

При этом разные виды поддержки, которые применяет педагог, могут действовать по-разному. Лучше всего изучена поддержка учителем автономии, то есть самостоятельности учеников, — это когда учитель проявляет уважение к личности учеников, относится к ним как к тем, кто способен принимать решения и брать ответственность за свой процесс обучения.

Поддержка автономии приводит к тому, что старшеклассники и студенты используют когнитивные и метакогнитивные стратегии (то есть прилагают больше умственных стараний и относятся к своей учёбе более осознанно), и им становится легче обращаться за помощью, когда сами они не справляются. А у учеников начальной и старшей школы поддержка автономии развивает умение настраивать собственную мотивацию. Об этом пишут, например, испанские исследователи.

Также есть данные, что связь между поддержкой автономии и учебной саморегуляцией двусторонняя: чем больше самостоятельности и вовлечённости в обучении проявляет школьник, тем больше поддержки готов предоставить ему учитель. И наоборот, если ученик не проявляет навыков саморегуляции, то педагог, вероятнее всего, станет меньше его поддерживать.

На младших и старших школьников также хорошо влияют эмоционально тёплые отношения с учителем, это вдохновляет их прилагать больше умственных усилий для учёбы. А учеников средних классов такие отношения поощряют обращаться за помощью в случае учебных трудностей.

Умение управлять своим процессом обучения у учеников старших классов улучшается и в том случае, если действия педагога способствуют развитию чувства принадлежности к классу и школе, то есть подростки чувствуют себя комфортно в этом коллективе и достойными его (нет ощущения «эта школа не для меня», «я тут лишний»). А школьников помладше это поощряет обращаться за помощью.

Здесь связь тоже двунаправленная — вовлечённые ученики с навыками саморегуляции обычно получают больше эмоциональной поддержки от учителя, чем их менее заинтересованные в учёбе сверстники.

Повышает учебную саморегуляцию младшеклассников, старшеклассников и студентов также восприятие учителя как наставника, который своим опытом и знаниями помогает достигать целей. По словам авторов метаанализа, это можно объяснить тем, что поддержка такого рода закрывает потребность ученика в компетентности, то есть в ощущении «Я могу, я разбираюсь в этом». Работает это, по всей видимости, так: когда ученик благодаря наставничеству учителя достигает целей и хороших результатов в учёбе, это способствует вере в свои способности, что важно для мотивации и дальнейших успехов.

Проще говоря, чтобы помочь школьникам и студентам проявлять саморегуляцию в учёбе и тем самым достигать успехов, школьным педагогам и преподавателям вузов и колледжей нужно:

  • давать им больше самостоятельности;
  • выстраивать с ними эмоционально тёплые отношения;
  • вести себя как наставник, помогающий поверить в себя;
  • работать над тем, чтобы в целом отношения в коллективе учебного заведения были здоровыми и комфортными, никто не чувствовал себя изгоем.

Поддержка со стороны семьи

Эффект от поддержки со стороны семьи заметен у учащихся на разных уровнях образования. Учеников средних и старших классов, а также студентов вузов это побуждает больше стараться. Учащиеся средних классов, которых поддерживают родители, также чаще регулируют свой процесс обучения.

Как и в случае поддержки со стороны педагогов, самый изученный аспект семейной поддержки касается поощрения автономии, то есть самостоятельности ребёнка. Например, известно, что это улучшает умение настраивать свою мотивацию у младшеклассников и старшеклассников, а также помогает старшеклассникам и студентам вузов прилагать больше интеллектуальных усилий во время учёбы.

Также поддержка самостоятельности ребёнка в семье повышает у учеников средних классов и студентов способность управлять своим процессом обучения.

Авторы метаанализа пришли к такому выводу: учителя, поддерживая автономию учеников, тем самым формируют для них особую образовательную среду, которая способствует развитию учебной самостоятельности. А вот влияние родителей более общее — от семейных установок и методов воспитания зависит, насколько в целом ребёнок управляет собой и своими действиями, а не только в обучении.

Другие виды поддержки исследованы гораздо меньше. Но есть данные о том, что наставничество (как помощь в достижении учебных целей) со стороны родителей и эмоциональная близость в семье способствуют когнитивной и метакогнитивной саморегуляции подростков, а также эффективному использованию ресурсов.

То есть родителям, которые хотят, чтобы их дети достигали успехов в учёбе, стоит:

  • давать больше самостоятельности детям;
  • выстраивать с ними эмоционально тёплые отношения;
  • вести себя как помогающие наставники, а не как авторитарные требовательные фигуры.

Поддержка со стороны сверстников

О влиянии этого источника поддержки на развитие саморегуляции известно совсем мало. Есть данные, что в целом поддержка сверстников помогает школьникам, начиная со средних классов, а также студентам применять когнитивные стратегии, то есть прилагать больше умственных усилий в учёбе. Также она способствует метакогнитивной саморегуляции учеников средней школы, то есть управлению самим процессом обучения.

Наставничество в классе идёт на пользу и младшеклассникам. Как считают исследователи, если дети часто вместе работают над учебными задачами, они учатся саморегуляции друг у друга, подхватывая те или иные учебные стратегии, развивая фокус на мастерстве и повышая самоэффективность. А тёплые отношения в классе помогают развитию метакогнитивной саморегуляции у учеников средних классов.

Всё это для учителей тоже сигнал о том, что очень важно выстраивать в классе такие отношения и такую атмосферу, которая в целом поощряет интерес и сознательное отношение к учёбе (не секрет, что в подростковом возрасте может возобладать мода на противоположное поведение — «Хорошо учиться — не круто»), давать больше групповых заданий.

Какая поддержка педагогов, родителей и сверстников помогает учиться

Для наглядности представили выводы, к которым испанские исследователи пришли по результатам метаанализа, в виде таблицы.

Как разные виды поддержки меняют поведение учащихся

Источник поддержкиВид поддержкиКак поддержка меняет поведение младших школьниковКак поддержка меняет поведение школьников в средних классахКак поддержка меняет поведение старшеклассниковКак поддержка меняет поведение студентов
ПедагогПоддержка в целом (как её воспринимают ученики)Нет данныхПрименяют когнитивные и метакогнитивные стратегииПрименяют когнитивные и метакогнитивные стратегииНет данных
Поддержка автономии (самостоятельности) учениковУправляют своей учебной мотивациейНет данныхПрименяют когнитивные и метакогнитивные стратегии, управляют своей учебной мотивацией, обращаются за помощьюПрименяют когнитивные и метакогнитивные стратегии, обращаются за помощью
Эмоционально тёплые отношенияПрименяют когнитивные стратегииОбращаются за помощьюПрименяют когнитивные стратегииНет данных
Развитие чувства принадлежности классу, школеОбращаются за помощьюОбращаются за помощьюПрименяют метакогнитивные стратегииНет данных
Преподаватель ведёт себя как наставникПовышается саморегуляция в целомНет данныхПовышается саморегуляция в целомПовышается саморегуляция в целом
СемьяПоддержка в целом (как её воспринимают ученики)Нет данныхПрименяют когнитивные и метакогнитивные стратегииПрименяют когнитивные стратегииПрименяют когнитивные стратегии
Поддержка автономии (самостоятельности) детейУправляют своей учебной мотивациейПрименяют метакогнитивные стратегииУправляют своей учебной мотивацией, применяют когнитивные стратегииПрименяют когнитивные и метакогнитивные стратегии
Родитель ведёт себя как наставникНет данныхПрименяют когнитивные и метакогнитивные стратегии, обращаются за помощьюНет данныхНет данных
Эмоционально тёплые отношенияНет данныхПрименяют когнитивные и метакогнитивные стратегии, обращаются за помощьюНет данныхНет данных
СверстникиПоддержка в целом (как её воспринимают ученики)Нет данныхПрименяют когнитивные и метакогнитивные стратегииПрименяют когнитивные стратегииПрименяют когнитивные стратегии
Наставничество сверстниковПовышается саморегуляция в целомНет данныхНет данныхНет данных
Эмоционально тёплые отношенияНет данныхПрименяют метакогнитивные стратегииНет данныхНет данных

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Освойте топовые нейросети за один день. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована